Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 19 мая 2017 г. N 89/2017
Резолютивная часть объявлена 19 мая 2017 г. Изготовлено в полном объеме 24 мая 2017 г. |
г. Курск |
||||
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
председатель Комиссии, |
|||
|
член Комиссии, |
||||
|
член Комиссии, |
||||
Заявитель |
Курская региональная общественная организация "Центр общественного контроля в сфере закупок" (далее - КРОО "Центр общественного контроля в сфере закупок", заявитель) |
||||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (жалоба содержит сведения о рассмотрении доводов жалобы в отсутствие представителя КРОО "Центр общественного контроля в сфере закупок") |
||||
Заказчик |
Администрация Большесолдатского района Курской области (далее - заказчик) |
||||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
..., ... (по доверенности) (представлены документы, удостоверяющие личность) |
||||
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
||||
Закупка N |
0144300039017000005 |
||||
Объект закупки |
Объект капитального строительства "Подъезд к д. Нелидовка Большесолдатского района Курской области" |
||||
Начальная (максимальная) цена контракта |
23 214 235 руб. 00 коп. |
||||
Доводы жалобы: |
|
|
|
|
|
1. Как указывает заявитель, 25.04.2017 г. заказчиком внесены изменения в план-график закупок, а именно, в план-график закупок с уникальным номером 2017014430003900040001 внесена информация об осуществлении новой закупки, предметом которой является "Объект капитального строительства "Подъезд к д. Нелидовка Большесолдатского района Курской области" с ИКЗ N173460200232346020100100090094211414. При этом, извещение о проведении электронного аукциона с ИКЗ N173460200232346020100100090094211414 размещено заказчиком на официальном сайте ЕИС 28.04.2017 г. По мнению заявителя, указанные действия заказчика противоречат требованиям ч.14 ст.21 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), п.9 постановления Правительства РФ от 05.06.2015 г. N553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд" (далее - постановление Правительства N553 от 05.06.2015 г.). 2. В извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации заказчиком не установлено требование о наличии у участников закупки и представлении в составе вторых частей аукционных заявок копии документа, подтверждающего соответствие требованиям п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...", а именно копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства, подтверждающего право на выполнение работ по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, тогда как, согласно п.12 информационной карты электронного аукциона, данный вид работ включен в цену контракта. В нарушение требования ч.3 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), заказчиком в один лот включены работы, технологически и функционально не связанные с работами, выполнение которых является предметом электронного аукциона. 3. По мнению подателя жалобы, в нарушение ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" в техническом задании аукционной документации заказчиком не установлены требования к максимальным и (или) минимальным значениям показателей товаров, необходимых для выполнения работ.
В соответствии с порядком, установленным главой 9 ФЗ "О защите конкуренции", письмом ФАС России от 11.10.2007 г. N АЦ/18759, жалоба КРОО "Центр общественного контроля закупок" в части указания на нарушение требований ФЗ "О защите конкуренции" передана для рассмотрения в соответствующее структурное подразделение Курского УФАС России.
Доводы возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле: В письменных пояснениях, представленных заказчиком в материалы дела, заказчик не согласился с доводами жалобы заявителя, указав, что действия заказчика соответствуют требованиям ФЗ "О контрактной системе...".
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА: В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) N0144300039017000005, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: - дата размещения извещения о проведении электронного аукциона - 28.04.2017 г.; - дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 17.05.2017 г. 09:00; - согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 18.05.2017 г., на участие в электронном аукционе была подана 1 заявка, признанная единой комиссией заказчика соответствующей требованиям ФЗ "О контрактной системе_".
1. В соответствии с ч.14 ст.21 ФЗ "О контрактной системе..", внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом. Согласно п."б" ч.8, ч.9 постановления Правительства N553 от 05.06.2015 г., внесение изменений в планы-графики закупок осуществляется в случае внесения изменений в планы закупок, а также в случае изменения планируемой даты начала осуществления закупки, сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), этапов оплаты и (или) размера аванса и срока исполнения контракта. Как установлено ч.9 постановления Правительства N553 от 05.06.2015 г., внесение изменений в план-график закупок по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки. 25.04.2017 г. заказчиком внесены изменения в план-график закупок, а именно, в план-график закупок внесена информация об осуществлении закупки, предметом которой является "Объект капитального строительства "Подъезд к д. Нелидовка Большесолдатского района Курской области" с ИКЗ N173460200232346020100100090094211414. Как установлено Комиссией и подтверждается письменными пояснениями заказчика, внесение изменений в план-график закупок осуществлялось заказчиком в связи с уточнением сроков доставки товара, выполнения работы или оказания услуги, так как при формировании извещения о проведении электронного аукциона поле "сроки доставки товара, выполнения работы или оказания услуги либо график оказания услуг" указанного извещения было неактивно и указывало "ежемесячно". Извещение о проведении электронного аукциона N0144300039017000005, ИКЗ N173460200232346020100100090094211414, размещено заказчиком на официальном сайте ЕИС также 25.04.2017 г., то есть до истечения 10 дней со дня размещения сведений о закупке в плане-графике, что является нарушением требований ч.14 ст.21 ФЗ "О контрактной системе...", п.9 постановления Правительства РФ от 05.06.2015 г. N553.
