Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 мая 2017 г. N 1089/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: А.Д. Кравцов
В.В. Моргунов,
рассмотрев дела NN 1072/03, 1088/03, 1089/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358300312817000013 "Строительство новых линий основного и резервного водоводов мкр.Лиховского в г.Каменск-Шахтинском Ростовской области" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заявителя-1 (Могилевой Н.В.), представителя Заказчика (Рязанцева С.Ю.), в отсутствии представителей Заявителя-2, Заявителя-3 и представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителя-1, Заявителя-2, Заявителя-3, в которых обжаловались положения документации об аукционе.
Заказчик на заседании Комиссии Ростовского УФАС России признал доводы жалоб Заявителя-1, Заявителя-2, Заявителя-3, письменных пояснений не представил.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данным жалобам проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358300312817000013 от 03.05.2017 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 395 094 530,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 19.05.2017 года в 08 часов 00 минут.
Согласно доводам Заявителя-1, Заявителя-2, Заказчиком в Единой информационной системе не размещена в полном объеме проектно-сметная документация (далее - ПСД), что препятствует участникам закупки участвовать в проведении аукциона.
Согласно ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в т.ч. следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи.
Согласно ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом в соответствии со ст. 67 Закона при рассмотрении заявок на участие в торгах участник размещения заказа не допускается к участию в торгах в случае несоответствия требованиям, установленным в соответствии со ст. 31 Закона, а также в случае если заявка участника размещения заказа на участие в торгах не соответствует требованиям документации о торгах.
Исходя из этого, с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 743 ГК РФ), регламентирующих условия договора строительного подряда, Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 48, 53 ГрК РФ), регламентирующих порядок организации и строительства (капитального ремонта зданий), Технического регламента в области строительства, предусмотренная ч.1 ст.64 Закона обязанность заказчика о необходимости установления в документации об аукционе требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, требования к результатам работ применительно к аукционам, на которых размещается закупка на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию объекта капитального строительства, можно считать исполненной надлежащим образом, только в случае размещения им в составе документации об аукционе ПСД в полном объеме.
ПСД должна была быть включена в документацию об аукционе в полном объеме и так же в полном объеме размещена на официальном сайте Российской Федерации в составе документации об аукционе, так как все существенные условия и особенности выполнения работ по предмету контракта - строительство спортивного зала, содержатся в ПСД.
Законодательство Российской Федерации в области строительства не предполагает возможности осуществления строительства с использованием только части проектной документации, а требует ее соблюдения в полном объеме.
Строительные работы должны выполняться в соответствии с ПСД, при их выполнении должны использоваться материалы, оборудование, указанные в проектной документации, а их результат должен соответствовать требованиям проектной документации.
Кроме того, правильное составление заявки на участие в аукционе фактические невозможно без ознакомления с ПСД.
Аналогичная позиция по указанному вопросу высказана в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 N 15АП-2207/2011 по делу N А53-20147/2010, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.08.2010 по делу N А05-19235/2009, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.05.2010 по делу N А58-3760/2009.
В документации об аукционе в электронной форме на момент подачи жалобы Заявителя в полном объеме отсутствовала проектно-сметная документация, а именно:
- листы 2, 6, 16 раздела 2 книги 1 "Проект полосы отвода";
- раздел 7 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" 171-2010-ООС;
- том 171-2010-ИОС1 (Раздел 4. Книга 3. Электроснабжение);
- том 171-2010-7-КР Книга 2. Часть 4. КТП;
- том 171-2010-8-КР Книга 2. Часть 5. Дизельный генератор;
- том 171-2010-1-КР Книга 2. Часть 6. Резервуары для воды;
- том 171-2010-ПЗ Раздел 1. Пояснительная записка;
- раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта.
Названные разделы ПСД, согласно п.1.8 Заключения государственной экспертизы N61-1-3-0725-12 от 09.11.2012, размещенного в составе документации об аукционе в ЕИС, имелись в составе ПСД при прохождении экспертизы.
