Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 26 мая 2017 г. N 1069
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Кокутина А.Г. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Лазарева Е.А. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии: |
|
|
- Уткина Ф.А. |
- |
члена аукционной комиссии Отдела архитектуры и строительства администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области, |
- Плахина А.Д. |
- |
представителя Отдела архитектуры и строительства администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области (доверенность от 23.05.2017 N5), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (далее - ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", заявитель) о нарушении Отделом архитектуры и строительства администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области (далее также - заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения муниципальных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на реконструкцию сетей водоснабжения в с.Б.Содомово Тонкинского района Нижегородской области, номер извещения 0332300270617000001 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представитель заказчика и член аукционной комиссии с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений положений Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 07.05.2017 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.rts-tender.ru размещены извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на реконструкцию сетей водоснабжения в с.Б.Содомово Тонкинского района Нижегородской области и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Отдел архитектуры и строительства администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области.
Оператором электронной площадки является РТС-тендер.
Начальная (максимальная) цена контракта - 20 784 450,00 рублей.
2) Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление от 04.02.2015 N99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению от 04.02.2015 N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению от 04.02.2015 N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 42 ОКПД2, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 миллионов рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключения которого проводится закупка.
В соответствии с примечанием к списку дополнительных требований, установленных Постановлением от 04.02.2015 N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
Однако в подпункте 1.6.2 пункта 14 раздела I.2 (Информационная карта) документации об электронном аукционе заказчик не указывает к какой именно группе работ из двух перечисленных следует предоставить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта.
Изложенное свидетельствует о нарушении Отделом архитектуры и строительства администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области положений части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" признается обоснованной в рассматриваемой части.
3) В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки определено заказчиком в части III документации об электронном аукционе (Техническое задание).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что по ряду позиций заказчик установил значения показателей, определяемых только по результатам испытаний.
Например, позиция "Насос артезианский с погружным электродвигателем": должен быть предназначен для подъема из скважин воды с общей минерализацией (сухой остаток) не более* 1500 мг/л, массовой долей твердых механических примесей - не более* 0,01 %, с содержанием хлоридов - не более* 350 мг/л, сульфатов - не более* 500 мг/л, сероводорода - не более* 1,5 мг/л; позиция "Толь гидроизоляционный": содержание наполнителя по отношению к общему весу покровной массы в процентах должно быть не менее: пылевидного - 20, волокнистого - 10, комбинированного - 15; позиция "Эмаль ХС-759": массовая доля вводимого отвердителя N3 не может быть более 3,0 %, массовая доля вводимого отвердителя N5 не может быть более 2,8 %; и так далее.
Каких-либо доказательств необходимости описания объекта закупки подобным образом документация не содержит, и при рассмотрении жалобы не представлено.
Следовательно, заказчик нарушил требования части 1 статьи 33 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку описание подобным образом характеристик не является объективным, не позволяет определить соответствие предлагаемых к использованию товаров потребностям заказчика на стадии рассмотрения заявок, а также при приемке работ (без проведения дополнительно соответствующих испытаний), также изложенные требования к составу первой части заявки приводят к ограничению количества участников закупки.
В данной части жалоба ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" признается обоснованной.
Кроме того, заказчик в документации установил следующие значения показателей позиции "Бетон тяжелый, крупность заполнителя 40 мм, класс В12,5 (М150) ГОСТ 26633-2015": крупность заполнителя должна быть не более 40 мм.
Также заказчик истребует характеристики, не относящиеся к предмету закупки, например: позиция "Насос артезианский с погружным электродвигателем": предназначен для подъема из скважин воды с общей минерализацией (сухой остаток) не более* 1500 мг/л.
Позиция "Седелка из полиэтилена": заказчиком на чертеже не указан размер L, однако, в документации такой показатель и требования к нему установлены, что вводит участников данной закупки в заблуждение и не позволяет заполнить первую часть заявки надлежащим образом.
Кроме того, в описании объекта закупки используются показатели, несоответствующие значениям, установленным в ГОСТе 632-80 (например: требуемые показатели по позиции "Трубы бесшовные обсадные из стали ГОСТ 632-80: наружный диаметр не должно быть менее 168 мм (в ГОСТе 632-80 установлено: 168 мм - условный диаметр трубы, наружный диаметр трубы для толщины стенки не более 8,9 мм - 168,3 мм).
При этом в аукционной документации отсутствует обоснование необходимости использования таких показателей, доказательств в установлении таких требований заказчиком не представлено.
4) Довод заявителя о том, что формулировка пункта 3.1 проекта контракта в части окончания срока действия контракта, не позволяет определить срок окончания действия контракта, признается несостоятельным, ввиду несоответствия действительности.
Следовательно, в данной части жалоба ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" признается необоснованной.
5) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения требований части 4 статьи 31, части 1 статьи 33 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, допущенные заказчиком, повлияли на результаты электронного аукциона, в связи с чем существует необходимость выдачи предписания об устранении допущенных нарушений. Указанные нарушения могут быть устранены путем внесения изменений в аукционную документацию - протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, подлежат отмене.
Также возникает необходимость в выдаче соответствующего предписания оператору электронной площадки (РТС-тендер).
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на действия Отдела архитектуры и строительства администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на реконструкцию сетей водоснабжения в с.Б.Содомово Тонкинского района Нижегородской области, номер извещения 0332300270617000001, обоснованной в части нарушения требований законодательства при установлении дополнительных требований при описании объекта закупки.
2. В остальной части признать жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на действия Отдела архитектуры и строительства администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на реконструкцию сетей водоснабжения в с.Б.Содомово Тонкинского района Нижегородской области, номер извещения 0332300270617000001, необоснованной.
3. Признать заказчика нарушившим требования части 4 статьи 31, части 1 статьи 33 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки (РТС-тендер) предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 4.1 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии С.Е. Кирьякова
Члены комиссии А.Г. Кокутина
Е.А. Лазарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 26 мая 2017 г. N 1069
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2017