Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 24 мая 2017 г. N 72
Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2017 года
В полном объеме решение изготовлено 25 мая 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: Б.Б. Точиев - руководитель Управления;
Члены комиссии: М.М. Халмурзиев - государственный инспектор Управления; И.М. Хамчиев - главный государственный инспектор Управления;
в присутствии представителей уполномоченного органа - Министерства финансов РИ Отдел государственных закупок Республики Ингушетия (далее - Уполномоченный орган) - Хаутиева З.С. (доверенность N1326/16 от 14.04.2017 г.); заказчика - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия (далее - Заказчика) - Ульбиевой И.С. (доверенность N20 от 22.05.2017 г.);
в отсутствии представителей заявителя жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - Заявитель) - о времени и месте рассмотрения жалобу уведомлен надлежащим образом, до начала рассмотрения заявлений и ходатайств не поступало;
рассмотрев жалобу Заявителя на неправомерные, по его мнению, действия (бездействия) уполномоченного органа при проведении процедуры закупки способом электронного аукциона N0114200000117000516 на выполнение работ по строительству объекта "Школа на 704 учащихся в северо-западном микрорайоне г. Назрань" (далее - ЭАN0114200000117000516) выразившиеся в нарушении статей 64, 34 и 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части нарушения требований к содержанию документации, и проведя внеплановую проверку в соответствии со статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение и документация о проведении ЭАN0114200000117000516.
Согласно жалобе, документация не соответствует требованиям законодательства. В частности, в документации имеются следующие нарушения:
1) В техническом задании установлено требование о соответствии необходимого к поставке товара конкретным техническим условиям.
2) По ряду позиций в техническом задании не установлены единицы измерения.
3) По позиции 76 технического задания товарный знак сопровождается фразой "или аналог" вместо фразы "или эквивалент".
4) По ряду пунктов ( пункты 20, 21, 22, 23 - бетон; пункт 77 - грунтофка ГФ-021; пункт 95 - плинтусы; пункт 113 - эмаль ПФ-115) установлены излишние требования влекущие ограничение количества участников закупки.
Представитель Заказчика пояснил, что документация, по его мнению, соответствует требованиям законодательства.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 30.04.2017 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 176 580 730 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 17.05.2017;
5) дата проведения аукциона в электронной форме -22.05.2017.
Согласно части 1 статьи 64 Закон о контрактной системе, документация в числе прочего должна содержать описание объекта закупки, в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
1. В ходе изучения документации установлено, что в техническом задании документации по позициям 270, 271 и 272 установлено требование о соответствии необходимого к поставке товара техническим условиям (ТУ5774-001-17925162-99 и ТУ5762-043-17925162-2006).
В соответствии с ГОСТ 2.114-95 и ГОСТ 2.114-2016 технические условия (ТУ) являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции, то есть определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя.
Например, согласно ТУ 5774-001-17925162-99 распространяются на материал рулонный кровельный и гидроизоляционный наплавляемый битумно-полимерный Унифлекс, предназначенный для устройства кровельного ковра зданий и сооружений и гидроизоляции строительных конструкций во всех климатических районах по СНиП 2.01.01, а также в условиях повышенной химической агрессии. Также согласно ТУ 5762-043-17925162-2006 распространяются на теплоизоляционные минераловатные плиты (далее плиты), предназначенные для использования в качестве теплозвукоизоляционного слоя в строительных изделиях, конструкциях и системах, исключительный разработчик вышеназванных технических условий и держатель подлинника - ЗАО "ТехноНИКОЛЬ".
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к закупаемому товару, ограничивающее количество участников закупки не соответствуют пункту 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и приводят в нарушению принципа конкуренции, установленного статьей 8 Закона о контрактной системе. Вследствие указанного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы, так как указанные характеристики необходимого к поставке при выполнении работ товара неправомерны и ограничивают количество участников закупки и нарушают положения Закона о контрактной системе.