Следовательно, указанные разделы ПСД должны быть в полном объеме в составе документации об аукционе, утвержденной Заказчиком и размещенной на официальном сайте.
Таким образом, документация об аукционе в полном объеме на официальном сайте не была размещена.
Данное обстоятельство является препятствием для реализации целей регулирования Закона, приведенных в ч.1 ст.1 Закона, а именно, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов.
Согласно ч.1 ст.65 Закона в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона
С учетом изложенного, размещение на официальном сайте Российской Федерации информации о закупке путем проведения электронного аукциона, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках такому размещению, в ненадлежащем виде, является нарушением Заказчиком ч.1 ст.65 Закона.
Согласно доводам Заявителя-1, Заказчик при установлении требования к подрядчику о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО), не установил объем такого привлечения.
В соответствии с ч.6 ст.30 Закона условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В п.29 раздела 1 "Сведения об электронном аукционе" Заказчик установил требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
Объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, из числа СМП, СОНО, Заказчиком в проект контракта с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта, не включен. Таким образом, Заказчик нарушил ч.6 ст.30 Закона.
Согласно доводам Заявителя-1, Заказчик при описании требований к составу второй части заявки не указал о необходимости предоставить документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с.п.1 ч.1, ч.2 ст.31 Закона.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.2 ст.31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч.3 ст.31 Закона перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу ч.4, ч.5 ст.31 Закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее - Постановление N99).
В п.2 Приложения N1 к Постановлению N99 установлены дополнительные требования для участников электронных аукционов по закупке работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
В качестве документов, подтверждающих соответствие участника дополнительным требованиям Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99 установлены: "копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Предметом рассматриваемой закупки является строительство новых линий основного и резервного водоводов (код по ОКПД2 74.10.11.000) с начальной (максимальной) ценой контракта 395 094 530,00 рублей. Следовательно, к участникам данной закупки Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99 установлены указанные выше дополнительные требования.
В п.31 раздела 1 "Сведения об электронном аукционе" Заказчик установил дополнительное требование к участникам закупки:
Наличие опыта исполнения (с учётом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих (Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящейся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) работ строительных за последние 3 (три) года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом, Заказчик в нарушение положений п.2 ч.5 ст.66 Закона, в документации об аукционе не указал, что вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона, что является нарушением ч.1 ст.64 Закона.
Согласно доводам жалобы Заявителя-1, работы, закупаемые Заказчиком, обуславливают наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства, выданное саморегулируемой организацией. Однако Заказчик указанное требование к составу и содержанию заявки не установил.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В силу п.2 ч.5 ст.66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна, в том числе, содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона или копии этих документов.
Внеплановой проверкой установлено, что объектом рассматриваемого аукциона является строительство новых линий основного и резервного водоводов.
Статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (часть 2 статьи 52 ГрК РФ).
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 года N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Исходя из смысла указанных норм права, если условия аукционной документации предусматривают проведение работ, которые содержатся в Перечне видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, то участник аукциона должен предоставить свидетельство о допуске к названным работам.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Согласно документации об аукционе, в перечень работ по настоящей закупке входят работы по строительству новых линий основного и резервного водоводов в соответствии с ПСД. Однако требование о предоставлении участниками аукциона свидетельства о допуске к названным работам в составе вторых частей заявок Заказчиком не установлено.
В ходе внеплановой проверки установлено, что Заказчиком, в том числе, закупаются виды работ, которые входят в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Министерства регионального развития России от 30.12.2009 года N 624.
