Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 25 мая 2017 г. N 1116/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дела N 1116/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0158300049617000067 "Капитальный ремонт территориальной автомобильной дороги общего пользования х.Задонский-п.Каяльский - магистраль "Дон" (на пикете ПК 0+00-ПК 43+00)" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заявителя (Калашникова М.А.), представителя Заказчика (Кудрявцевой Л.А.), в отсутствии представителей Уполномоченного органа, Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловался отказ в допуске к участию в аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данным жалобам проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0158300049617000067 от 27.12.2016 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 322 212 333,11 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 12.01.2017 года в 10 часов 00 минут.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0158300049617000067 от 16.05.2017 года по аукциону:
- на участие в аукционе подано 7 заявки под номерами: 1, 2, 3 (Заявитель), 4, 5, 6,7;
- участникам закупки, подавшим заявки NN3 (Заявитель), 7, отказано в допуске к участию в аукционе;
- участники закупки, подавшие заявки NN1, 2, 4, 5, 6, допущены к участию в аукционе.
В силу ч.4 ст.67 Закона участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с п.2 и п.3 ч.3 ст.66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В инструкции по заполнению Заявки (п.10 главы 1 документации об аукционе) Заказчик, в том числе установил:
- участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе указывает конкретные показатели предлагаемых к поставке товаров (материалов), подлежащих использованию в ходе выполнения работ, соответствующих требованиям к характеристикам и значениям показателей, предусмотренным в Описании объекта закупки (Технической части) настоящей документации об аукционе, которые приведены в Приложении N 2 к Описанию объекта закупки "Требования к техническим характеристикам отдельных товаров (материалов), предполагаемых к использованию в процессе выполнения работ" для определения соответствия потребностям заказчика и/или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ материала, оборудования;
- значения конкретных характеристик (показателей) товаров, предлагаемых участником закупки, должны соответствовать требованиям государственных стандартов: 22245-90, 2208-2007, 9812-74, 2695-83.
Согласно Технической части документации об аукционе Заказчику к поставке требовался следующий товар: "доски обрезные", к которому Заказчик установил ряд требований, в том числе: доски должны быть из древесины лиственной породы (береза; липа). Размеры должны быть следующими: длина 2-3,75 м, толщина 25/32/40 мм, ширина 70-200.
Участники, подавшие заявки N3 (Заявитель-3) и N7, сделали следующее предложение по указанному товару: доски из древесины лиственной породы (береза). Размеры следующие: длина 3,0 м, толщина 25 мм, ширина 125 мм.
В соответствии с п.1.2 "ГОСТ 2695-83. Пиломатериалы лиственных пород. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 30.03.1983 N 1526):
1.2. Номинальные размеры пиломатериалов устанавливают
по ширине:
- обрезные - 60, 70, 80, 90, 100, 110, 130, 150, 180, 200 мм.
Предложенные к поставке Заявителем и участником закупки, подавшем заявку N7, доски обрезные по показателю "ширина" не соответствуют ГОСТ 2695-83.
Таким образом, в указанных заявках содержатся недостоверные сведения. Аукционная комиссия Заказчика, отказывая в допуске к участию в аукционе данным участникам, действовала в соответствии с ч.5 ст.67 Закона.
В ходе внеплановой проверки установлено, что Заказчик в Технической части по товару "доски обрезные" установил требования, не соответствующие действующим государственным стандартам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Частью 2 статьи 33 Закона предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Указание на то, что включение в документацию показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями ч.1 ст. 33 Закона, означает, что показатели должны носить объективный характер, представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В Техническом задании Заказчик установил требования к товару "доски обрезные", в том числе о соответствии данного товара ГОСТ 2695-83 и ширина 70-200 мм.
Однако ГОСТ 2695-83 в п.1.2 предусматривает иные требования по данному показателю:
1.2. Номинальные размеры пиломатериалов устанавливают
по ширине:
- обрезные - 60, 70, 80, 90, 100, 110, 130, 150, 180, 200 мм.
Таким образом, описание Заказчиком данного товара в части указания его ширины не соответствует ГОСТ 2695-83.
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе нестандартные и неоднозначные требования к товару "доски обрезные", фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Обоснование наличия у Заказчика требований к товарам, отличных от требований в действующих государственных стандартах, в документации об аукционе отсутствует.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2016 года по делу N А53-29375/2015.
Указанное нарушение Закона повлекло принятие аукционной комиссией Заказчика решения об отказе в допуске к участию в аукционе участникам закупки, подавшим заявки NN3, 7.