2. В ходе изучения технического задания документации установлено, что по ряду пунктов (пункты 263, 264, 265, 266, 268 технического задания) не установлены единицы измерения для показателей длины и высоты. Также установлено, что по ряду позиций технического задания (позиции 98, 112, 114, 117,179-174, 201-206, 209 - 211, 242, 243, 250 и т.д.) установлен товар который необходим к поставке, но не установлены его параметры эквивалентности.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего требования к закупаемому товару и единицы измерения параметров длины и высоты товара не соответствуют пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, вследствие чего, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.
3. В техническом задании обжалуемого аукциона по пункту 76 к поставке необходима грунтовка, в характеристиках которой значится: "должна быть акриловой ACRYL-HYDROSOL TIEFGRUND LF CAPAROL или аналог". По мнению комиссии Управления, выражения "или аналог" или "ил и эквивалент" синономичны, то есть являются выражениями, схожими по своему смыслу. Кроме того, в инструкции по заполнению заявки аукционной документации установлено, что в случае указания в документации об аукционе, в том числе, в технической части и во всех ее приложениях на товарный знак, (производителя или страны происхождения - в случае наличия расценивается в качестве опечатки), к поставке (использованию при выполнении работ) может быть предложен эквивалентный товар эквивалентного производителя или страны происхождения, соответствующий требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.
Вследствие указанного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы, так как указания слов "или аналог" не приводит к нарушению пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. По ряду пунктов (пункты 20, 21, 22, 23 - бетон; пункт 77 - грунтофка ГФ-021; пункт 113 - эмаль ПФ-115) установлены излишние требования влекущие ограничение количества участников закупки.
Применительно к бетону (пункты 20, 21, 22, 23) установлено, что по истираемости бетон должен быть марки не ниже G3 (при испытании на круге истирания). По пункту 77 "грунтофка ГФ-021" в техническом задании установлено, что условная вязкость при (20,00,5) °С по вискозиметру ВЗ-4, не менее 45 с. Также по пункту 113 "эмаль ПФ-115" установлено, что должна быть условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре 20 оС не более 120 с.
Вместе с тем, согласно части 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к закупаемому товару, ограничивающее количество участников закупки не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и приводят в нарушению принципа конкуренции, установленного статьей 8 Закона о контрактной системе. Вследствие указанного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы, так как указанные характеристики необходимого к поставке при выполнении работ товара неправомерны и ограничивают количество участников закупки и нарушают положения Закона о контрактной системе.
5. В ходе проведения внеплановой проверки также установлено, что в техническом задании по ряду пунктов указаны недействующие или несуществующие госты. В частности, по пунктам 27 и 28 "песок строительный" указано о необходимости соответствия товара ГОСТу 8736-93, в то время как данный гост заменен на ГОСТ8736-2014. Аналогичным образом по позиции 38 "ступени лестничные ЛС15-1" указан недействующий ГОСТ8717.0-84, замененный на ГОСТ8717-2016. Указанные выше сведения подтверждаются информацией, размещенной в каталоге стандартов на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (http://www.gost.ru/wps/portal/pages.CatalogOfStandarts).
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к закупаемому товару, о соответствии утратившим силу гостам не соответствуют пункту 2 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что обжалуемый аукциона признан несостоявшимся, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания о внесении изменений в данный аукцион.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя - ООО "Перспектива" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения статей 64, 33, 8 Закона о контрактной системе в части нарушение требований к содержанию документации.
3. Предписание не выдавать в связи с признанием закупки несостоявшейся.
4. Передать материалы дела должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
5. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение Заявителю, Заказчику, Уполномоченному органу.
Председатель Комиссии: Б.Б. Точиев
Члены комиссии: И.М. Хамчиев
М.М. Халмурзиев
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА, УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КОНКУРСНОЙ, АУКЦИОННОЙ ИЛИ КОТИРОВОЧНОЙ КОМИССИИ, ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)" заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 24 мая 2017 г. N 72
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2017