Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 31 мая 2017 г. N 05-05-06/107-17
Резолютивная часть решения объявлена 31.05.2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 05.06.2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: Ооржак А.О. - заместитель руководителя Тывинского УФАС России - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Члены Комиссии:
Оюн С.С. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
При участии в рассмотрении жалобы:
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_", действующий на основании доверенности N ЮК-122 от 17.10.2016 г. (до объявления перерыва);
- "_", действующий на основании доверенности от 02.03.2017 года N 45,
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Ак-Даштыг":
- "_", действующий на основании решения N 5 от 01.03.2017 г.
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ".
рассмотрев жалобу (вх. N 2148 от 24.05.2017 года) Общества с ограниченной ответственностью "Ак-Даштыг" (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рихарда Зорге, д. 175) на действия комиссии при проведении электронного аукциона N 0112200000817000715 на строительство сельского дома культуры на 80 мест в с. Эйлиг-Хем Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва (под ключ) и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
30.05.2017 г. в ходе рассмотрения дела Комиссией Тывинского УФАС России был объявлен перерыв до 17 часов 30 минут 31.05.2017 г.
Согласно письменным и устным доводам подателя жалобы аукционная комиссия неправомерно отказала его заявке в допуске к участию в электронном аукционе, по основаниям указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 23.05.2017 г.
Представители уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились и пояснили, что заявка подателя жалобы правомерно отклонена аукционной комиссией уполномоченного органа, ввиду того, что участником закупки в первой части заявки в позициях 22 и 40 не указаны конкретные показатели товаров, что не соответствует требованиям положений Закона о контрактной системе и аукционной документации.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000817000715 на строительство сельского дома культуры на 80 мест в с. Эйлиг-Хем Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва (под ключ), Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
23.04.2017 г. уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000817000715 на строительство сельского дома культуры на 80 мест в с. Эйлиг-Хем Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва (под ключ), начальная (максимальная) цена контракта составляет: 15 348 080, 00 рублей.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 06.05.2017 г. размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000817000715 на строительство сельского дома культуры на 80 мест в с. Эйлиг-Хем Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва (под ключ).
Аукционная документация электронного аукциона N 0112200000817000715 на строительство сельского дома культуры на 80 мест в с. Эйлиг-Хем Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва (под ключ) утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок N 219 от 21.04.2017 года.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000817000715 от 23.05.2017 г. на момент окончания срока подачи заявок была подано 5 заявок, из них отказано в допуске участникам закупки под номерами 1, 2, участники закупки под номером 3, 4, 5 допущены к участию в электронном аукционе.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона N 0112200000817000715 от 26.05.2017 г. наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки под номером 4 в размере 10 129 732, 80 рублей, участником закупки под номером 3 подано ценовое предложение в размере 10 206473, 20 рублей, участником закупки под номером 5 подано ценовое предложение в размере 15 041 118, 40 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно подпункту "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование установлено в пункте 21 Информационной карты аукционной документации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с инструкцией документации аукциона в электронной форме N 0112200000817000715 установлено, что "не менее" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение.
Согласно позиции 22 раздела 5 "Требования к техническим характеристикам товаров" технического задания документации аукциона в электронной форме N 0112200000817000715 установлены требования к сейфу железному КЗ 0132 или эквивалент": "_Ширина: не менее 450 мм_".
Участником закупки под номером 1 в первой части заявки в позиции 22 предложено следующее: "Ширина: 400 мм".
На основании вышеизложенного следует, что участник закупки под номером 1 в первой части заявки в позиции 22 предложил ширину сейфа железного КЗ 0132, не соответствующую требованиям документации аукциона в электронной форме N 0112200000817000715.
Согласно позиции 40 раздела 5 "Требования к техническим характеристикам товаров" технического задания документации аукциона в электронной форме N 0112200000817000715 установлены требования в том числе к длине резьбы болта: "Длина резьбы не должна быть более 30 мм".
Участником закупки под номером 1 в первой части заявки в позиции 40 предложено следующее: "Длина резьбы, мм - не нормируется".
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе по указанной позиции участнику необходимо представить конкретное значение длины резьбы болта, но не более 30 мм.