2. Согласно извещению о проведении электронного аукциона, аукционной документации электронного аукциона, предметом закупки является "Объект капитального строительства "Подъезд к д. Нелидовка Большесолдатского района Курской области". В извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации заказчиком установлено требование о соответствии участников требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки. В п.22 информационной карты аукционной документации заказчиком указаны документы, представляемые участниками в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_": "свидетельство о допуске к видам работ, предусмотренным документацией об аукционе, которые оказывают влияние на безопасность объекта строительства (п.12.5, п.12.9,п.25.1,п.25.2,п.25.4,п.25.6, п.25,7) или допуск к работам по организации строительства (п.33.2.1), согласно Перечню, утвержденному приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 г. N624, в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ". Вместе с тем, в п.12 "Порядок формирования цены контракта" информационной карты аукционной документации заказчиком указана информация о порядке формирования цены контракта, включающей в себя, в том числе "_расходы по осуществлению строительного контроля независимой организацией_". В силу ч.2 ст.53 Градостроительного Кодекса РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, следовательно Генеральный подрядчик обязан самостоятельно осуществлять строительный контроль. Кроме того, в силу вышеуказанной статьи, в случае осуществления строительства на основании договора, строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком, либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации. В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2010 г. N468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (далее - постановление Правительства РФ от 21.07.2010 г. N468) строительный контроль проводится: - лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик); - застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик). Для проведения строительного контроля в соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса и Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2010 г. N169) строительный контроль выделен в самостоятельный вид работ, а именно пункт 32 "Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем". Таким образом, выполнение работ (оказание услуг) по строительному контролю без соответствующего допуска СРО является незаконным. Учитывая, что положениями ГрК РФ, постановления Правительства РФ от 21.07.2010 г. N468 не предусмотрена возможность привлечения лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком, генеральным подрядчиком) для осуществления строительного контроля организации по договору, аукционная документация заказчика должна содержать требование о необходимости наличия и представления участниками в составе вторых частей аукционных заявок копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства, подтверждающего право на выполнение работ по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. При таких обстоятельствах, довод жалобы заявителя признан Комиссией обоснованным.
3. Согласно ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_", документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_", должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. В части III "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" аукционной документации заказчиком указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. При этом заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Таким образом, нарушение заказчиком требований ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" при описании объекта закупки материалами дела не подтверждено. Довод жалобы заявителя в этой части необоснован.
В ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссией также установлено: Положения проекта контракта, размещенного заказчиком в составе аукционной документации электронного аукциона, не соответствуют положениям извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации. Так, в п.4.4 проекта контракта заказчиком установлена обязанность Подрядчика заключить договор на осуществление строительного контроля, тогда как необходимость заключения такого договора не предусмотрена в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации, не следует из содержания извещения о проведении электронного аукциона, аукционной документации и приложений к аукционной документации заказчика, а также необходимость заключения такого договора не определена нормативно-правовыми актами в сфере строительства. В соответствии с ч.4 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. Как установлено ч.1 ст.34 "О контрактной системе_, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт. Как установлено п.1 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе_", в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. В соответствии со ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", заявка участника электронного аукциона должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе. Как установлено ч.1 ст.34, ч.10 ст.70 "О контрактной системе_", контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем. Согласно ч.2 ст.70 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе. Таким образом, заявка подается на условиях аукционной документации, и контракт заключается на тех же условиях, при этом заказчик, направляя проект контракта для заключения, вправе внести в проект контракта только цену, предложенную победителем и информацию о конкретном товаре, предложенном участником. При таких обстоятельствах, условия закупки, указанные в аукционной документации и проекте контракта, должны быть идентичными, так как, в противном случае, в заявке участника не будет содержаться согласия на выполнение условий контракта, не указанных в аукционной документации. Частью 4 ст.70 ФЗ "О контрактной системе..." предусмотрено право победителя аукциона в данной ситуации не подписывать проект контракта и направить заказчику протокол разногласий, указав замечания к положениям проекта контракта, не соответствующие извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе. Из совокупного анализа вышеуказанных норм, а также положений ст.527 ГК РФ, ст.34, ст.59, ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." следует, что неуказание в аукционной документации всех условий, является неправомерным, так как именно извещение и аукционная документация является источником информации о закупке, о предъявляемых к участникам требованиях, заявка на участие в электронном аукционе должна содержать согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем. При таких обстоятельствах, включив в проект контракта обязанности Подрядчика, не предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией, заказчик нарушил требования ч.1 ст.34 ФЗ "О контрактной системе...".
На основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия | |||||
РЕШИЛА: | |||||
1. Признать жалобу Курской региональной общественной организации "Центр общественного контроля в сфере закупок" на действия заказчика - Администрации Большесолдатского района Курской области обоснованной в части нарушения заказчиком требований ч.14 ст.21, п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ, п.9 постановления Правительства РФ от 05.06.2015 г. N553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд". 2. Признать заказчика - Администрацию Большесолдатского района Курской области нарушившим требования ч.14 ст.21, п.1 ч.1 ст.31, ч.1 ст.34, ч.1 ст.64 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ, п.9 постановления Правительства РФ от 05.06.2015 г. N553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд". 3. Выдать заказчику, аукционной комиссии заказчика - Администрации Большесолдатского района Курской области предписание об устранении допущенных нарушений требований п.1 ч.1 ст.31, ч.1 ст.34, ч.1 ст.64 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ. 4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - ... 5. Передать материалы дела N89/2017 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". 6. Передать материалы дела N89/2017 в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области. 7. В соответствии с порядком, установленным гл.9 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", письмом ФАС России от 11.10.2007 г. NАЦ/18759, передать материалы дела N89/2017 в соответствующее структурное подразделение Курского УФАС России для рассмотрения в части нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции". | |||||
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. | |||||
| |||||
Председатель Комиссии |
_ |
||||
Члены Комиссии |
_ |
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 19 мая 2017 г. N 89/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2017