Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 1 июня 2017 г. N ЭА-980/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "ТОЗОТ" (далее - Заявитель) на действия администрации Камышеватского сельского поселения Ейского района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Ремонт автомобильных дорог местного значения" (извещение N 0318300103617000005) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "ТОЗОТ" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) Заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 года N 1457; 2) установлены требования к описанию участниками закупки товаров, значения показателей которых определяются по результатам испытаний (позиции 1-7, 10).
Представителем Заказчика представлена документация об электронном аукционе, заявка участника закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Камышеватского сельского поселения Ейского района проводился электронный аукцион: "Ремонт автомобильных дорог местного значения" (извещение N 0318300103617000005).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 533 870,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе определено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. (далее - Перечень), включающий, в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 5 Перечня).
На основании п. 7) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 6) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0318300103617000005 Заказчиком не установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено", что является нарушением п. 7) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Пунктом 25 Раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации Заказчиком установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 года N 1457.
В п. 45 Раздела 9 "Требования к содержанию и составу 1 и 2 частей заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации предусмотрено: вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: Если позицией 25 установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами - Установлено. Копии выписки из ЕГРЮЛ.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в Приложении N "Сведения о товарах (материалах, оборудовании) используемых при выполнении работ" аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товар ный знак (при нали чии) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки** (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
||
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Битум |
|
Битум по ГОСТ 22245-90 для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2013 |
||
Глубина проникания иглы при 25°С , мм*10 |
61 - 90 |
||||
Глубина проникания иглы при 0°С, мм*10 |
20 |
||||
Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже |
47 |
||||
Растяжимость при 25°С, см, не менее |
55 |
||||
_ |
_ |
||||
2 |
Битумы нефтяные дорожные жидкие |
|
Битумы нефтяные дорожные жидкие по ГОСТ 11955-82 |
||
Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, с, в пределах диапазона |
71-130 |
||||
3
|
Асфальтобетонная смесь и асфальтобетон
|
|
Мелкозернистая плотная горячая асфальтобетонная смесь и асфальтобетон тип Б марки II для выравнивающих слоев по ГОСТ 9128-2013 III дорожно-климатическая зона |
||
Температура смеси при отгрузке, °С, в пределах диапазона |
145-155 |
||||
Зерновой состав минеральной части для непрерывного зернового состава; размер зерен, мм, мельче, %, в пределах диапазона: |
|
||||
15 |
90-100 |
||||
10 |
70-100 |
||||
5 |
50-60 |
||||
_ |
_ |
||||
Водонасыщение образцов отформованных из смеси по объёму , % , в пределах диапазона |
1,5 - 4 |
||||
Водонасыщение по объёму для образцов из переформованных вырубок и кернов , %, в пределах диапазона |
1 - 4 |
||||
Водонасыщение по объёму для вырубок и кернов, %, не более |
4,5 |
||||
4 |
Щебень |
|
Щебень по ГОСТ 8267-93 для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2013 |
||
_ |
_ |
||||
Марка щебня по морозостойкости , не ниже |
F50 |
||||
5
|
Песок
|
|
Песок из отсевов дробления по ГОСТ 31424-2010 для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2013 |
||
Содержание глинистых частиц методом набухания по массе, %, не более |
0,5 |
||||
6
|
Асфальтобетонная смесь и асфальтобетон
|
|
Мелкозернистая плотная горячая асфальтобетонная смесь и асфальтобетон тип Б марки II для верхних слоев покрытия по ГОСТ 9128-2013 III дорожно-климатическая зона |
||
Температура смеси при отгрузке, °С, в пределах диапазона |
145-155 |
||||
Зерновой состав минеральной части для непрерывного зернового состава; размер зерен, мм, мельче, %, в пределах диапазона: |
|
||||
20 |
90-100 |
||||
15 |
80-100 |
||||
10 |
70-100 |
||||
_ |
_ |
||||
7
|
Минеральный порошок
|
|
Минеральный порошок активированный по ГОСТ Р 52129-2003 из карбонатных пород для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2013 |
||
Марка порошка |
МП-1 |
||||
Гидрофобность |
гидрофобный |
||||
Зерновой состав мельче 1,25 мм , % по массе не менее |
100 |
||||
_ |
.. |
||||
10 |
Эмульсия битумная дорожная |
|
Эмульсия битумная дорожная по ГОСТ Р 52128-2003 |
||
Содержание вяжущего с эмульгатором, % по массе, в пределах диапазона |
50-70 |
||||
Условная вязкость при 20 °С, с, в пределах диапазона |
10-65 |
||||
Глубина проникания иглы при 25 °С, 0.1 мм, не менее |
60 |
||||
_ |
_ |
Из положений Раздела 8 "Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации следует, что к разряду показателей, которые не фиксируются однозначным образом, могут быть отнесены такие показатели, предельные значения которых устанавливаются отдельными производителями при выпуске определенного рода продукции как диапазонным значением, так и точным, как, например, кислотность (Ph), что указывается в описании объекта закупки следующим образом:
Пример:
Показатель, ед.изм. |
Значение, установленное заказчиком |
Соответствует (при заполнении участником) |
Соответствует (при заполнении участником) |
Соответствует (при заполнении участником) |
Ph, в пределах диапазона |
5-7 |
5-7 |
6-7 |
6 |
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Установленные Заказчиком требования к товарам (материалам) затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров (материалов) и проведения соответствующих испытаний и требования от изготовителя указания о качестве результатов испытаний и данных ее химического состава.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, что является нарушением п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Заказчиком установлено требование к марки щебня по морозостойкости, который должен быть обеспечен при выполнении конкретного вида работ. Использование конкретной марки щебня установлено технической документацией Заказчика. Марка щебня является основной качественной характеристикой щебня.
Согласно п. 4.6.2 ГОСТ 8267-93 щебень и гравий по морозостойкости подразделяют на следующие марки: F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300, F400.
В соответствии с п. 5.1 ГОСТ 8267-93 щебень и гравий должны быть приняты техническим контролем предприятия-изготовителя.
Для проверки соответствия качества щебня (гравия) требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания (п. 5.3 ГОСТ 8267-93).
Пунктом 5.4 ГОСТ 8267-93 определено, что при периодических испытаниях определяют, в том числе: один раз в год - морозостойкость и класс щебня (гравия) по значению удельной эффективной активности естественных радионуклидов, а также по требованию потребителей содержание вредных компонентов и примесей.
Согласно п. 5.12 ГОСТ 8267-93 результаты приемочного контроля и периодических испытаний приводят в документе о качестве, в котором указывают, в том числе: морозостойкость щебня (гравия).
Таким образом, требование Заказчика, установленное по позиции 4 "Щебень" к марки щебня по морозостойкости, не является требованием к показателю товара, значение которого определяется по результатам испытаний.
Документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, Заявитель не представил.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТОЗОТ" обоснованной в части отсутствия в извещении об осуществлении закупки условий, запретов, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 года N 1457; установления требований к описанию участниками закупки товаров, значения показателей которых определяются по результатам испытаний (позиции 1-3, 5-7, 10).
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Камышеватского сельского поселения Ейского района нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 7) ч. 5 ст. 63, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - администрации Камышеватского сельского поселения Ейского района (единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе N 467 от 01.06.2017 г. по делу N ЭА-988/2017, повторное предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 1 июня 2017 г. N ЭА-980/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2017