Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 1 июня 2017 г. N 165-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя ООО "Торговый дом Беллакт", ООО "Арктика" и ООО ПКФ "Триал" Сивоконь Станислава Станиславовича (по доверенностям), в присутствии представителей государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области Чабак Елены Александровны (доверенность от 31.05.2017 N03-10-08-07360), Лисициной Ирины Александровны (доверенность от 20.12.2016 N04-14-12-07359), а также представителя ООО "Арктика" и ООО ПКФ "Триал" Кудинова Юрия Владиславовича (по доверенностям), рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом Беллакт" на действия государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку продуктов для обеспечения бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет из малообеспеченных семей во 2 полугодии 2017 года (номер извещения: 0125200000717000155), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 25.05.2017 поступила жалоба ООО "Торговый дом Беллакт" (далее - Заявитель; Общество) на действия государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области (далее также - Заказчик; Министерство) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку продуктов для обеспечения бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет из малообеспеченных семей во 2 полугодии 2017 года (номер извещения: 0125200000717000155) (далее - электронный аукцион).
В жалобе Заявителя сообщалось, что документация об электронном аукционе на право заключить контракт на поставку продуктов для обеспечения бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет из малообеспеченных семей во 2 полугодии 2017 года (номер извещения: 0125200000717000155) (далее - документация об электронном аукционе) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
- в аукционной документации Заказчиком установлены иные значения показателей детского питания по сравнению со значениями показателей детского питания, предусмотренными Техническим регламентом таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) от 09.10.2013;
- Заказчик незаконно установил требование о наличии в сухих молочных кашах быстрорастворимых моментального приготовления для детей с 6 месяцев жизни натрия и витамина В2;
- отсутствие в аукционной документации обоснования использования Заказчиком показателей товара нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе;
- Заказчиком установлены требования к компонентам, а не к характеристикам товара, что являются избыточными и, как следствие, нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Уведомлением от 25.05.2017 N04/3612 рассмотрение жалобы было назначено на 11 час. 30 мин. 01.06.2017.
01.06.2017 при рассмотрении жалобы Заявителя, Комиссией было принято решение объявить перерыв в рассмотрении жалобы до 16 час. 00 мин. 01.06.2017.
После объявлении перерыва, Комиссия в том же составе продолжила рассмотрение жалобы Общества.
На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения доводов жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения и документации об аукционе, включая проверку обоснованности их положений, рассмотрение первых частей аукционных заявок.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
10.05.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе (далее - аукционная документация).
Одним из основополагающих принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип эффективности осуществления закупок.
Раскрывая правовое содержание данного принципа, Закон о контрактной системе (статья 12) устанавливает, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1). Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приведенные положения статьи 33 Закона о контрактной системе взаимосвязаны с положениями, закрепляющими принципы контрактной системы в сфере закупок, и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.
Системное толкование этих норм права позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Комиссия не усматривает несоответствие установленных Заказчиком характеристик объекта закупки утвержденному решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 "ТР ТС 033/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности молока и молочной продукции" (далее - ТР ТС 033/2013).
Все приведенные в аукционной документации показатели являются стандартными, находятся в рамках установленных ТР ТС 033/2013 диапазонов. Из писем Минздравсоцразвития России от 19.08.2011 N15-2/10/2-8198 и Роспотребнадзора от 19.08.2011 N01/10674-1-23 следует, что отклонения от тех или иных показателей для компонентов сухих адаптированных молочных смесей - заменителей женского молока допускаются в пределах нормируемых уровней.
Поскольку заданные Заказчиком в аукционной документации показатели закупаемого товара входят в определенные ТР ТС 033/2013 диапазоны показателей, и, следовательно, соответствуют установленным данным документом нормам, то использование их при описании объекта закупки не требует обоснования, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Такое обоснование потребовалось бы в том случае, если Заказчик использовал показатели, выходящие за пределы границ диапазонов, указанных в ТР ТС 033/2013.
