Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 25 мая 2017 г. N 04-50/125-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<___________________________>
в присутствии со стороны Администрации муниципального образования сельского поселения "Шабурское" (далее - Заказчик) - <_> (доверенность от 24.05.2017 б/N),
со стороны ООО "Альфастрой" (далее - Заявитель) - <_> (доверенность от 24.05.2017 б/N),
рассмотрев жалобу ООО "Альфастрой" (вх. от 19.05.2017 N 3012) на действия аукционной комиссии заказчика - Администрации муниципального образования сельского поселения "Шабурское" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания Дома культуры в с. Шабур, реестровый номер - 0102300005617000001, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом б части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель не согласен с решением аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в электронном аукционе по причине того, что в первой части заявки участник закупки представил недостоверную информацию:
- по позиции "Болты с гайками и шайбами строительные" значение показателя "Диаметр описанной окружности" (26,8 мм) не соответствует значению, указанному в ГОСТ 7798-70 - не менее 26,2 мм.;
- по позиции 17 "Канализационные трубы" значение показателя "минимальная толщина стенки (3,5 мм) не соответствует значению, указанному в ГОСТ 22689-2014 - 3,4 мм.
По мнению Заявителя, заявка участника закупки ООО "Альфастрой" содержит все необходимые показатели, данные показатели соответствуют допустимым показателям требований к характеристикам используемых материалов, и вышеперечисленным ГОСТам.
На основании изложенного считает действия аукционной комиссии незаконными и нарушающими права и интересы Заявителя, просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель Заказчика дала пояснения согласно письменного отзыва на жалобу (исх. от 23.05.2017), в котором считает жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку в представленной заявке по позиции 1 "Болты с гайками и шайбами строительные" значение показателя "Диаметр окружности" (26,8 мм) не соответствует указанному в ГОСТ 7798-70 - "не менее 26,2 мм", причём следуя нормам ГОСТ 7798-70 показатель "диаметр описанной окружности" не является конкретным значением, а указывается как значение "не менее 26,2 мм", следовательно представленное участником значение не соответствует требованиям действующего ГОСТ.
По позиции "канализационная труба" не указаны значения показателя "минимальная толщина стенки" соответствующие требованиям ГОСТ 33259-2015.
На основании изложенного просили в удовлетворении жалобы оказать.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с подпунктом б пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
28.04.2017 года в единой - информационной системе размещена закупка в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания Дома культуры в с. Шабур, начальная (максимальная) цена контракта 2 000 000 рублей.
Процедура определения исполнителя путем проведения электронного аукциона регламентирована параграфом 2 главы 3 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.05.2017 на участие в аукционе поступило 6 (шесть) заявок, 4 (четыре) из которых не допущены к участию в электронном аукционе.
Заявка с порядковым номером 5 не допущена к участию в аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в связи с представлением недостоверной информации:
по позиции "Болты с гайками и шайбами строительные" значение показателя "Диаметр описанной окружности" (26,8 мм) не соответствует значению, указанному в ГОСТ 7798-70 - не менее 26,2 мм.;
- по позиции 17 "Канализационные трубы" значение показателя "минимальная толщина стенки (3,5 мм) не соответствует значению, указанному в ГОСТ 22689-2014 - 3,4 мм.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование к содержанию первой части заявки установлено в пункте 13 Приложения N 1к документации об электронном аукционе.
Согласно Техническому заданию Заказчику требуется:
- "Болты с гайками и шайбами строительные" - Болты должны быть таких размеров, при которых шаг резьбы крупный - от 1,25 до 2,5 мм; диаметр стержня от 14 до 20 мм; размер "под ключ" S - 24 мм; высота головки более 8,8 мм; диаметр описанной окружности не менее - 26,2 мм; длина болта более 30 мм. Соответствовать действующему ГОСТу на данный товар.
- "Канализационные трубы" - Канализационные полиэтиленовые трубы. Номинальный диаметром - не менее 100 и не более 125 мм; Серия труб - S 16 или S 12,5; Минимальная толщина стенки - от 3,2 до 4,8 мм; В соответствие с действующим ГОСТом на товар.
