Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 24 мая 2017 г. N 313
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе:
руководитель Инспекции:
<_..>;
члены Инспекции:
<_..>.
в результате проведения внеплановой проверки в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Потьминский детский сад" (431100, Мордовия Республики, Зубово-Полянский р-н, Потьма р.п., Красноармейский переулок, 8) в период с 10 мая 2017 года по 24 мая 2017 года при заключении договоров подряда от 01.08.2016 NN 201, 202, 203, 204, 205, в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на основании приказа Мордовского УФАС России от 05.08.2016 N 78-од "О создании комиссии по контролю в сфере закупок", приказа Мордовского УФАС России от 19.05.2017 N 92-од "О продлении срока проведении внеплановой проверки", приказа Мордовского УФАС России от 10.05.2017 N 84-од "О проведении внеплановой проверки", Инспекция
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России поступила информация о нарушении муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Потьминский детский сад" Закона о контрактной системе при заключении 01.08.2016 года договоров подряда NN201,202,2303,204,205.
Заказчиком 01.08.2016 заключены договора подряда NN201,202,2303,204,205 на ремонт канализационной сети в МБДОУ "Потьминский детский сад".
Таким образом, МБДОУ "Потьминский детский сад" в один день (01.08.2016 года) заключены 5 договоров со стоимостью до 100 000 рублей каждый, на общую сумму 486 099 рублей 74 копейки.
Согласно письменным пояснениям МБДОУ "Потьминский детский сад", указанные выше договора NN201,202,2303,204,205 от 01.04.2016 года заключены в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Согласно актам о приемке выполненных работ NN1,2,3,4,5 от 19.08.2016 года работы выполнены и приняты в полном объеме.
В соответствии с платежными поручениями NN 68696, 68697, 68699, 68700, 38395 от 23.08.2016 года МБДОУ "Потьминский детский сад" оплачены работы в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
Таким образом, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.
Вместе с тем, в силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В силу части 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.
Согласно части 17 статьи 22 Закона о контрактной системе определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными частью 20 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (часть 20 статьи 22 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 3.5 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 года N 567 (далее - методические рекомендации), идентичными признаются:
- пункт 3.5.2 - работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.
Согласно п. 3.6 методических рекомендаций, однородными признаются:
- пункт 3.6.2. работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
По указанным 5 договорам сторонами являются одни и те же лица, предмет договоров, методики и подходы являются идентичными, результат один.
Таким образом, 01.08.2016 года между МБДОУ "Потьминский детский сад" и <_..> без проведения конкурентных процедур заключены 5 договоров на общую сумму 486 099 рублей 74 копейки (каждый из них до 100 000 рублей) на выполнение однородных (идентичных) работ.
Кроме того, выполнение работ по 5 договорам от 01.08.2016 года NN201,202,2303,204,205 осуществляются в одном и том же месте (Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п. Потьма), и на одном и том же объекте (МБДОУ "Потьминский детский сад").
На основании изложенного и оценив условия данных договоров, Инспекция Мордовского УФАС России приходит к выводу, что фактически данные договоры образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными договорами для формального соблюдения указанного выше ограничения, предусмотренного специальными нормами Закона о контрактной системе, с целью уйти от соблюдения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Иных оснований для заключения вышеуказанных договоров МБДОУ "Потьминский детский сад" в ходе проведения внеплановой проверки не приведены, соответствующие доказательства в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах следует, что МБДОУ "Потьминский детский сад" при заключении договоров подряда от 01.08.2016 года NN201,202,203,204,205 совершены действия, влекущие за собой сокращение числа участников закупки, результатом которого является заключение договоров без проведения конкурентных процедур в соответствии с положениями Закона о контрактной системе посредством искусственного дробления закупки.
На основании вышеизложенного, Инспекция Мордовского УФАС России делает вывод о нарушении Заказчиком ст. 8, ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях МБДОУ "Потьминский детский сад" нарушение ст. 8, ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке
<_..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 24 мая 2017 г. N 313
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2017