Внеплановой проверкой установлено, что в документации об аукционе отсутствует надлежащая инструкция по заполнению заявки.
В Инструкции по заполнению заявки Заказчик указал:
- значения показателей в виде "х-у", "х_у" означают, что х является минимальным значением, у - максимальным значением и необходимо предложить конкретное значение показателя, входящее в установленный диапазон не менее х не более у;
- если наименования показателей употреблены во множественном числе, это означает, что необходимы все его значения.
В п.2 Технической части задания при описании товара "брусья необрезные" Заказчик установил следующие требования к размерам брусьев: длина 4-6,5 м, ширины 100-275 мм и 125-250 для толщин 100 и 125 мм соответственно.
Указанные требования к товару (одновременное наличие в описании знаков "-" и употребление наименованиий показателей во множественном числе) с учетом приведенных положений Инструкции привели к ошибочному описанию данного товара в заявках Заявителя и участника, подавшего заявку N7, что послужило одной из причин отклонения данных участников от участия в аукционе.
Заявитель и участник закупки, подавший заявку N7, основываясь на положениях Инструкции, указали следующее:
Размеры брусьев следующие: длина 6,0 м, ширины 100-275 мм и 125-250 мм для толщин 100 мм и 125 мм соответственно.
Однако аукционная комиссия Заказчика, основываясь на этих же положениях Инструкции, в протоколе рассмотрения заявок указала:
По п. 2 "Брусья необрезные" Заказчиком установлено: "Размеры брусьев должны быть следующими: длина 4-6,5 м, ширины 100-275 мм и 125-250 для толщин 100 и 125 мм соответственно". Участником предложено: "Размеры брусьев следующие: длина 6,0 м, ширины 100-275 мм и 125-250 мм для толщин 100 мм и 125 мм соответственно" Согласно Инструкции: "Значения показателей в виде "х-у", "х...у" означают, что х является минимальным значением, у - максимальным значением и необходимо предложить конкретное значение показателя, входящее в установленный диапазон не менее х не более у".
Таким образом, участником закупки сделаны предложения не соответствующие Положениям Инструкции. Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ).
Следовательно, приведенные положения Инструкции не позволяют участникам закупки определить потребность Заказчика в технических характеристиках товаров и материалов, подлежащих использованию при выполнении работ, являющихся предметом контракта.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.
Также пункт 2 части 1 статьи 64 Закона предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников.
Согласно положениям ст.66 Закона для участия в электронном аукционе участник закупки подает заявку, состоящую из двух частей. Первая часть такой заявки должна содержать конкретные показатели товаров, предполагаемых к использованию при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
При этом, ч. 4 ст. 67 Закона, определяя порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, возлагает на аукционную комиссию обязанность по проверке соответствия предложенных участниками закупки товаров требованиям документации. В случае, несоответствия предложения участника аукциона о товарах требованиям документации, такому участнику аукционная комиссия отказывает в допуске к участию в аукционе, и как следствие указанный участник лишается возможности претендовать на заключение контракта, путем снижения начальной цены контракта.
Процесс подготовки участника закупки к участию в аукционе состоит из следующих этапов:
изучение документации об аукционе - ознакомление с условиями контракта, анализ требований к используемым материалам;
подготовкой предложения о товарах, с учетом характеристик, указанных в документации - выбор товаров, соответствующих требованиям документации об аукционе, перечисление характеристик таких товаров.
Следовательно, создание необоснованных препятствий для совершения указанных выше действий участника по подготовке заявки, способствует созданию дополнительных, не связанных с удовлетворением потребности заказчика, условий для отклонения заявок участников закупки, что имеет своим последствием ограничение круга участников закупок.
Исполнение требований указанных норм должно быть направлено на достижение целей законодательства о контрактной системе, установленных в ч. 1 ст. 1 Закона, а именно, повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов, на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Согласно ч.2 ст.8 Закона конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Учитывая прямые запреты Закона, а также цели и принципы законодательства о контрактной системе, Комиссия Ростовского УФАС России считает, что включение Инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей Заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
При этом, оценка содержания Инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в первой части заявки.
Из фактических обстоятельств дела следует следующее: Инструкция по данной закупке не отвечает названным принципам Закона.
В приведенных положениях Инструкции Заказчик установил требования к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников, что является нарушением части 1 статьи 64 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и внесении изменений в документацию об аукционе.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 25 мая 2017 г. N 1116/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2017