Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 июня 2017 г. N ЭА-1106/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
рассмотрев жалобу ООО "ТОЗОТ" (далее - Заявитель) на действия администрации Новопашковского сельского поселения Крыловского района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в станице Новопашковской Крыловского района по ул. Октябрьской от ул. Школьной до ул. Пушкина, по ул. Октябрьской от ул. Пушкина до ул. Чапаева " (извещение N 0318300019317000001) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО "ТОЗОТ" указывает, что в описании объекта закупки установлены требования к товарам (материалам), которые возможно определить только по результатам испытаний, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился. Документация электронного аукциона соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией Новопашковского сельского поселения Крыловского района проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в станице Новопашковской Крыловского района по ул. Октябрьской от ул. Школьной до ул. Пушкина, по ул. Октябрьской от ул. Пушкина до ул. Чапаева " (извещение N 0318300019317000001).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 298 100 ,00 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
По п. 2 "Сведениях о товарах (материалах)" аукционной документации установлено:
2 |
Асфальтобетонная смесь и асфальтобетон |
|
Мелкозернистая плотная горячая асфальтобетонная смесь и асфальтобетон тип Б марки II для верхних слоев покрытий по ГОСТ 9128-2009 III дорожно-климатическая зона |
|
|
|
|
Температура смеси при отгрузке, °С |
145-155 |
|
|
|
Температура смеси при укладке, °С |
не менее 120 |
|
|
|
Содержание битума, % по массе |
6,0-6,5 |
|
|
|
Содержание в смеси песка природного, % по массе |
не более 20 |
|
|
|
Зерновой состав минеральной части для непрерывного зернового состава; размер зерен, мм, мельче, %: |
|
|
|
|
20 |
90-100 |
|
|
|
15 |
80-100 |
|
|
|
10 |
70-100 |
|
|
|
5 |
50-60 |
|
|
|
2,5 |
38-48 |
|
|
|
1,25 |
28-37 |
|
|
|
0,63 |
20-28 |
|
|
|
0,315 |
14-22 |
|
|
|
0,16 |
10-16 |
|
|
|
0,071 |
6- 12 |
|
|
|
Испытание на сцепление битумов с поверхностью минеральной части |
выдерживает |
|
|
|
Остаточная пористость , %, в пределах диапазона |
2,5 - 5 |
|
|
|
Пористость минеральной части , %, в пределах диапазона |
14 - 19 |
|
|
|
Минимальный предел прочности при сжатии, при температуре 50°С,МПа |
не менее 1,0 |
|
|
|
Минимальный предел прочности при сжатии, при температуре 20°С,МПа |
не менее 2,2 |
|
|
|
Максимальный предел прочности при сжатии, при температуре 0°С,МПа |
не более 12 |
|
|
|
Водостойкость, в пределах диапазона |
0,85 - 1,05 |
|
|
|
Водостойкость при длительном водонасыщении, в пределах диапазона |
0,75 - 1,05 |
|
|
|
Сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения, в пределах диапазона |
0,81 - 1,0 |
|
|
|
Сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при температуре 50°С ,МПа, в пределах диапазона |
0,35 - 1,0 |
|
|
|
Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин , МПа, в пределах диапазона |
3 -6,5 |
|
|
|
Водонасыщение образцов из смесителя по объёму , % , в пределах диапазона |
1,5 - 4 |
|
|
|
Водонасыщение по объёму для образцов из переформованных вырубок и кернов , %, в пределах диапазона |
1 - 4 |
|
|
|
Максимальное водонасыщение по объёму для вырубок и кернов, % |
не более 4,5 |
Согласно п. 7.5, 7.6 ГОСТ 9128-2009 для проверки соответствия качества смесей требованиям настоящего стандарта проводят приемо-сдаточные и периодические испытания.
При приемо-сдаточных испытаниях смесей отбирают по ГОСТ 12801 одну объединенную пробу от партии и определяют:
- температуру отгружаемой смеси при выпуске из смесителя или накопительного бункера;
- состав смеси;
- водонасыщение;
- предел прочности при сжатии при температуре 50 °С, 20 °С и водостойкость - для горячих смесей;
- предел прочности при сжатии при температуре 20 °С, в том числе в водонасыщенном состоянии, и слеживаемость (2-3 раза в смену) - для холодных смесей. Вышеуказанные показатели для холодных смесей определяют до прогрева.
Также, согласно п. 7.7, 7.8 ГОСТ периодический контроль осуществляют не реже одного раза в месяц, а также при каждом изменении материалов, применяемых для приготовления смесей. Однородность смесей, оцениваемую коэффициентом вариации по 5.1.13, рассчитывают ежемесячно или за период, обеспечивающий объем выборки по ГОСТ 12801. При периодическом контроле качества смесей определяют:
- пористость минеральной части;
- остаточную пористость;
- водостойкость при длительном водонасыщении;
- предел прочности при сжатии при температуре 20 °С после прогрева и после длительного водонасыщения для холодных смесей; при температуре 0 °С - для горячих смесей;
- сцепление битума с минеральной частью смесей;
- показатели сдвигоустойчивости и трещиностойкости;
- однородность смесей.
Таким образом, установленные Заказчиком показатели, возможно определить только по результатам испытаний.
Аналогичные требования установлены также по позициям 1(глубина проникания иглы, растяжимость), 3 (содержание глинистых и пылевидных частиц, % по массе), 4 (содержание дробленных частиц по массе) .
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287).
Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Заказчиком по п. 3 установлено:
Марка гравия по морозостойкости |
не ниже F50 |
Заявитель указывает, что Заказчик неправомерно требует указанную характеристику гранита керамического.
В свою очередь Комиссией установлено, что предметом закупки по п. 3 является смесь щебеночно-гравийно-песчанные. Закупка гранита керамического в рамках проводимой закупки не осуществляется.
Вместе с тем, установленный Заказчиком показатель марки гравия по морозостойкости требовался заданного качества, что не противоречит действующем государственным стандартам, из чего следует, что подрядчик при осуществлении строительных работ оформлял бы заказ на смесь щебеночно-гравийно-песчанную по заданным Заказчиком в описании объекта закупки характеристикам.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТОЗОТ" обоснованной в части наличия необъективного описания объекта закупки по позициям 1-4.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Новопашковского сельского поселения Крыловского района нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации Новопашковского сельского поселения Крыловского района (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 июня 2017 г. N ЭА-1106/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2017