Резолютивная часть решения оглашена "17" мая 2017 г. г. Кемерово
Решение в полном объеме изготовлено "18" мая 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: Стельмах С.В. - заместителя руководителя
Кемеровского УФАС России;
Членов Комиссии: Лыжина Д.А.. - начальника
отдела контроля в сфере закупок;
Михалевой Е.Е. - главного специалиста отдела контроля
в сфере закупок;
при участии:
- Савенкова А.В. - представителя уполномоченного органа - Департамента контрактной системы Кемеровской области (доверенность);
- Райс Л.Ю., Баркова В.А. - представителей заказчика - Департамента образования и науки Кемеровской области (доверенность);
рассмотрев дело N 284/З-2017, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Департаментом образования и науки Кемеровской области законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N0139200000117003681 "Поставка оборудования для образовательных организаций", в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В адрес Кемеровского УФАС России поступила жалоба ООО "Автомир" (вх. N 3578 от 10.05.2017 г.) на действия заказчика - Департамента образования и науки Кемеровской области при проведении электронного аукциона N0139200000117003681 "Поставка оборудования для образовательных организаций".
По мнению ООО "Автомир", заказчиком нарушены требования ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ. Заказчиком также не предусмотрено использование эквивалентного указанному товарному знаку программного обеспечения, не указано сопровождение указанного товарного знака словами "или эквивалент", в также незаконно указывается на необходимость взаимодействия товара с товарным знаком Microsoft с соответствующим оборудованием как обоснования невозможности поставки эквивалентного товара.
Заявитель полагает, что в составе требований к документам, подтверждающим соответствие участника аукциона требованиям ФЗ N 44-ФЗ, не предусматривается в составе второй части заявки декларации о соответствии участника аукциона требованиям обладания участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты. В рекомендованной форме декларации отсутствует ссылка на декларирование обладания участником закупки правами на результаты интеллектуальной деятельности.
По мнению заявителя, в данной закупке используется программное обеспечение, происходящее из иностранных государств, а также исключительные права на такое программное обеспечение, происходящее из иностранных государств. Заказчиком не соблюдены требования пунктов 4, 6 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 г. N 1236, где предусматривается обязательное опубликование совместно с извещением о проведении закупки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения.
По мнению заявителя, ссылка в пункте 7.11 проекта контракта на то, что под ненадлежащим исполнением Поставщиком Контракта понимается невыполнение Поставщиком одной или нескольких обязанностей, предусмотренных п. 6.3. Контракта, противоречит требованиям статей 45 и 96 ФЗ N 44-ФЗ.
24.04.2017 г. в Единой информационной системе на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом - Департаментом контрактной системы Кемеровской области - были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0139200000117003681 "Поставка оборудования для образовательных организаций" и аукционная документация.
Документация об электронном аукционе N0139200000117003681 "Поставка оборудования для образовательных организаций" утверждена начальником Департамента образования и науки Кемеровской области А.В. Чепкасовым.
Протоколом рассмотрения первых частей заявок от 12.05.2017 г. рассмотрены 3 (три) заявки участников закупки, заявки порядковые номера 1 и 2 признаны несоответствующими требованиям аукционной документации, заявка порядковый номер 3 признана соответствующей требованиям аукционной документации, аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.
Протоколом подведения итогов от 16.05.2017 г. заявка участника закупки - ПАО "Ростелеком" признана соответствующей требованиям аукционной документации.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
ООО "Автомир" ссылается на то, что заказчиком не соблюдены требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ. Согласно требованиям статьи 6 ФЗ N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Согласно требованиям части 2 статьи 8 ФЗ N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По тексту технического задания содержится указание Операционной системы и офисных программ при описании портативных и персональных компьютеров со ссылкой на операционную систему Microsoft Windows 10/Russian. Комиссия Кемеровского УФАС России определяет правомерным и не приводящим к ограничению количества участников закупки указанием заказчиком на недопустимость эквивалент из-за обеспечения совместимости операционной системы и пакета офисных программ с существующей инфраструктурой и корректной работы ПО, используемым заказчиком.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к вводу о том, что в рамках данной закупки правомерно предусматривается приобретение трибуны интерактивной, системы оплаты питания, развлекательного напольно-настенного комплекса, мобильного лингафонного класса, Портативного компьютера преподавателя и портативного компьютера ученика мобильного компьютерного класса с характеристикой платформы - Microsoft Windows или Microsoft Windows 10 / Russian (эквивалент не допускается, в связи с необходимостью обеспечения совместимости операционной системы с существующей инфраструктурой и корректной работы ПО, используемым заказчиком, в частности с закупаемыми в рамках данной закупки компьютерами с соответствующим указанным выше программным обеспечением).