Локальный сметный расчет N02-01-02 документации об аукционе содержит, в том числе, следующие виды работ:
N |
обоснование |
Наименование работ и затрат |
9 |
ТЕР22-04-003-03 |
Устройство водопроводных бетонных колодцев с монолитными стенами и покрытием из сборного железобетона прямоугольных в сухих грунтах |
Локальный сметный расчет N02-01-04 документации об аукционе содержит, в том числе, следующие виды работ:
N |
обоснование |
Наименование работ и затрат |
82 |
ТЕР22-01-021-08 |
Укладка трубопроводов из полиэтиленовых труб диаметром 300 мм |
87 |
ТЕР22-01-021-07 |
Укладка трубопроводов из полиэтиленовых труб диаметром 250 мм |
Локальный сметный расчет N02-02-01 документации об аукционе содержит, в том числе, следующие виды работ:
N |
обоснование |
Наименование работ и затрат |
55 |
ТЕР09-03-039-01 |
Монтаж опорных конструкций для крепления трубопроводов внутри зданий и сооружений массой до 0,1 т |
Локальный сметный расчет N02-02-03 документации об аукционе содержит, в том числе, следующие виды работ:
N |
обоснование |
Наименование работ и затрат |
47 |
ТЕР16-07-005-04 |
Гидравлическое испытание трубопроводов систем отопления, водопровода и горячего водоснабжения диаметром до 400 мм |
48 |
ТЕР16-02-005-08 |
Прокладка трубопроводов отопления и водоснабжения из стальных электросварных труб диаметром 200 мм |
Согласно пунктам 16.1, 16.2, 16.3, 16.4 приказа N624 в Перечень видов работ капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства включены, в том числе работы, закупаемые Заказчиком:
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных;
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей;
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов;
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода.
Таким образом, работы, являющиеся предметом аукциона, оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, следовательно, участник закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства, выданное в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, Заказчик, не установив в аукционной документации требования к участникам закупки о предоставлении в составе вторых частей заявок указанного свидетельства, нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Согласно доводам Заявителя-2, Заказчик одновременно разместил на официальном сайте в Единой информационной системе две различные документации об аукционе.
В соответствии с ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию:
- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;
- дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе;
- дата проведения аукциона;
- порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Внеплановой проверкой установлено, что Заказчиком в составе документации об аукционе размещены два файла, содержащие, в том числе раздел 1 "Сведения об электронном аукционе".
В данных файлах содержатся противоречивые сведения о сроках предоставления разъяснений положений документации об аукционе, датах и времени начала и окончания подачи заявок, датах окончания срока рассмотрения заявок, датах проведения аукциона.
Таким образом, Заказчик фактически не установил в документации об аукционе указанные выше сведения, что является нарушением ч.1 ст.64 Закона.
Согласно доводам Заявителя-2, Заказчик в техническом задании по ряду товаров установил требования к показателям, которые можно получить только по результатам испытаний таких товаров. В качестве примера Заявитель-2 указал следующие товары: перемычка, щебень, камень бортовой. Каких-либо доказательств в подтверждение своих доводов Заявитель-2 не привел, государственные стандарты, в соответствии с которыми надлежит проводить испытания товаров, не указал. Таким образом, данный довод жалобы следует признать необоснованным.
Согласно доводам Заявителя-2, Заказчик при описании товара "счетчик холодной воды" установил избыточные требования, которые являются дублирующими.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); п.2 ч.1 ст.33 Закона: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона под объектом закупки надлежит понимать закупаемые товары, работы, услуги. В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Техническому заданию Заказчику, в том числе, требуется к поставке товар "счетчик холодной воды", к которому установлены, в том числе, следующие требования: диаметр условного прохода, мм: 15; емкость индикаторного устройства, м3: 99999,999; номинальный диаметр присоединительной резьбы, дюймов: .
Данные требования установлены Заказчиком в соответствии с п. 1.1 "ГОСТ 6019-83. Счетчики холодной воды крыльчатые. Общие технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 13.04.1983 N 1751):
1.1. Основные параметры счетчиков должны соответствовать указанным в табл. 1.
