Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 июня 2017 г. N ЭА-1104/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
в отсутствие представителя ООО "ПАРУ ГРУПП", представителя МБДОУ ДС N 4 аула Урупского МО Успенский район, в присутствии представителя МКУ "Управление по закупкам администрации МО Успенский район", рассмотрев жалобу ООО "ПАРУ ГРУПП" (далее - Заявитель) на действия МБДОУ ДС N 4 аула Урупского МО Успенский район (далее - Заказчик) при проведении МКУ "Управление по закупкам администрации МО Успенский район" (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона: "Строительство пристройки на 40 мест с пищеблоком и медблоком к МБДОУ ДС N 4 аула Урупского МО Успенский район" (извещение N 0318300553717000038) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО "ПАРУ ГРУПП" указывает, что в описании объекта закупки установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, которые противоречат ГОСТ, а также носят необъективный (избыточный) характер, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе. В инструкции по заполнению заявки отсутствует значение части символов и слов, используемых при описании объекта закупки, что не позволяет сформировать заявку на участие в аукционе.
Представитель Уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласен. Документация электронного аукциона соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МКУ "Управление по закупкам администрации МО Успенский район" для нужд Заказчика - МБДОУ ДС N 4 аула Урупского МО Успенский район проводился электронный аукцион: "Строительство пристройки на 40 мест с пищеблоком и медблоком к МБДОУ ДС N 4 аула Урупского МО Успенский район" (извещение N 0318300553717000038).
Начальная (максимальная) цена контракта - 23 116 000,00 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В "Сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" аукционной документации установлено:
Позиция 12 "Перемычка брусковая": длина, мм - 1810, 1940; ширина, мм - 120; высота, мм - не менее 140.
В соответствии с таблицей 1 ГОСТ 948-2016, перемычка брусковая с длиной 1810 мм, шириной 120 мм имеет высоту 220 мм. Таким образом, установленный Заказчиком показатель, противоречит ГОСТ.
По результатам проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено:
Позиция 39 "Доски": толщина - не менее 44 мм; ширина, мм - не более 150 не менее 75.
П. 21 таблицы 1 ГОСТ 18288-87 установлено, что доска - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины. Таким образом, при минимальной толщине 44 мм, ширина должна быть более 88 мм, а не 75 мм, в связи с чем, требования Заказчика противоречат ГОСТ.
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявитель указывает, что в инструкции по заполнению заявки отсутствует значение символа "," и слова "не хуже", что не позволяет сформировать заявку на участие в электронном аукционе.
Согласно инструкции по заполнению заявки "в случае, если характеристики указаны в словесной конструкции "Х и У", "Х, У" считать, что все характеристики являются требуемыми Заказчиком".
Таким образом, довод Заявителя об отсутствии значения символа "," необоснован. Вместе с тем, инструкция не содержит значение слова "не хуже", что вводит участников закупки в заблуждение.
В инструкции также установлено, что "В случае если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих наименований, товарных знаков или характеристик товара, участник обязан выбрать и указать один товар и его конкретную характеристику. Такие характеристики сопровождаются символами ";" "\", "/".
В позиции 91 "Трубы" установлено: стальные бесшовные, горячедеформированные со снятой фаской из стали марок 15, 20, 25, наружным диаметром 32 мм, толщина стенки не менее 2,5 мм.
Таким образом, Заказчиком установлены взаимоисключающие характеристики товара (марка стали), при этом, указанные в инструкции символы ";" "\", "/" в данной позиции не содержатся, что вводит участников закупки в заблуждение.
Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
По результатам проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено:
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
По данному электронному аукциону 26.05.2017 поступил следующий запрос о разъяснении положений аукционной документации:
Содержание запроса на разъяснение положений аукционной документации |
Разъяснение положений аукционной документации |
Тема запроса: приложение к документации об электронном аукционе (извещение N 0318300553717000038). Прошу Вас разъяснить следующие положения аукционной документации: Уважаемый заказчик, просим разъяснить вас следующее: Вопрос 1.В позиции 67 "Гвозди " заказчиком указано: Длина гвоздя 120 В соответствии с инструкцией не понятно как следует указать участнику. Просим разъяснить, какая форма указания значения, будет соответствующей под требования заказчика Вариант 1.(124 +4), Вариант 2.(124) или же иная форма указания???. Просим указать пример обозначения в соответствии с требованиями заказчика. Вопрос 2. В позиции 62 "доски " заказчиком указано в параметре длина 4-6,5, просим разъяснить заказчика это [четыре -шесть целая пять ]или [четыре - шесть , пять]
Вопрос 3. В позиции 81,91,98 "трубы" заказчиком указано "стальные бесшовные, горячедеформированные со снятой фаской из стали марок 15, 20, 25, наружным диаметром 57 мм, толщина стенки 3,5 мм". Правильно ли участник понимает, что заказчику требуются трубы всех трех марок стали 15, 20, 25??? Если нет то сколько??? Вопрос 4. Позиция 79 кабель силовой, параметр количество токопроводящих жил. Правильно ли участник понимает что заказчику требуется три шт. и пять шт??? Если нет то сколько? Вопрос 5. Позиция 86 "плитка" параметр форма. Правильно ли участник понимает что требуется плитка двух форм?? Если да, то правильно ли участник понимает, что размеры плитки указываются для каждой формы??? Вопрос 6. Позиция 99 "Винты самонарезающие" заказчик указывает диаметр головки 13,35 мм с предельным отклонением по ГОСТ. Правильно ли участник понимает, что Высоту головки и длину винта нужно указать с предельным отклонением или можно указывать номинальную высоту и длину в соответствии с ГОСТ.