Комиссия Кемеровского УФАС России полагает допустимым установлением системных требований к персональным компьютерам, интерактивной доске и тому подобному оборудованию, на которых может устанавливаться Microsoft Windows, что наглядно показано на примере интерактивной доски, трибуны интерактивной, системы оплаты питания, развлекательного напольно-настенного комплекса, мобильного лингафонного класса, Портативныого компьютера преподавателя и портативного компьютера ученика мобильного компьютерного класса. Отсутствие обоснования невозможности поставки операционных систем и программных пролдуктов отличных от Microsoft также обосновано заказчиком
Целью проведения указанного электронного аукциона является Поставка комплектов оборудования для образовательных организаций, и все перечисленные в спецификации к аукциону товары необходимы для организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях и закупаются в целях реализации приказа Минобрнауки России от 30.03.2016 N336 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания".
Также заявителем указано, что его права нарушены тем, что в рамках данной закупки не размещено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Все закупаемые в рамках данного электронного аукциона товары являются радиоэлектронной продукцией, в отношении которого в соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств закрепляется требования к обоснованию: оно должно содержать указание на обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 указанного Порядка; класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки; требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение; функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 указанного Порядка). Согласно постановлению Правительства РФ от 26.09.2016 N968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не могут быть предметом одного контракта (одного лота) виды радиоэлектронной продукции, включённые в перечень и не включённые в него. Согласно требованиям пунктов 4, 6 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 г. N 1236 обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС; размещение обоснования в ЕИС осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки. При этом порядок размещения таковой информации с одновременным размещением извещения о проведении закупки утвержден постановлением Правительства РФ. Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что таковое обоснование в рамках закупки осуществлено ссылками в документации к отдельно применяемым операционным системам и программным продуктам, указанием класса программного обеспечения, указанием требований к техническим, функциональным характеристикам, а также с учетом того, что объектом закупки является комплексное решение по установке в школе оборудования для образовательной организации, в том числе компьютерной техники с предустановленным программным обеспечением, указанием также на то, что эквивалент не допускается из-за обеспечения совместимости операционной системы и пакета офисных программ с существующей инфраструктурой и корректной работы ПО, используемым заказчиком.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, подтверждено тем, что эквивалент не допускается из-за обеспечения совместимости операционной системы и пакета офисных программ с существующей инфраструктурой и корректной работы ПО, используемого заказчиком. Заказчиком также соблюдены требования описания в документации обстоятельств указанием по тексту технического задания класса (классов) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки; описанием требований к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ предусматривается, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно требованиям пункта 8 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ предусматривается предъявление требования к участникам закупки обладания исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Пунктом 10 аукционной документации предусматривается в составе второй части заявки декларации о соответствии участника аукциона требованиям обладания участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты. Таким образом, заказчиком соблюдены требования пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ.
В пункте 7.11 проекта контракта предусматривается, что под ненадлежащим исполнением Поставщиком Контракта понимается невыполнение им одной или нескольких обязанностей, предусмотренных п. 6.3. Контракта
Пунктом 6.3. проекта контракта под невыполнением или ненадлежащим выполнением обязательств участником понимаются неисполнение обязанностей:
- осуществить поставку, монтаж, установку, пусконаладку и тестирование товара в срок, указанный в п.1.3. Контракта (п. 6.3.1.).
-после завершения поставки, монтажа, установки, пусконаладки и тестирования товара в течение 10 календарных дней оформить и направить Заказчику пакет документации (счет-фактуру, товарную накладную, акт приёмки) подписанный представителем Поставщика и руководителем (заместителем руководителя) образовательной организации(п. 6.3.2).
-устранить все недостатки установки товара и (или) повреждения имущества образовательной организации в случаях, указанных в п.5.6. и 5.7 Контракта (п. 6.3.3.).
-осуществить вывоз мусора в соответствии с п.5.8. Контракта (п. 6.3.4.).
-осуществлять гарантийное обслуживание поставленного товара в соответствии с разделом 4. Контракта (п.6.3.5.).
По мнению Заказчика, данными обстоятельствами исчерпывается описание всех случае незаконного бездействия участника закупки, в результате которого заказчик получает право обращения взыскания на обеспечение исполнения контракта, осуществленного внесением денежных средств или предоставлением банковской гарантии. Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком соблюдены положения статей 45, 96 ФЗ N 44-ФЗ.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о полной необоснованности доводов жалобы ООО "Автомир".
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Автомир" на действия заказчика - Департамента образования и науки Кемеровской области при проведении электронного аукциона N0139200000117003681 "Поставка оборудования для образовательных организаций" необоснованной.
2. Производство по делу N 284/З-2017 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: С.В. Стельмах
Члены комиссии
Д.А. Лыжин
Е.Е. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 18 мая 2017 г. N 284/З-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2017