Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 25 мая 2017 г. N 97
Резолютивная часть объявлена 25 мая 2017 года Изготовлено в полном объеме 30 мая 2017 года |
г.Курск |
||
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
Председатель Комиссии |
|
|
Член Комиссии |
||
|
Член Комиссии |
||
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива, заявитель) |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют, надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела |
||
Заказчик |
Администрация Поныровского района Курской области (далее - заказчик) |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
(по доверенности), личность удостоверена |
||
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
||
Закупка N |
0144300015417000006 |
||
Объект закупки |
Строительство объекта "Автодорога в д.Красавка Понырвского района Курской области" |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
16 380 370,00 рублей |
Доводы жалобы:
1. В нарушение требований ч.4 ст.65 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе_") заказчиком в аукционной документации указана неверная дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
2. В п.3.3.1 проекта контракта заказчиком установлены условия предоставления обеспечения исполнения контракта, не соответствующие требованиям ст.37 ФЗ "О контрактной системе...".
3. В аукционной документации заказчиком ненадлежащим образом установлен перечень документов, подтверждающий соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в соответствии с перечнем, установленным пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 (ред. от 14.11.2016).
В пояснениях, представленных заказчиком в ходе рассмотрения дела, представители заказчика не согласились с доводами жалобы заявителя, указали, что аукционная документация заказчика соответствует требованиям ФЗ "О контрактной системе...".
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с ч.4 ст.65 ФЗ "О контрактной системе..." в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 44 "Порядок, даты начала и дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе" аукционной документации заказчиком дата окончания срока предоставления разъяснений установлена - "11" мая 2017 г. Согласно извещению электронного аукциона, дата окончания срока подачи заявок на участие в данном электронном аукционе - "19" мая 2017 г. Таким образом, указанная заказчиком дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе не соответствует требованиям действующего законодательства, что является нарушением требований п.11 ч.1 ст. 64, ч.4 ст.65 ФЗ "О контрактной системе...".
Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в аукционной документации допущена техническая ошибка в части неверного указания даты окончания срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе. Кроме того, как пояснили представители заказчика и подтверждается материалами дела, фактически запросов о разъяснении положений документации заказчику от участников закупки не поступало, в связи с чем допущенное заказчиком нарушение не повлекло нарушения законных прав участников определения поставщика.
2. Согласно ч.1 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_", если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с ч.2 ст.37 ФЗ "О контрактной системе...", если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ч.1 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_", или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч.3 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_".
Согласно извещения о проведении электронного аукциона, начальная (максимальная) цена контракта составляет более пятнадцати миллионов рублей - 16 380 370,00 рублей. Таким образом, заказчик обязан установить условие предоставления обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями ч.1 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_".
Вместе с тем, в п.3.3.1 проекта муниципального контракта заказчиком предусмотрена возможность предоставления обеспечения исполнения контракта, в случае если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, в том числе, в форме информации, подтверждающей добросовестность такого участника.
Таким образом, указанное положение аукционной документации не соответствует требованию ч.1 ст.37, ст.96 ФЗ "О контрактной системе_".
3. В соответствии с ч.4 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...", в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе..." дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления Правительства от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99, к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
При этом, согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99, установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч.2 ст.9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 ч.1, ч.ч.2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) ФЗ "О контрактной системе...", или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...".
Пунктом 39 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе и инструкция по ее заполнению" аукционной документации, в том числе, установлено: "Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и информацию: "копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее, чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (в соответствии с Постановлением Правительства РФ N99)".
Таким образом, заказчиком в аукционной документации надлежащим образом не установлен перечень документов, подтверждающий соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в соответствии с перечнем, установленным пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 - заказчиком указанный перечень указан в ред. от 20.10.2016 Постановления, утратившей силу на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают ч.2 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...".
Вместе с тем, как установлено Комиссией, допущенное нарушение требований ФЗ "О контрактной системе...", не повлекло нарушения законных прав и интересов участников закупки и самого заказчика, так как единственный подавший заявку на участие в электронном аукционе участник, представил надлежащие документы, подтверждающие его соответствие дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ.
4. При проведении внеплановой проверки определения поставщика, Комиссией также установлено, что заказчиком в п.38 аукционной документации неправомерно указано о необходимости представления участниками закупки в составе вторых частей аукционных заявок декларации "о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики - любой документ, позволяющий определить непринадлежность участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики". Указанные действия заказчика противоречат положениям п.2 ч.1 ст.64, ч.6 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", однако не привели к нарушению законных прав и интересов участников закупки.
Учитывая изложенное, на основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь статьей 99, статьей 106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" обоснованной.
2. Признать заказчика - Администрацию Поныровского района Курской области нарушившим требования ч.2 ст.31, ч.1 ст.37, ч.1 ст.64, ч.4 ст.65, ч.6 ст.66, ст.96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - Администрации Поныровского района Курской области предписание об устранении допущенного нарушения требований ч.1 ст.37, ст.96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии.
5. Направить копию решения и предписания по делу N97/2017 в Прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 25 мая 2017 г. N 97
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2017