Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 июня 2017 г. N 06-531/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Ведикор" (далее - ООО "Ведикор", заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр адаптивной физической культуры и спорта" (далее - ГБУ РС (Я) "РЦАФКиС", заказчик): Баланов Н.В. (представитель по доверенности);
от аукционной комиссии, уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС (Я), аукционная комиссия, уполномоченный орган): Попов С.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Ведикор" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку товаров по формированию Доступной среды (изв. N 0116200007917002473), проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Ведикор"
Из текста жалобы ООО "Ведикор" следует, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, участнику закупки с порядковым номером 3 (ООО "Ведикор") отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
С решением аукционной комиссии уполномоченного органа не согласны, поскольку считают, что первая часть заявки ООО "Ведикор" содержит согласие, предусмотренное пунктом 2 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, в том числе: "Пандус выдерживает распределенную нагрузку 300 кг.", указанную в соответствии с техническими данными товара, установленными производителем - "Завод металлоконструкций Вулкан".
Просят признать жалобу обоснованной.
Представитель аукционной комиссии уполномоченного органа пояснил, что с жалобой ООО "Ведикор" не согласны.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 1.1.2 Инструкции по заполнению заявки установлены аналогичные требования.
В части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации по позиции 3 установлены требования к мобильному пандусу, в том числе требование о том, что пандус должен выдерживать распределенную нагрузку до 450 кг.
ООО "Ведикор" в первой части своей заявки указывает, что пандус выдерживает распределенную нагрузку 300 кг., что не соответствует требованиям аукционной документации, поскольку не отвечает требованиям заказчика о возможности пандуса выдержать нагрузку до 450 кг.
Таким образом, аукционная комиссия уполномоченного органа, руководствуясь положениями статей 66, 67 Закона о контрактной системе, требованиями аукционной документации отказала в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки ООО "Ведикор", в связи с несоответствием заявки данного участника закупки требованиям аукционной документации.
Просят признать жалобу необоснованной.
Представитель заказчика позицию аукционной комиссии уполномоченного органа поддержал, пояснил, что предложенный ООО "Ведикор" к поставке товар (пандус) не соответствует требованию заказчика о том, что должен выдерживать максимальную распределенную нагрузку не менее 450 кг.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП", а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.04.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 000 000,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подано 5 заявок, к участию в электронном аукционе допущено 4 участника закупки, в допуске к участию в электронном аукционе отказано участнику закупки с порядковым номером 3 (ООО "Ведикор");
5) предложения о цене контракта поступили от 4 участников закупки.
6) заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Ведикор" обоснованной по следующим основаниям.
Как следует из сути жалобы, заявителем обжалуется отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 0116200007917002473-1 от 22.05.2017 г. участнику закупки N 3 (ООО "Ведикор") отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании следующего: "Не допустить на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ: несоответствие информации, предусмотренной п.п. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно: в сведениях Участника, представленных в первой части заявки, представлены характеристики предлагаемых к поставке товаров несоответствующие характеристикам, установленным в Части 2 "Описание объекта закупки" документации ЭА, а именно:
- по позиции N3 "Мобильный пандус" заявки с показателем "Пандус выдерживает распределенную нагрузку 300 кг." (Частью 2 "Описание объекта закупки" установлено требование: "Пандус выдерживает распределенную нагрузку до 450 кг.")".
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Предметом данного электронного аукциона согласно извещению N 0116200007917002473 является поставка товаров по формированию доступной среды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из материалов дела, согласно позиции 3 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации к поставке требуется, в том числе три мобильных пандуса: для универсального зала ГОБУ ДОД "РСДЮФШ", г. Нерюнгри; для плавательного бассейна ГОБУ ДОД РС (Я) "РСДЮФШ", г. Нерюнгри; ГБУ ДО РС (Я) "РДЮСШ" с. Бердигестях.
Заказчиком для каждого мобильного пандуса установлены в том числе следующие требования: "Пандус должен выдерживать распределенную нагрузку до 450 кг.".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В подразделе 1 части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено, что при подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности - требуемых характеристик закупаемых (применяемых) товаров, участниками должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком. Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, которые позволят идентифицировать каждую товарную позицию, в отношении показателя которой подается предложение.
При этом, инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе разъяснения в части указания участниками закупки показателей товара, в случае установления в аукционной документации требований в отношении таких показателей, установленных заказчиком в формулировкой "до" не содержит.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Следовательно, в силу указанной нормы Закона о контрактной системе, а также с учетом того, что в пункте 3 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации по показателю "Пандус должен выдерживать распределенную нагрузку до 450 кг." отсутствует указание, что значение данного показателя ("до 450 кг.") не может изменяться, данному показателю должно соответствовать конкретное значение.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на поставку товара конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Для объективного рассмотрения дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был направлен запрос оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" о предоставлении документов, сведений, представленных в составе первых частей заявок участниками закупки.
