Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 24 мая 2017 г. N 327
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев 24 мая 2017 года жалобу ООО "ПЕРСПЕКТИВА" (далее - Заявитель) на действия Казенного учреждения г.о. Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0309300012317000116 на строительство сетей канализования МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 13" и МДОУ "Детский сад N 16 в г.о. Саранск" (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 17 мая 2017 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 19.05.2017 N 339 рассмотрение жалобы назначено на 23.05.2017 года в 15 часов 30 минут.
В ходе рассмотрения дела, Комиссией Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 24.05.2017 г. 10 часов 30 минут (мск).
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком аукционная документация составлена и размещена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы, действия Заказчика и аргументы его представителя, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Заказчиком 02.05.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0309300012317000116 на строительство сетей канализования МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 13" и МДОУ "Детский сад N 16 в г.о. Саранск".
Начальная (максимальная) цена контракта: 13 947 240,00 рублей.
Дата и время начала подачи заявок: 02.05.2017 12:01 мск.
Дата и время окончания подачи заявок: 18.05.2017 09:00 мск.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 19.05.2017 г.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 22.05.2017 г.
При изучении доводов жалобы установлено:
1. Заявитель в своей жалобе указывает на нарушение Заказчиком Закона о контрактной системе, выразившееся в не полном описании в размещенном извещении порядка предоставления обеспечения исполнения контракта.
В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона, а также размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Как установлено Комиссией Мордовского УФАС России, извещение о проведении электронного аукциона от 02.05.2017 N 0309300012317000116, опубликованное в единой информационной системе в сфере закупок, в разделе "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" содержит следующую информацию: "в соответствии с документацией об электронном аукционе".
Также установлено, что в пункте 19 части 2 документации об аукционе "Информационная карта электронного аукциона" установлен размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Таким образом, довод Заявителя в данной части является необоснованным.
2. По мнению Заявителя, из содержания Технического задания документации об Аукционе невозможно определить, каким именно требованиям ГОСТ, СНиП должны соответствовать выполненные Подрядчиком работы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с Техническим заданием на строительство сетей канализования МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 13" и МДОУ "детский сад N 16" в г.о. Саранск документации об Аукционе Заказчиком установлено, что работы выполняются в соответствии со следующими нормативными документами:
СНиП 3.05.04-85* "Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации" (утв. постановлением Госстроя СССР от 31 мая 1985 г. N 73);
Федеральным законом Российской Федерации от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 384-З "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
ГОСТ Р 50597-93 "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения";
СНиП 12-03-2001. "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 г. N 80).
Кроме того, Заказчиком в Аукционной документации указаны объемы и виды работ, а также материалы, которые должны соответствовать государственным стандартам, например:
- Труба ПП гофрированная 225/200 SN8 в соответствии с ГОСТ Р 54475-2011;
- Труба ПЭ-80 SDR 17 - д 225х13,4 (Труба из полиэтилена ПЭ 80, SDR 17, номинальным наружным диаметром 225 мм и номинальной толщиной стенки 13,4 мм, с допустимыми отклонениями в соответствии с ГОСТ 18599-2001).
В связи с вышеизложенным, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о наличии необходимого перечня нормативных документов в Техническом задании документации об Аукционе, которым должны соответствовать выполненные Подрядчиком работы.
Таким образом, довод Заявителя в данной части является необоснованным.
3. По мнению Заявителя, в проекте контракта неверно установлен срок оплаты за выполненные работы.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии с пунктом 9.1. проекта Контракта, Заказчик обязуется заявить о потребности в выделении денежных средств в Департамент городского хозяйства Администрации г. о. Саранск и в течение 2 (двух) рабочих дней с момента получения расходного расписания на осуществление платежей, обязуется оплатить Подрядчику за выполненные работы их стоимость в соответствии с Актом (Актами) выполненных работ по форме КС-2 и Справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3. Работа считается выполненной Подрядчиком и принятой Заказчиком после подписания данных форм.
В соответствии с пунктом 12 Информационной карты документации об Аукционе и п. 9.2. проекта Контракта, расчет за выполненные работы производится Заказчиком, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, при условии, что работы выполнены надлежащим образом и в установленный Контрактом срок, и подтверждены двусторонне подписанными актами приемки выполненных работ (КС-2) и Справками о стоимости выполненных работ (КС-3) в следующем порядке:
- за фактическое выполнение работ во II квартале 2017 г., но не более 5% (пять процентов) цены контракта в срок до конца III квартала 2017 г.;
- за фактическое выполнение работ в III квартале 2017 г., но не более 5% (пять процентов) цены контракта в срок до конца IV квартала 2017 г.;
- оставшуюся стоимость фактических выполненных работ до конца I квартала 2018 г.
Между тем, Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статья 34 Закона о контрактной системе, дополнена частью 13.1 следующего содержания:
"13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.".
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных Конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания" от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
В соответствии со ст. 2 Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Установлено, что Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" опубликован 01.05.2017 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также в официальном издании "Собрание законодательства РФ" от 01.05.2017, N 18, ст. 2660.
Таким образом, Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вступил в законную силу 01.05.2017 г.
Установлено, что извещение и документация об Аукционе размещены Заказчиком в единой информационной системе 02.05.2017 г., в связи с чем, Заказчику необходимо было руководствоваться внесенными в ст. 34 Закона о контрактной системе изменениями.
Учитывая изложенное, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о несоблюдении Заказчиком требований ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, что в свою очередь содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод Заявителя Комиссией Мордовского УФАС России признан обоснованным.
Между тем, в ходе проведения внеплановой проверки Аукциона, Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к опыту работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В приложении N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) установлено, что в случае осуществления закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. руб., Заказчик устанавливает дополнительные требования к участникам закупки, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Приложением N 1 к Постановлению N 99 установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 18 мая 2017 года, по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукцион срока подачи заявок 9 часов 00 минут 18 мая 2017 года (мск) поступила 1 (одна) заявка на участие в электронном аукционе от МП го Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" и заявка которого признана единой комиссией Заказчика соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Между тем, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что в составе заявки МП го Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" отсутствуют документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно: копии акта (актов) выполненных работ в соответствии с требованиями Постановления N 99.
В связи с вышеизложенным, действия единой Комиссии Заказчика, выразившиеся в признании заявки МП го Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, тогда как такой заявке должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок нарушает ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России от 05.08.2016 года N 78-од "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПЕРСПЕКТИВА" на действия Казенного учреждения г.о. Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" при проведении электронного аукциона N 0309300012317000116 на строительство сетей канализования МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 13" и МДОУ "Детский сад N 16 в г.о. Саранск" обоснованной в части довода 3, указанного в мотивировочной части настоящего решения.
2. Признать действия Заказчика, Единой комиссии нарушением ч. 13.1 ст. 34, ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 24 мая 2017 г. N 327
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2017