Кроме того, Комиссия полагает, что Заказчик не нарушил положения Закона о контрактной системе, установив требования о наличии в сухих молочных кашах быстрорастворимых моментального приготовления для детей с 6 месяцев жизни натрия и витамина В2 без предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе обоснования. ТР ТС 033/2013 не запрещает включение в состав данных каш натрия и витамина В2 и не устанавливает иного их количества, нежели чем определил Заказчик. Кроме того, натрий и витамин В2 входят в состав большинства реализуемых в настоящее время на территории Российской Федерации молочных каш быстрорастворимых моментального приготовления для детей с 6 месяцев жизни.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формулирование заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.
Одновременно следует отметить, что действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом, Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Из разъяснений ФАС России от 27.12.2012 "О государственных и муниципальных закупках сухих молочных смесей" следует, что при проведении торгов на закупку сухих молочных смесей установление требований к составу и упаковке сухих молочных смесей, отличных от установленных регламентами, имеет признаки ограничения конкуренции, если совокупность указанных требований приводит к соответствию требованиям документации о торгах продукции исключительно одного производителя сухих молочных смесей.
Комиссия отмечает, что установленным Заказчиком к объекту закупки (его качеству и фасовке) требованиям отвечает продукция не менее чем четырех производителей (Nestle, Nutricia, Хироу Рус и т.д.), что свидетельствует об отсутствии в рассматриваемом случае предпосылок для ограничения количества участников закупки.
Такая правовая позиция нашла свое подтверждение в многочисленной практике арбитражных судов, например, в судебных актах по делам NN А06-3061/2011, А07-13176/2012, А40-31290/2013 и т.д.
Комиссия признает несостоятельным и отклоняет довод Общества о том, что Заказчиком установлены требования к компонентам, а не к характеристикам товара, и о том, что они являются избыточными.
Заявителем не учтено, что избыточными являются требованиями к объекту закупки, предполагающие указание участниками закупки в заявках на участие в закупке таких значений показателей закупаемых товаров, которые не могут быть им известны на момент подготовки заявки без приобретения этих товаров (показатели определяются по результатам испытаний конкретной партии товара и т.д.).
В рассматриваемом же случае предметом контракта является поставка сухих молочных смесей, сухих молочных напитков и сухих молочных каш. Исчерпывающие сведения о составе данных товаров (конкретные показатели компонентов) размещены их производителями на официальных сайтах и не изменяются в зависимости от той или иной партии товара.
Следовательно, участники закупки для подготовки своих аукционных заявок могут не приобретать товар заранее, воспользовавшись общедоступной информацией о его составе.
На рассмотрении жалобы представитель Заявителя не представил доказательств того, что у Заявителя отсутствует возможность определить конкретное значение какого-либо показателя закупаемого товара.
Кроме того, следует отметить, что пунктами 2.3.1, 2.3.2 и 2.4.1 государственного контракта предусмотрено, что поставка товара Грузополучателю подтверждается следующими документами: товарной накладной, счетом-фактурой, подписанными Поставщиком, а также документами, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При оформлении товарной накладной указывается Грузополучатель - ООО "Арктика", плательщик - Министерство здравоохранения Астраханской области, номер и дата контракта, по которому поставляется товар (пункт 2.3.1). При получения товара от Поставщика Грузополучатель в течение 7 (семи) дней проверяет соответствие товара сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах (далее - документы), а также принимает его от Поставщика с соблюдением правил, предусмотренных действующим законодательством, осуществляет приемку товара и проверяет на соответствие количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом. В случае, если поставленный товар соответствует условиям контракта, Грузополучатель подписывает товарную накладную (пункт 2.3.2). Грузополучатель в течение 3 (трех) дней передает Заказчику документы, указанные в п. 2.3.1 и п. 2.3.2 Контракта (пункт 2.4.1).