Вопрос 7. В ТЗ указаны параметры со словом "не хуже", однако в инструкции не содержится значение данного слова. Как участнику понимать значение слова?? И может ли содержать первая часть заявки слово "не хуже"
Вопрос 8. В позиции 21"Оконныеблокиизпрофиля ПВХ" Толщина внешних стенок, мм, указана как лицевая - какое то смысловое значение по инструкции в данной случае???
Все ответы должны быть конкретными и уход от ответа в любой форме, будет основанием для подачи Жалобы в УФАС. |
Согласно поступившего запроса разъясняем следующие положения аукционной документации:
Ответ 1. Рекомендуем вам более внимательно ознакомиться с Разделом 8 "Инструкция по заполнению заявки" документации электронного аукциона.
Ответ 2. В случае, если участнику закупки по п. 62 "Доски" непонятно значение "6,5" по показателю "Длина, м", то Заказчиком по данному показателю установлено значение в качестве максимальной длины доски "6,5 м" (650 см, 6500 мм).
Ответ 3. Рекомендуем вам более внимательно ознакомиться с Разделом 8 "Инструкция по заполнению заявки" документации электронного аукциона.
Ответ 4. Рекомендуем вам более внимательно ознакомиться с Разделом 8 "Инструкция по заполнению заявки" документации электронного аукциона.
Ответ 5. Рекомендуем вам более внимательно ознакомиться с Разделом 8 "Инструкция по заполнению заявки" документации электронного аукциона.
Ответ 6. В соответствии с частью 3 ст. 66 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе (предложение участника в отношении объекта закупки) должна содержать в случаях, установленных в позиции 37 раздела 9 документации, конкретные показатели поставляемого (используемого при оказании услуг, выполнении работ) товара. Следует учесть, что если участник предлагает к использованию товар, эквивалентный товару, в отношении которого в документации установлен товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, помимо конкретных показателей такого товара участник обязан указать в заявке его товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. При подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности - требуемых характеристик применяемых товаров, участниками должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком. Изменение наименований показателей не допускается. Конкретизации подлежат только значения показателей. Предложение участника в отношении объекта закупки должно полностью соответствовать требованиям к такому объекту, установленным заказчиком. Все характеристики предложенные участником должны строго соответствовать установленным заказчиком требованиям к товарам (материалам) и инструкции. Ответ 7. В случае, если диапазон значений показателя сопровождается словами "от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", "шире", "не уже", "не шире", "лучше", "хуже", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "свыше", "превышать", " Ответ 8. В отношении порядка подготовки первой части заявки (инструкция по подготовке) участнику следует учесть, что при описании заказчиком используемых товаров в документации применяются характеризующие их показатели, имеющие точные или диапазонные значения, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей. Сходные объекты закупки могут иметь ряд одинаковых показателей, установленных в аукционной документации, но каждый объект индивидуализируется единственным образом только ему присущими параметрами (значениями). Заказчиком при описании объекта закупки использованы, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. |
Таким образом, размещенные ответы на вопросы 1, 3, 4, 5 по своей сути не являются разъяснениями положений аукционной документации
Ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи.
Заявитель в своей жалобе также указывает, что Заказчиком по позициям "Бетон тяжелый", "Блоки дверные", "Плиты железобетонные", "Перемычка брусковая", "Оконные блоки из профиля ПВХ", "Кирпич керамический", "Доски" установлены показатели, которые возможно определить только по результатам испытаний.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287).
Так, Заказчиком по позиции "Бетон тяжелый" установлено: класс бетона по прочности на сжатие - В15.
Согласно п. 3.4 ГОСТ 7473-2010 бетонная смесь заданного качества - это бетонная смесь, требуемые свойства и дополнительные характеристики которой задаются производителю, несущему ответственность за обеспечение этих требуемых свойств и дополнительных характеристик.
П. 4.3 данного ГОСТа также установлено, что условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений:
бетонной смеси тяжелого бетона класса по прочности на сжатие B25, марки по удобоукладываемости П1, марок бетона по морозостойкости F200 и водонепроницаемости W4:
БСТ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010;
то же бетонной смеси мелкозернистого бетона:
БСМ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010;
то же бетонной смеси легкого бетона класса по прочности на сжатие В12,5, марки по удобоукладываемости П2, марок бетона по морозостойкости F200, водонепроницаемости W2, средней плотности D900:
БСЛ В12,5 П2 F200 W2 D900 ГОСТ 7473-2010
Примечание - При заказе товарной бетонной смеси заданного качества потребитель должен указывать требования к прочности бетона по проектному классу (B, Bt, Btb, Btt ) и, при необходимости, по минимальной средней прочности бетона в каждой поставляемой партии (Rm), а требования по удобоукладываемости - по маркам и, при необходимости, по конкретным значениям.
Таким образом, установленные Заказчиком показатели требовались заданного качества, из чего следует, что подрядчик при осуществлении строительных работ оформлял бы заказ на бетон по заданным Заказчиком в описании объекта закупки характеристикам.
Аналогичные требования установлены также по позициям "Блоки дверные", "Плиты железобетонные", "Перемычка брусковая", "Оконные блоки из профиля ПВХ", "Кирпич керамический", "Доски".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, Заявителем не представлены.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПАРУ ГРУПП" обоснованной в части установления значений показателей, которые противоречат требования ГОСТов по позициям 12, 39; наличия в инструкции по заполнению заявки положений, которые вводят участников закупки в заблуждение и позволяют сформировать заявку; размещения ответа на запрос о разъяснении положений аукционной документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - МБДОУ ДС N 4 аула Урупского МО Успенский район нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МБДОУ ДС N 4 аула Урупского МО Успенский район, Уполномоченному органу - МКУ "Управление по закупкам администрации МО Успенский район" (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 июня 2017 г. N ЭА-1104/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2017