Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 июня 2017 г. N ЭА-1108/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
в отсутствие представителя ООО "ТОЗОТ", в присутствии представителей МБУЗ "ЦРБ им. В.Ф. Долгополова" Выселковского района КК, представителя ИП Быковой О.В. (далее - заинтересованное лицо), рассмотрев жалобу ООО "ТОЗОТ" (далее - Заявитель) на действия МБУЗ "ЦРБ им. В.Ф. Долгополова" Выселковского района КК (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Строительство здания амбулатории врача общей практики в ст-це Выселки Краснодарского края" (извещение N 0318300163417000159) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО "ТОЗОТ" указывает, что в описании объекта закупки установлены требования к товарам (материалам), которые носят необъективный характер, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе. В приложении N 2 к описанию объекта закупки, Заказчик предоставил схемы (рисунки) в некопируемом формате.
Представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласны. Документация электронного аукциона соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель заинтересованного лица пояснил, что первая часть заявки ИП Быковой О.В. отклонена неправомерно.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
МБУЗ "ЦРБ им. В.Ф. Долгополова" Выселковского района КК проводился электронный аукцион: "Строительство здания амбулатории врача общей практики в ст-це Выселки Краснодарского края" (извещение N 0318300163417000159).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 139 000,00 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
Ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик обязан разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети " Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 К Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространённых программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Аукционная документация, в частности Приложение N 2 к описанию объекта закупки, необходимое для заполнения в составе первой части заявки размещены в формате pdf, который позволяет осуществить поиск, копирование и редактирование фрагментов текста, что не противоречит положением законодательства о контрактной системе.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В Приложении N 2 к описанию объекта закупки аукционной документации установлено:
Позиция N 17 "Кирпич керамический одинарный": марка по морозостойкости должна быть не ниже F50.
Заявитель указывает, что данный показатель возможно определить только по результатам проведения испытаний.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287).
Согласно п. 4.1.4 ГОСТ 530-2012 по морозостойкости изделия подразделяют на марки F25, F35, F50, F75, F100, F200, F300.
П. 4.3.1 данного ГОСТа также установлено, что Условное обозначение керамических изделий должно состоять из обозначения вида изделия в соответствии с таблицами 2 и 3; букв р - для рядовых, л - для лицевых, кл -для клинкерных, пг - для камней с пазогребневой системой, ш - для шлифованных камней; обозначения размера кирпича - в соответствии с таблицей 2, номинальных размеров камня - в соответствии с таблицей 3, рабочего размера камня с пазогребневой системой - в соответствии с таблицей 3, обозначений: по - для полнотелого кирпича, пу - для пустотелого кирпича, марок по прочности, класса средней плотности; марки по морозостойкости и обозначения настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений:
Кирпич рядовой (лицевой), полнотелый, размерами 25012065 мм, формата 1НФ, марки по прочности М200, класса средней плотности 2,0, марки по морозостойкости F50:
КР-р-по (КР-л-по) 25012065/1НФ/200/2,0/50/ГОСТ 530-2012.
Таким образом, установленный Заказчиком показатель требовался заданного качества, что не противоречит ГОСТ 530-2012 и из чего следует, что подрядчик при осуществлении строительных работ оформлял бы заказ на кирпич по заданным Заказчиком в описании объекта закупки характеристикам.
Аналогичное требование установлено также по позиции 20 "Бетон тяжелый".
Позиция 28 "Болты с гайками и шайбами строительные": Шайбы должны быть из стали марки Ст5сп2/40/Ст5пс2 в соответствии с ГОСТ 1050-2013; ГОСТ 380-2005.
Заявитель указывает, что ГОСТ 1050-2013 регламентирует только марку стали - 40, при этом, Заказчиком установлены 3 марки стали.
Вместе с тем, кроме соответствия данного товара ГОСТу 1050-2013, Заказчиком также указан ГОСТ 380-2005.