Кроме того, согласно ГОСТ 7798-70 "Болты с шестигранной головкой класса точности В с диаметром резьбы от 6 до 48 мм" для каждой длины болта предусмотрена длина резьбы болта.
На основании вышеизложенного следует, что участником закупки под номером 1 в первой части заявки по позиции 40 предложена не конкретная длина резьбы болта, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, ГОСТ 7798-70 и документации аукциона в электронной форме N 0112200000817000715.
Таким образом, участником закупки под номером 1 в первой части заявки в позициях 22 и 40 предложены не конкретные значения показателей товаров (ширина сейфа и длина резьбы болта), что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и документации аукциона в электронной форме N 0112200000817000715.
На основании вышеизложенного следует, что аукционной комиссией правомерно принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе заявке участника под N 1 по основаниям указанным в протоколе от 23.05.2017 г.
Таким образом, довод подателя жалобы о неправомерном отклонении аукционной комиссией его заявки является необоснованным.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки аукциона в электронной форме N 0112200000817000715 Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Проанализировав техническое задание, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что в ряде пунктов технического задания к документации об Аукционе Заказчиком, установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения:
- О химическом составе таких товаров и материалов, например:
Согласно разделу "Требования к техническим характеристикам товаров" технического задания аукционной документации N 0112200000817000715, в частности в позиции 54 установлены требования к краске масляной готовой: "_Краска масляная готовая к применению должна быть предназначена для внутренних работ, массовая доля пленкообразующего вещества, %, не менее 22, укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2, не более 235, стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (202) С, ч, не менее 0,5, степень перетира, мкм, не более 80, массовая доля летучего вещества, %, не более 12_" и т.п.;
- О результатах испытаний таких товаров и материалов, например:
Согласно разделу "Требования к техническим характеристикам товаров" технического задания аукционной документации N 0112200000817000715, в частности по позиции 23 установлены требования к мягкой мебели офисной (диван, 2 кресла), в частности к рабочей поверхности кресла: "_Рабочая поверхность кресла должна быть выполнена из экокожи поверхностей плотностью не менее 430г/м2, воздухопроницаемостью не менее 27 мл/см2, истираемостью не менее 100000 циклов по тесту мартиндейлу за счет полиуретанового покрытия, на тканой основе". и т.п.
Анализ аукционной документации позволяет сделать вывод, что описание материалов, используемых при выполнении работ, содержат требования к химическому составу, результатам испытаний. При этом, исходя из технических регламентов (стандартов) следует, что указанные требования применяются при изготовлении материала и получаются после ряда испытаний.
Комиссия Тывинского УФАС России считает, что заказчик в силу норм действующего законодательства вправе предъявлять в аукционной документации требования к техническим характеристикам самого товара, а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество. Предъявление требований к компонентам товаров является избыточным и как следствие, нарушает положения Закона о контрактной системе, предусматривающих установление требований к самим товарам, а не к их компонентам. При этом следует отметить, что если товар в целом соответствует документу, определяющему его качество и характеристики (ГОСТ, СНиП и т.п.), то компоненты этого товара также будут соответствовать такому документу.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части описания объекта закупки, носящего не объективный характер.
Указанные действия должностного лица государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия Тывинского УФАС России при решении вопроса о выдаче (не выдаче) предписания об устранении допущенных заказчиком - Государственным казенным учреждением Республики Тыва "Госстройзаказ" нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14 в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как было указано выше, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000817000715 от 23.05.2017 г. на момент окончания срока подачи заявок была подано 5 заявок, из них отказано в допуске участникам закупки под номерами 1, 2.
При этом, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что ни одна заявка, поданная на участие в электронном аукционе N 0112200000817000715, не была отклонена аукционной комиссией из-за нарушения, допущенного заказчиком - Государственным казенным учреждением Республики Тыва "Госстройзаказ" (нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что выявленные нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не повлияли (не могли повлиять) на процедуру определения поставщика.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ак-Даштыг" необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части описания объекта закупки, носящего не объективный характер.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли (не могли повлиять) на процедуру определения поставщика, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства в отношении виновного должностного лица.
Председательствующий Комиссии |
А.О. Ооржак |
|
|
Члены Комиссии |
С.С. Оюн
А.В. Саин
. |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 31 мая 2017 г. N 05-05-06/107-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2017