Таблица 1
----------------------------------------------------------------------------- Наименование | Норма для счетчика диаметром условного прохода D , мм параметра | у |-------------------------------------------------------- | 10 | 15 | 20 | 25 | 32 | 40 | 50 --------------------+------+------+------+------+----------+----------+------ | | | | | | | Длина счетчика L | 110 | 165 | 190 | 260 | 260 | 300 | 300 0 | | | | | | | (пред. откл. ), мм| | | | | | | -2 | | | | | | | Наименьшая цена |0,0001|0,0001|0,0001|0,0001| 0,0001 |0,001 | 0,001 деления счетного | | | | | | | механизма, м3 | | | | | | | Емкость счетного | 99999| 99999| 99999| 99999| 99999 |99999 | 99999 механизма, м3 | | | | | | | Номинальный диаметр| 1/2" | 3/4" | 1" |1 1/4"| 1 1/2" | 2" |2 1/4" резьбового соедине- | | | | | | | ния счетчика | | | | | | |
Из приведенной таблицы следует, что указание на диаметр условного прохода 15 мм, является достаточным и исчерпывающим показателем в отношении емкости индикаторного устройства, и диаметра присоединительной резьбы, поскольку установленные Заказчиком характеристики и их значения изначально присущи только счетчику определенного типа.
Учитывая, что основной целью определения Заказчиком качественных, функциональных и технических характеристик товара является определение сведений о товаре, который будет использован при выполнении работ, установление двух, дублирующих друг друга, способов определения таких сведений не имеет практической значимости.
Таким образом, описание показателей, которые стандартизировано присущи определенному типу выключателей, нарушает принцип объективного описания объекта закупки, что противоречит положениям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона.
Исходя из выявленного нарушения, следует отметить, что свобода заказчика в выборе показателей и характеристик в отношении объекта закупки не должна противоречить общим принципам законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в частности принципу объективного описания объекта закупки.
Излишняя детализация параметров, не влияющих на реализацию потребности заказчика в целом, недопустима, поскольку приводит к совершению формальных ошибок со стороны участников закупки при формировании заявок на участие в торгах. В свою очередь, указанные обстоятельства приводят к отклонению данных заявок комиссией заказчика при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке.
Таким образом, нарушение заказчиком принципа объективного описания объекта закупки оказывает существенное влияние на результаты проводимых торгов, поскольку препятствует возможности участника закупки правильно оформить содержание первой части своей заявки.
На основании изложенного, в действиях Заказчика при описании объекта закупки содержится нарушение ч.1 ст.64 Закона.
Согласно доводам Заявителя-3, Заказчик в документации об аукционе установил противоречивые требования к размеру обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Внеплановой проверкой установлено, что в п.21 Раздела 1 документации об аукционе Заказчик установил:
размер обеспечения исполнения контракта - 10 % от начальной (максимальной) цены контракта в сумме 39509453,00 (тридцать девять миллионов пятьсот девять тысяч четыреста пятьдесят три рубля 00 копеек).
Однако в п.6.2 проекта контракта Заказчик указал:
обеспечение исполнения контракта представляется на сумму, составляющую 5 % - 156998 (сто пятьдесят шесть тысяч девятьсот девяносто шесть) рублей 75 копеек.
Таким образом, Заказчик фактически не установил размер обеспечения исполнения контракта, что является нарушением ч.1 ст.64 Закона.
Согласно доводам жалобы Заявителя-3, Заказчик в нарушение требований части 23 статьи 34 Закона не установил в проекте контракте обязанность подрядчика предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
В соответствии с ч.23 ст.34 Закона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
В п.2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Учитывая, что настоящая закупка проводится для муниципальных нужд и начальная (максимальная) цена контракта составляет 395 094 530,00 рублей, Заказчик обязан указать в проекте контракта обязанность подрядчика предоставлять информацию обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта.
Однако, данная обязанность подрядчика в проекте контракта Заказчиком не установлена.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.23 ст.34 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Монтажгазспецстрой", ООО "Перспектива" обоснованными.
2. Признать жалобу ООО "Н-Строй" частично обоснованной
3. Признать Заказчика нарушившим ч.6 ст.30, ч.23 ст.34, ч.1 ст.64, ч.1 ст.65 Закона.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании аукциона.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии А.Д. Кравцов
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 мая 2017 г. N 1089/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2017