Таблицей А.3 ГОСТ 52643-2006 установлено:
Таблица А.3 - Механические свойства шайб
|
|
|
|
Рекомендуемый материал |
Стандарт на материал |
Твердость, HRC |
|
|
|
не менее |
не более |
Ст5сп2 |
ГОСТ 380 |
35 |
45 |
Ст5пс2 |
|
|
|
Ст5Гпс2 |
|
|
|
35 |
ГОСТ 1050 |
|
|
40 |
|
|
|
Согласно инструкции по заполнению заявки "Знак "/" следует читать как "или", за исключением случаев, когда показатель подобным образом указан в технической документации производителя или государственных стандартах. Союз "или" и знак ";" означает перечисление альтернативных вариантов показателей, характеристик из которых необходимо выбрать одну из предложенных".
Таким образом, установленные Заказчиком показатели носят объективный характер и не противоречат требованиям ГОСТ.
По результатам проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено:
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 30.05.2017, заявка участника закупки N 9 (порядковый номер 11) отклонена на основании п.1-2, ч.4, ст. 67 Закона о контрактной системе - несоответствие информации предоставленной участником, а именно: 1. Участником в составе заявки представлены сведения, не соответствующие требованиям документации об аукционе, недостоверные сведения. Заказчиком установлено: "п. 29. Радиатор панельный. Марка "Purmo" или эквивалент. Должен быть стальной. Цвет белый. Мощность не более 1582 Вт. Размеры (ВхД) должны быть 500х700мм. п. 30. Радиатор панельный. Марка "Purmo" или эквивалент. Должен быть стальной. Цвет белый. Мощность не более 1808 Вт. Размеры (ВхД) должны быть 500х800мм. п. 31. Радиатор панельный. Марка "Purmo" или эквивалент. Должен быть стальной. Цвет белый. Мощность не более 2260 Вт. Размеры (ВхД) должны быть 500х1000мм. п. 32. Радиатор панельный. Марка "Purmo" или эквивалент. Должен быть стальной. Цвет белый. Мощность не более 2712 Вт. Размеры (ВхД) должны быть 500х1200мм. п. 33. Радиатор панельный. Марка "Purmo" или эквивалент. Должен быть стальной. Цвет белый. Мощность не более 3164 Вт. Размеры (ВхД) должны быть 500х1400мм". Участником предложено: "по позициям 29-33. Радиатор панельный. Марка "Purmo". Согласна использовать товар с указанным заказчиком товарным знаком". В соответствии с документацией: "согласие, участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара". Участником не предоставлены конкретные значения показателей по данным позициям 29-33, установленные Заказчиком в технической части аукционной документации.
В Приложении N 2 к описанию объекта закупки установлено:
29. |
Радиатор панельный |
Марка "Purmo" или эквивалент. Должен быть стальной. Цвет белый. Мощность не более 1582 Вт. Размеры (ВхД) должны быть 500х700мм. |
30. |
Радиатор панельный |
Марка "Purmo" или эквивалент. Должен быть стальной. Цвет белый. Мощность не более 1808 Вт. Размеры (ВхД) должны быть 500х800мм. |
31. |
Радиатор панельный |
Марка "Purmo" или эквивалент. Должен быть стальной. Цвет белый. Мощность не более 2260 Вт. Размеры (ВхД) должны быть 500х1000мм. |
32. |
Радиатор панельный |
Марка "Purmo" или эквивалент. Должен быть стальной. Цвет белый. Мощность не |
На основании п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, Законом о контрактной системе определены случаи, при которых участник закупки указывает конкретные показатели используемого товара, а именно: отсутствие в документации электронного аукциона указания на товарный знак, а также использования товара, который является эквивалентным товару, указанному в документации.
В составе заявки N 9 (порядковый номер 11) содержится согласие на использование при выполнении работ товаров, указание на товарные знаки которых содержится в аукционной документации, что соответствует требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе).
На основании изложенного, отказ в допуске к участию в электронном аукционе первой части заявки N 9 (порядковый номер 11) необоснован.
Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТОЗОТ" необоснованной.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях единой комиссии Заказчика - МБУЗ "ЦРБ им. В.Ф. Долгополова" Выселковского района КК нарушение ч.ч. 4, 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Единой комиссии Заказчика - МБУЗ "ЦРБ им. В.Ф. Долгополова" Выселковского района КК выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 июня 2017 г. N ЭА-1108/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2017