Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 17 мая 2017 г. N 1055/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Е.А. Черняк
С.С. Галкин,
рассмотрев дела N 1055/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358300380217000088 "Реконструкция здания МБОУ СОШ N 72 ст. Кривянская" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Парафиева С.А.), в отсутствии представителей Заявителя, Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358300380217000088 от 16.05.2017 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 327 863 500,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 01.06.2017 года в 08 часов 00 минут.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик в документации об аукционе установил противоречивые требования к сроку выполнения работ, являющихся предметом аукциона.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ установленным заказчиком требованиям. В силу п.2 ст.42, ч.1 ст.64 Закона документацию об электронном аукционе подлежат включению, в том числе, сроки завершения работы.
Объектом настоящего аукциона являются работы по реконструкции здания Заказчика.
Между тем, Заказчик в документации об аукционе установил противоречивые и неоднозначные требования к сроку выполнения указанных работ.
Так, в п.1.3 проекта контракта (в редакции документации об аукционе от 26.04.2017 года, действовавшей на момент подачи жалобы Заявителем) Заказчик указал:
1.3. Срок выполнения работ определяется Графиком производства работ по объекту: "Реконструкция здания МБОУ СОШ N 72 ст. Кривянская" (приложение N2 к настоящему контракту) (далее - график производства работ)".
В п.3.1 проекта контракта Заказчик установил: все работы должны быть выполнены в соответствии с графиком производства работ, являющимся приложением N 2 к контракту. Срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 31.07.2019 г.
В п.19 Информационной карты аукциона Заказчик установил:
19 |
Сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг |
|
С момента заключения контракта по 31.07.2019 г. |
Однако, в Приложении N 2 к контракту "График производства работ" установлен иной срок выполнения работ: "с момента заключения контракта в течение 150 календарных дней".
Из указанных положений документации однозначно не следует, в какой именно срок "с момента заключения контракта в течение 150 календарных дней" или "с момента заключения контракта по 31.07.2019" подрядчик должен выполнить работы по реконструкции здания Заказчика.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Согласно доводам жалобы Заявителя, условие о возврате Заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не соответствует нормам Закона.
В соответствии с ч.27 ст.34 Закона в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В п.6.6 проекта контракта Заказчик установил:
Денежные средства, внесенные в качестве способа обеспечения исполнения контракта, возвращаются подрядчику при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по контракту, в течение 10 рабочих дней со дня выполнения всех предусмотренных данным контрактом работ и получения письменного требования подрядчика.
Таким образом, проект контракта содержит условие о сроках возврата заказчиком подрядчику указанных денежных средств, что соответствует ч.27 ст.34 Закона. Данный довод жалобы следует признать необоснованным.
В соответствии с ч.4 ст.4 Закона информация, содержащаяся в Единой информационной системе (ЕИС), является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Согласно ч.2 ст.65 Закона документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее -Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 N Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
ФАС России в Письме от 16.11.2016 N ИА/79173/16, в частности, отмечает: информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя (гипертекстовый формат), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Документация об аукционе, в том числе, описание объекта закупки, в котором указаны минимальные и максимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, используемые для определения эквивалентности товаров и определения соответствия товаров потребности Заказчика, подлежащие обязательному включению в состав первой части заявки на участие в аукционе (Техническое задание) размещены на официальном сайте в графическом формате.
Внеплановой проверкой установлено, что информация, содержащаяся в Техническом задании, размещена в формате, не обеспечивающем возможности копирования и поиска отдельных фрагментов, в том числе, в виде рисунков, например:
Однако данные сведения необходимы для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Следовательно, Техническое задание документации об аукционе, размещенное Заказчиком на официальном сайте содержит ограничения для ознакомления, что является нарушением ч.4 ст.4, ч.1 ст.64 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.4 ст.4, ч.1 ст.64 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и внесении изменений в документацию об аукционе.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика, членов аукционной комиссии Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Е.А. Черняк
С.С. Галкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 17 мая 2017 г. N 1055/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2017