Представитель ООО ПКФ "Триал" ошибочно полагает, что пункт 2.4.1 контракта не согласуется с его пунктом 2.3.2 в части сроков приемки товара. Данные пункты необходимо толковать во взаимосвязи с пунктом 2.3.1 контракта, раскрывающим содержание понятия "Грузополучатель". В данном случае это третье лицо - ООО "Арктика", непосредственно участвующее в процессе приемки товара. Из системного толкования приведенных условий контракта каких-либо противоречий в последовательности действий по приемке товара с участием третьего лица не усматривается.
Пунктами 2.4.1, 2.4.2 и 2.4.3 проекта контракта предусмотрено, что грузополучатель в течение 3(трех) дней передает Заказчику документы, указанные в п. 2.3.1 и п. 2.3.2. Контракта. Заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара в соответствии с требованиями ст.94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ. Для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик проводит экспертизу своими силами. Заказчик в течение 5-ти рабочих дней с момента предоставления документов, указанных в п. 2.4.1 контракта, осуществляет приемку товара, проводит экспертизу в соответствии с п. 2.4.2 контракта и подписывает соответствующие документы.
Из указанных условий контракта прямо следует, что лицом, подписывающим документы о приемке товара, является Заказчик, а не грузополучатель, как ошибочно полагает представитель ООО ПКФ "Триал".
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующие допущенные Заказчиком нарушения.
1) В соответствии с пунктом 11 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 данного Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 данной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из содержания извещения о проведении электронного аукциона (номер извещения: 0125200000717000155) и аукционной документации следует, что датой окончания срока подачи заявок является 26 мая 2017 года.
Следовательно, последним днем, когда участники закупки вправе подать запрос на разъяснений положений аукционной документации является 22 мая 2017 года.
Таким образом, Заказчик обязан разместить разъяснения положений аукционной документации в ответ на запросы, поступившие 22.05.2017, в срок не позднее 24 мая 2017 года.
Однако в части 21 аукционной документации Министерством в качестве даты окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе указано 25 мая 2017 года.
Данный факт свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
2) Частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 данного Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроках поставки товара или завершения работ.
Заказчик в извещении о проведении электронного аукциона (номер извещения: 0125200000717000155) установил срок поставки товара "другая периодичность".
При этом, согласно пункту 22 проекта государственного контракта, который в силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе является неотъемлемой частью аукционной документации, Министерство установило следующий срок поставки товара: "первая партия товара, составляющая 60% от общего объема товара должна быть поставлена в течении 10 дней с момента заключения контракта, вторая партия товара - по предварительной заявке Заказчика".
Таким образом, действия Заказчика, не включившего в извещение о проведении аукциона сведения о сроках поставки товара, нарушают пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Поскольку допущенные Заказчиком нарушения Закона о контрактной системе являются не существенными, и не могут повлечь за собой неправильного определения победителя закупки, то Комиссия считает, что данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для выдачи предписания.
Судебной практикой сформирован правовой подход к оценке нарушений, допускаемых при проведении торгов, согласно которому основаниями для отмены торгов или их отдельных этапов могут быть только такие нарушения, которые являются существенными и влияют на результат торгов (пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
В случае если допущенные при проведении торгов ошибки не повлекли значительных негативных последствий, не повлияли на результат (определение победителя), не нивелировали положительный с точки зрения влияния на конкурентные правоотношения эффект от проведения торгов, то отмена торгов (их отдельных этапов) нецелесообразна и не отвечает целям законодательства о торгах.
В этом случае достаточным является привлечение нарушителей к административной ответственности и обеспечение тем самым реализации установленных статьей 3.1 КоАП РФ целей административного наказания, заключающихся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом Беллакт" на действия государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку продуктов для обеспечения бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет из малообеспеченных семей во 2 полугодии 2017 года (номер извещения: 0125200000717000155) не обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Министерство здравоохранения Астраханской области нарушившим пункт 2 статьи 42, пункт 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку продуктов для обеспечения бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет из малообеспеченных семей во 2 полугодии 2017 года (номер извещения: 0125200000717000155).
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии: М.В. Литвинов
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 1 июня 2017 г. N 165-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2017