Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 26 мая 2017 г. N 04-02/5094
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе:<_..>(далее - Комиссия Коми УФАС России),рассмотрев жалобуобщества с ограниченной ответственностью "КБТ" (далее - ООО "КБТ") исх. от 19.05.2017 N 19/05-1 (вх. от 19.05.2017 N 1716э) на действия заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" г. Печора (далее - МКУ "УКС") при осуществлении закупки способом запроса предложений "Навыполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми", извещение N 0807300001417000017(далее - запрос предложений, закупка, жалоба),
при участии:
- <_..>.,<_..>.представителейМКУ "УКС по доверенностям от 24.05.2017; 12.05.2017,
- <_..>представителяООО "КБТ" по доверенности N 3/04 от 03.04.2017,
УСТАНОВИЛА:
1. Заявителем обжалуются действия заказчика - МКУ "УКС" в части:
- размещения извещения о проведении запроса предложений N 0807300001417000017 с нарушением сроков предусмотренных частью 3 статьи 83 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе);
- ненаправления в адрес ООО "КБТ" приглашения о принятии участия в запросе предложений навыполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми, извещение N 0807300001417000017, что, по мнению,заявителя является нарушением части 3 статьи 83 Закона о контрактной системе;
- отсутствия государственной экспертизы проектно-сметной документации навыполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми;
- неразмещения проектно-сметной документации навыполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми в полном объеме на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
Комиссией Коми УФАС России, в целях всестороннего и объективного исследования материалов жалобы, был объявлен перерыв до 14.00 26.05.2017.
После объявленного перерыва, жалоба рассматривалась в том же составе.
2.Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе, изучив материалов жалобы, заслушав представителей заявителя, заказчика, пришла к нижеследующим выводам.
2.1.Заказчиком осуществления закупки явилось МКУ "УКС".
Наименование объекта закупки -"Навыполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми".
Начальная (максимальная) цена контракта составила69 840 046,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средстваместного бюджета МО МР "Печора", и Республиканского бюджета МР "Печора".
Извещение о проведении запроса предложенийN0807300001417000017 документация о проведении запроса предложений размещены в ЕИС 17.05.2017.
2.2.Согласно части 1 статьи 83 Закона о контрактной системе под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
В силу части 3 статьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса. Наряду с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик вправе направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. В этом случае заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, с которыми в течение восемнадцати месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заказчиком заключались контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии, что указанные контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий указанных контрактов в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.В случае проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 6 части 2 настоящей статьи заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений только лицам, которые являлись участниками закупок на право заключения контракта, расторжение которого осуществлено в соответствии с положениями части 9 статьи 95 настоящего Федерального закона, и в отношении заявок которых при осуществлении данных закупок не принято решение оботклонении в связи с несоответствием таких заявок требованиям настоящего Федерального закона, не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения запроса предложений.
Согласно позиции заявителя, извещение о проведении запроса предложений размещено в ЕИС 17.05.2017 в 18 часов 53 минуты, тогда как, дата и время подачи заявок участниками закупки на участие в запросе предложений установлено - 17.05.2017 в 10 часов 00 минут, а дата и время окончания подачи заявок участниками на участие в запросе предложений является - 23.05.2017 в 10 часов 00 минут, что по мнению, ООО "КБТ" является нарушением части 3 статьи 83 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что фактический срок размещения извещения о проведении запроса предложений и срок даты и времени окончания подачи заявок на участие в запросе предложений составляет менее 5 дней.
На основании части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В силу статьей 190, 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно извещению о проведении запроса предложений дата и время окончания подачи заявок на участие в запросе предложений - 23.05.2017 в 10 часов 00 минут.
Извещение о проведении запроса предложений размещено в ЕИС 17.05.2017 в 18 часов 53 минуты.
Датаокончания подачи заявок на участие в запросе предложенийнаступила 23.05.2017 - на шестой день со дня размещения извещения, что не противоречит части 3 статьи 83 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя о размещении извещения о проведении запроса предложений с нарушениями сроков, предусмотренными частью 3 статьи 83 Закона о контрактной системе не находит своего обоснования.
2.3. Согласно позиции заявителя, заказчик - МКУ "УКС" не направил в адрес ООО "КБТ" приглашение на участие в запросе предложенийнавыполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми, извещение N 0807300001417000017, чем нарушил права и законные интересы ООО "КБТ" и требования части 3 статьи 83 Закона о контрактной системе.
