Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 29 мая 2017 г. N 04-02/5136
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе:<_..>(далее - Комиссия Коми УФАС России),рассмотрев жалобуобщества с ограниченной ответственностью Перспектива" (далее - ООО "Перспектива") исх. от 22.05.2017 (вх. от 22.05.2017 N 1733э) на действия заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" г. Печора (далее - МКУ "УКС") при осуществлении закупки способом запроса предложений "На выполнение комплексастроительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми", извещение N 0807300001417000017(далее - запрос предложений, закупка, жалоба),
при участии:<_..>.,<_..>.представителейМКУ "УКС по доверенностям от 24.05.2017; 12.05.2017,
УСТАНОВИЛА:
1.ООО "Перспектива", МКУ "УКС" надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы в отсутствие представителей ООО "Перспектива" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
Заявителем обжалуются действия заказчика - МКУ "УКС" в части:
- неустановления в извещении о проведении запроса предложений требований к участникам закупки, в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),о наличии у участников закупки Свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что, по мнению, заявителя, является нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе;
- неустановления в извещении о проведении запроса предложений запрета на выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, что, по мнению, заявителя является нарушением требований пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе;
- неустановления в проекте контракта документации о проведении запроса предложений информации о сроке оплаты выполненных работ, что, по мнению, заказчика является нарушением требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе;
- неразмещения проектно-сметной документации навыполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми в полном объеме на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
2.Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе, изучив материалов жалобы, заслушав представителей заказчика, пришла к нижеследующим выводам.
2.1.Заказчиком осуществления закупки явилось МКУ "УКС".
Наименование объекта закупки -"Навыполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми".
Начальная (максимальная) цена контракта составила69 840 046,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средстваместного бюджета МО МР "Печора", и Республиканского бюджета МР "Печора".
Извещение о проведении запроса предложенийN0807300001417000017 документация о проведении запроса предложений размещены в ЕИС 17.05.2017.
2.2.Согласно части 1 статьи 83 Закона о контрактной системе под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
На основании статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать, в том числе требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствиитребованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 N 624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень).
Работы, предусмотренные объектом закупки на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Комивключены в пункт 33.3 Перечня (Жилищно-гражданское строительство).
Следовательно, на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми необходимо Свидетельство о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Извещением о проведении запроса предложений единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и перечень документов, необходимых для предоставления участниками закупки на участие в запросе предложений, не установлено.
Таким образом, бездействие заказчика в части не установления в извещении о проведении запроса предложений требований к участникам закупки, в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе,о наличии у участников закупки Свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, противоречит требованиям пункта 2 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе.
2.3. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынкаРоссийскойФедерации, развитиянациональной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. (далее - Перечень).
По пункту 5 Перечня выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд отнесено к видам работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
В силу пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать информацию, указанную в части 4 настоящей статьи.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи, пунктом 1 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В извещении и документации о проведении запроса предложенийнформации о запретах и ограничениях допуска работ, оказываемых иностранными лицами, отсутствует.
В извещении и доакументации о проведении запроса предложенийв числе единых требований к участникам закупки требование в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки, о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не установлено.
Бездействие заказчика - МКУ "УКС"в части неустановления в извещении о и документации проведении запроса предложенийна основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе требования о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 и (или) в числе единых требований к участникам закупки требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки, о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не соответствует пункту 2 части 4, пункту 1 части 6 статьи 83,пункту 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлению Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
2.4. На основании части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений.
В силу части 7 статьи 83 Закона о контрактной системе к документации о проведении запроса предложений прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации о проведении запроса предложений.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт, наряду с прочей информацией, включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Федеральным законом от 01.05.2017 N 83-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившим в законную силу 01.05.2017, статья 34 Закона о контрактной системе дополнена частью 13.1 следующего содержания: "Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты".
Комиссия Коми УФАС России, изучив проект контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский пр-т, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми установила, что в указанном проекте контракта отсутствует условие о сроке оплаты заказчиком выполненных работ.
Бездействие заказчика в части неуказания в проекте контракта условия о сроке оплаты заказчиком выполненной работы противоречит требованиям частей 13, 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2.5. В свое жалобе заявитель указывает на то, что заказчиком неразмещена проектно-сметная документация навыполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Коми в полном объеме в ЕИС.
Требования о составлении и формировании проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов регулируется нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Согласно статьям 6, 7 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, в том числе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Императивными нормами законодательства о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика размещать в ЕИС проектно-сметную документацию при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов закупки.
Доказательств того, что размещенная в ЕИС документация о запросе предложений несоответствует правилам описания объектов закупки, установленным Законом о контрактной системе, а также препятствует каким-либо образом подаче заявки на участие в запросе предложений, в Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлено.
Таким образом, довод заявителя о нарушении законодательства в частинеразмещения в ЕИС проектно-сметной документации навыполнение комплекса строительно-монтажных работ по достройке объекта незавершенного строительства Многоквартирного жилого дома в квартале жилой застройки (Объект N 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печоре, Республики Комив полном объеме, является необоснованным.
3. Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При выдаче предписания об аннулировании закупки Комиссия Коми УФАС России должна учитывать степень совершенного заказчиком нарушения законодательства о контрактной системе и последствия аннулировании закупки для других участников электронного аукциона.
Пункту 15 раздела 2 документации о проведении запроса предложений, пунктом 6 приложения N 2 к документации о проведении запроса предложений установлены единые требования и перечень документов, необходимых для участия в закупке в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В связи с вышеизложенным, достаточных оснований для выдачи Комиссией Коми УФАС России предписания об устранении МКУ "УКС" указанных в настоящем решении нарушений посредством аннулирования закупки (отмены протоколов закупки) отсутствуют.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" в части неразмещения проектно-сметной документации в ЕИС в полном объеме необоснованной, в остальной части обоснованной.
2. Признать бездействие МКУ "УКС"в части не установления в извещении о проведении запроса предложений требований к участникам закупки, в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, о наличии у участников закупки Свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, противоречащим требованиям пункта 2 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе.
3. Признать бездействие заказчика - МКУ "УКС"в части неустановления в извещении и документации о проведении запроса предложений на основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе требования о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 и (или) в числе единых требований к участникам закупки требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказаниеуслуги, являющихся объектом закупки, о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, противоречащимпункту 2 части 4, пункту 1 части 6 статьи 83, пункту 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлению Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
4. Признать бездействие МКУ "УКС" в части не установления в документации о проведении запроса предложений информации о сроках оплаты выполненных работ; о сроках оплаты заказчиком оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, противоречащим требованиям частей 13, 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5.С учетом стадии закупки, характера нарушенияпредписание об устранении допущенных заказчиком нарушений пункта 2 части 4, пункта 1 части 6 статьи 83, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, частей 13, 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе не выдавать.
6. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии _____________<_..>
Члены комиссии _____________<_..>
______________<_..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 29 мая 2017 г. N 04-02/5136
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2017