Согласно Инструкции по заполнению участником заявки Заявка составляется на русском языке, текст всех документов, входящих в состав заявки, должен легко читаться, сведения, содержащиеся в заявке не должны допускать двусмысленных толкований. Все документы и сведения, входящие в состав заявок на участие в аукционе в электронной форме должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации в том числе ГОСТу Р 7.0.8-2013 и требованиям документации об аукционе.
Согласно Таблице 1 ГОСТ 7798-70 "Болты с шестигранной головкой и класса точности В" диаметр описанной окружности болтов при номинальном диаметре резьбы должен быть не менее 26,2 мм. В заявке заявителя представлено значение - 26,8 мм, что не менее 26,2 мм.
В соответствии с Таблицей 2 пункта 4.1.2 ГОСТ 22689-2014 "Трубы и фасонные части из полиэтилена для систем внутренней канализации" при нормальном наружном диаметре труб в 110 мм, толщина стенки должна составлять 3,4 мм.
При этом допускается толщина стенки в любой точке не более 1,25 emin при условии, что средняя толщина стенки emin не более emax. Следовательно, указанным ГОСТ допускается отклонение от указанных в Таблице 2размеров.
Таким образом, в первой части заявки участника закупки с порядковым номером 5 представлены показатели в соответствии с требованиями документации и не противоречащие условиям ГОСТов.
Таким образом, в связи с тем, что в заявке участника представлены все необходимые показатели по используемым материалам, то первая часть заявки Заявителя соответствовала требованиям Закона о контрактной системы и документации об электронном аукционе, и аукционная комиссия необоснованно не допустила заявку к участию в аукционе.
Вместе с тем, пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления Заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участник закупки должен указать свое предложение, не должны:
- Позволять участникам закупки указать в своих заявках значение, которые противоречат требованиям Стандарта, например, значение-5 единиц;
- Вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значение, например, от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, но в свою очередь, противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Так, установленному в Приложении N 4 к проекту контракта "Требования к характеристикам испытуемых материалов" требования к "размеру "под ключ" болта - S - 24 мм, согласно ГОСТ 7797-70 соответствуют болты с номинальным диаметром - 16, и крупным шагом резьбы - 2.
Вместе с тем, документация о закупке помимо показателей, соответствующих заданному размеру "под ключ", содержит показатели, которые заданным требованиям не соответствуют.
Так же по позиции 2 Приложения N 4 к проекту контракта указа массовая доля нелетучих веществ олифы - не более 50,5 %, что не соответствует установленному ГОСТ допустимому диапазону -54,5 - 55,5 %.
Согласно Таблице 2 ГОСТ 9466-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки классификация и общие технические условия", допускается изготовление электродов с номинальным диаметром электрода, определяемым диаметром стержня, в 1,6, 2,0, 2,5, 3,0, 4,0, 5,0, 6,0, 8,0, 10,0, 12,0 мм. Следовательно, установленное в документации требование к диаметру электрода "менее 4,5 мм" противоречит параметрам, установленным действующим ГОСТ и т.д.
Согласно позиции ФАС России, отраженной в письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Приложении N 4 к документации содержит требования к материалам, показатели которых могут быть определены только по результатам испытаний определенной партии готовой продукции, например, показатель условной вязкости по вискозиметру типа В3-246 с диаметром сопла 4 при температуре 20+0,50С по позиции "Олифа", временное сопротивление разрыву, ударная вязкость, относительно удлинение по позиции "Электроды", массовая доля плёнкообразующего вещества, массовая доля летучего вещества, условная вязкость по В3-246 с диаметром сопла 4 мм по позиции "краска" и т.д.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при оказании услуг, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе, следовательно, установленные показатели не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок показателей, которые определяются опытным путем (испытания), нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом б части 3 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альфастрой" на действия аукционной комиссии при проведении закупки N 0102300005617000001 обоснованной;
2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений;
4. Рассмотреть вопрос о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 25 мая 2017 г. N 04-50/125-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2017