Согласно поступившим сведениям в составе первой части заявки участника закупки ООО "Ведикор" (номер 3) указано, в том числе позиции 3 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации "мобильный пандус для: универсального зала ГОБУ ДОД "РСДЮФШ", г. Нерюнгри; для плавательного бассейна ГОБУ ДОД РС (Я) "РСДЮФШ", г. Нерюнгри; ГБУ ДО РС (Я) "РДЮСШ" с. Бердигестях." указано следующее (для каждого пандуса): Пандус выдерживает распределенную нагрузку 300 кг.
Как следует из жалобы заявителя значение данного показателя установлено Обществом в соответствии с технической документацией производителя товара (мобильного пандуса) Завод металлоконструкций Вулкан, что также подтверждается письмом данного производителя (исх. N 95 от 01.06.2017 г.), согласно которому Завод металлоконструкций Вулкан подтверждает, что пандусы модели "Стандарт 1" выдерживают распределенную нагрузку 300 кг.
В ходе рассмотрения дела, представитель заказчика пояснил, что ГБУ РС (Я) "РЦАФКиС" требуется мобильный пандус, который может выдерживать распределенную нагрузку до 450 кг., при этом такой пандус может также выдерживать распределенную нагрузку равную и 300 кг., и 350 кг., и 400 кг., и 450 кг.
Следовательно, в составе первой части заявки заявителя указано конкретное значение показателя по позиции 3 "мобильный пандус" части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации, что не противоречит требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, в нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки ООО "Ведикор".
Жалоба заявителя подлежит признанию обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее
1. Как установлено ранее, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару, вместе с тем, такое описание объекта закупки должно позволить участникам закупки достоверно установить и указать в первой части заявки параметры товара, удовлетворяющие потребности заказчика.
Как установлено из материалов дела, согласно позиции 3 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации к поставке требуется, в том числе три мобильный пандуса: для универсального зала ГОБУ ДОД "РСДЮФШ", г. Нерюнгри; для плавательного бассейна ГОБУ ДОД РС (Я) "РСДЮФШ", г. Нерюнгри; ГБУ ДО РС (Я) "РДЮСШ" с. Бердигестях.
Заказчиком для каждого мобильного пандуса установлены в том числе следующие требования: "Пандус должен выдерживать распределенную нагрузку до 450 кг.".
При этом, в ходе заседания Комиссии представитель заказчика пояснил, что объективной потребностью заказчика является то, что мобильный пандус, требуемы к поставке, должен выдерживать максимальную распределенную нагрузку не менее 450 кг., в связи с чем участники закупки в составе первых частей заявок должны указать характеристики по данному параметру в неизменном виде, то есть "до 450 кг.".
Вместе с тем, представитель заказчика пояснил, что такой пандус может также выдерживать распределенную нагрузку равную и 300 кг., и 350 кг., и 400 кг., и 450 кг.
Между тем, как установлено ранее, из положений подраздела 1 части 1 "Информационная карта" аукционной документации следует, предложение участников закупки по показателю "Пандус должен выдерживать распределенную нагрузку до 450 кг." должно соответствовать конкретное значение, что не удовлетворяет потребности заказчика.
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Поскольку в соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявки и описания объекта закупки относительно показателя "Пандус должен выдерживать распределенную нагрузку до 450 кг." требуется представить конкретное значение, между тем, в действительности такому показателю должно соответствовать максимальное значение с указанием предлога "до", Комиссия отмечает необходимость в приведении в соответствие инструкции по заполнению заявки и/или описания объекта закупки для возможности установления в аукционной документации, а в последующем - указания участниками закупки в составе первых частей заявок корректного значения показателя "Пандус должен выдерживать распределенную нагрузку до 450 кг.".
2. Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Относительно сроков оплаты за поставленный товар в проекте контракта указано следующее:
"3.1.2. оплата производится по факту поставки Товара (полностью или частично) на основании выставленного Поставщиком счета в течение 20 (двадцати) банковских дней со дня подписания Сторонами акта приема-передачи Товара".
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ NОб исчислении времени" календарный день - это период времени продолжительностью двадцать четыре часа. Календарный день имеет порядковый номер в календарном месяце
При этом понятие "банковский день" в действующем законодательстве не раскрывается.
В связи с вышеизложенным, действия заказчика включившего в проект контракта условие о сроках оплаты за поставленный товар, исчисляемых во временных единицах, не предусмотренных действующим законодательством, признаются нарушающими часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Ведикор" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку товаров по формированию Доступной среды (изв. N 0116200007917002473) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушившей часть 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать заказчика Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр адаптивной физической культуры и спорта" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, часть 13 статьи 34, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок, заказчику Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр адаптивной физической культуры и спорта", уполномоченному органу Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 июня 2017 г. N 06-531/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2017