В обоснование своей позиции ООО "КБТ" представило информацию, в соответствии с которой общество ранее принимало участие в запросе предложений,предметом которого являлось выполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми, извещение 0807300001416000017.
Согласно итоговому протоколу от 05.07.2016 N ИП1 заявка ООО "КБТ" была признана соответствующей требованиям документации о запросе предложений.
Впоследствии муниципальный контракт с победителем этого запроса предложений был расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.
Следовательно, в соответствии с императивными нормами части 3 статьи 83 Закона о контрактной системе, заказчик обязан был не позднее чем за 5 рабочих дней направить приглашение на участие в закупке в адрес ООО "КБТ".
Таким образом, бездействие заказчика в части не направления ООО "КБТ" приглашения на участие в запросе предложений, противоречит требованиям части 3 статьи 83 Закона о контрактной системе.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При выдаче предписания об аннулировании закупки Комиссия Коми УФАС России должна учитывать степень совершенного заказчиком нарушения законодательства о контрактной системе и последствия аннулировании закупки для других участников электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно устным пояснениям представителя заявителя, оглашенным на заседании Комиссии Коми УФАС России, ООО "КБТ" было известно об осуществлении закупки способом запроса предложений N 0807300001417000017 до окончания даты и времени подачи заявок участниками запроса предложений, однако общество не приняло никаких мер направленных на участие в указанной закупке.
Извещение о проведении обжалуемого запроса предложений размещено в ЕИС в свободном доступе.
Таким образом, препятствий для подачи заявки ООО "КБТ" на участие в запросе предложений не имелось, даже учитывая ненаправление заказчиком приглашения в адрес ООО "КБТ".
В связи с изложенным, достаточных оснований для выдачи Комиссией Коми УФАС России предписания об устранении МКУ "УКС" указанного нарушения посредством аннулирования закупки отсутствуют.
2.4. Одним из доводов заявителя является то, что проектно-сметная документация навыполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми не прошла государственную экспертизу.
Указанный вопрос не относится к компетенции антимонопольного органа, в связи с чем, копия настоящей жалобы подлежит передаче в Печорскую межрайонную прокуратуру, для рассмотрения по существу.
2.5. В свое жалобе заявитель указывает на то, что заказчиком неразмещена проектно-сметная документация навыполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми в полном объеме в ЕИС.
Требования о составлении и формировании проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов регулируется нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Согласно статьям 6, 7 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, в том числе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Императивными нормами законодательства о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика размещать в ЕИС проектно-сметную документацию при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов закупки.
Доказательств того, что размещенная в ЕИС документация о запросе предложений несоответствует правилам описания объектов закупки, установленным Законом о контрактной системе, а также препятствует каким-либо образом подаче заявки на участие в запросе предложений, в Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлено.
Таким образом, довод заявителя о нарушении законодательства в частинеразмещения в ЕИС проектно-сметной документации навыполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Комив полном объеме, является необоснованным.
3. На заседании Комиссии Коми УФАС России, представителем заявителя оглашен довод и представлены дополнительные документы, касающегося возможного ведения переписки между МКУ "УКС" и участником закупки N 0807300001417000017 обществом с ограниченной ответственностью "ЛенсСтрой" (далее - ООО "ЛенсСтрой") в отношении закупки способом запроса предложений навыполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми, что является ограничением конкуренции между хозяйствующими субъектами на соответствующем товарном рынке Российской Федерации.
Изучив представленные представителем ООО "КБТ" документы (распечатки электронной почты), Комиссия Коми УФАС России не смогла установить, что переписка между МКУ "УКС" и ООО "ЛенсСрой" осуществлялась в отношении закупки N 0807300001417000017 и в период проведения этой закупки.
4. На основании пункта 6 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений, в том числе если осуществление закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 настоящего Федерального закона. При этом в случае, если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта на основании настоящего пункта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгаемому контракту, а цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.
Согласно материалам жалобы, МКУ УКС 27.06.2016 проводило закупку способом запроса предложений, предметом которой явилось выполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми, извещение N 0807300001416000017.
По результатам проведения указанной закупки между МКУ "УКС" и обществом с ограниченной ответственностью "Титан" (далее - ООО "Титан") был заключён контракт от 21.07.2016 N 7 на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по постройке объекта Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми (далее - контракт N 07).
Как следует из материалов жалобы, МКУ "УКС" расторгло контракт N 07 с ООО "Титан" в одностороннем порядке, после чего заказчик принял решение о проведении
закупки способом запроса предложения навыполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми", извещение N 0807300001417000017.
В силу подпункта 1.1. пункта 1 контракта N 07 предметом контракта является выполнение Генподрядчиком по поручению Заказчика комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (объекта N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми, в соответствии с Техническим заданием и проектно-сметной документацией.
На основании подпункта 2.1. пункта 2 контракта N 07 цена контракта составляет в текущих ценах 77 888 788 (семьдесят семь миллионов восемьдесят восемь тысяч семьсот восемьдесят восемь) рублей 09 копеек.
В соответствии с подпунктами 7.1., 7.2. пункта 7 контракта N 07 оплата выполненных работ производиться по актам о приемке выполненных работ, составленным в соответствии со сметой.
Оплата выполненных работ производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Генподрядчика. Основанием для оплаты выполненных работ являются счет фактура, справка о стоимости выполненных работ и затрат (Форма КС -3).
В результате просмотра информацииимеющейся на официальном в ЕИС в разделе реестр контрактов установлено, чтоМКУ "УКС" оплачены работы по строительству объекта в размере 14 586 755,8 рублей.
Данная информация подтверждается платёжными поручениями от 05.09.2016 N 34510, от 13.09.2016 N 36187, от 31.08.2016 N 33785, от 18.10.2016 N 41016, от 18.11.2016 N 46117, от 19.08.2016 N 32591, от 07.11.2016 N 43514, от 07.11.2016 N 43513, от 06.09.2016 N 34646, от 28.10.2016 N 42501, от 28.10.2016 N 42500, от 20.12.2016 N 51604, от 14.10.2016 N 40700.
На основании актов о приемке выполненных работ от 21.10.2016 N10, от 21.10.2016 N9, от 06.10.2016 N 7, от 03.11.2016 N12, от 07.09.2016 N 5, от 14.10.2016 N 8, от 31.08.2016 N 4, от 31.07.2016 N 1, от 28.11.2016 N 11, от 26.08.2016 N 3, от 30.09.2016 N 6, от 19.08.2016 N 2, объем работ выполненных ООО "Титан" по контракту N 07 на сумму 4 363 852,38, что не оспорено представителями заказчика.
Таким образом, работы по контракту N 07 не выполнены на сумму 73 524 935,71 рублей.
Начальная максимальная цена контракта по запросу предложений N 0807300001417000017 составляет 69 840 046,00 рублей, что меньше суммы выполненных работ по контракту 07 в соответствии с актами выполненных работ.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
На основании пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с
физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Согласно устным пояснениям представителей заказчика, оглашенным в ходе рассмотрения жалобы, разница между начальной максимальной ценой контракта по закупке N 0807300001417000017 и суммой невыполненных работ по контракту N 07 заключается в том, что лимит бюджетных средств навыполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми заложен в бюджет МР "Печора" в размере начальной максимальной цены контракта по закупке N 0807300001417000017.
С учетом доводов представителей МКУ "УКС", изучив все материалы жалобы, Комиссия Коми УФАС России не находит нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчикапопринятию решения о выборе способа проведения закупки в виде запроса предложений.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КБТ" в части ненаправления заказчиком в адрес ООО "КБТ" приглашения о принятии участия в запросе предложений N 0807300001417000017 обоснованной, в остальной части необоснованной.
2. Признать бездействие МКУ "УКС" в части ненаправления в адрес ООО "КБТ" приглашения о принятии участия в запросе предложений N 0807300001417000017, нарушившим требования части 3 статьи 83 Закона о контрактной системе.
3.С учетом стадии закупки, характера нарушенияпредписание об устранении допущенных заказчиком нарушений части 3 статьи 83 Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Направить копию жалобы в Печорскую межрайонную прокуратуру, в части рассмотрения довода об отсутствии государственной экспертизы проектно-сметной документациинавыполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми.
5. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии _____________<_..>
Члены комиссии _____________<_..>
______________<_..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 26 мая 2017 г. N 04-02/5094
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2017