Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 мая 2017 г. N 44-2114/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Войсковой части 6717 (далее - Заказчик):
АО "СОГАЗ" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12347/17 от 19.05.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) СЗО ВНГ РФ (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100047417000020. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 930 647,96 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке порядка оценки конкурсных заявок не в соответствии с законодательством о контрактной системе в части расчета количества баллов на основании формулы и шкалы оценки, а также в части установление показателя, который не позволяет определить лучшее исполнение условий контракта.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п. 11.2.2 Заказчиком установлен следующий порядок оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"Рейтинг участника конкурса представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по выбранным критериям.
Порядок оценки заявок:
Сумма максимальных значений установленных показателей составляет 100 баллов.
Итоговый рейтинг предложения вычисляется как сумма рейтингов по каждому показателю оценки заявки по следующей формуле:
i = K1i+ K2i+ K3i + K4i+ K5i;
где
Ki - рейтинг участника процедуры закупки
i - порядковый номер участника процедуры закупки.
Рейтинг предложения по показателю оценки заявки рассчитывается по формуле:
НЦБi = КЗх100х(Кi/Кmax);
где:
НЦБi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
КЗ - коэффициент значимости показателя равный 0,20;
Кi - предложение участника конкурса, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по данному показателю, сделанных участниками конкурса.
1.1.Текущая платежеспособность
Текущая платежеспособность. Оценивается по данным "Форма N2 - страховщик" на 31.12.2016 г., %. Формула для расчета: |
более 85% - 20 баллов; от 75% до 85% - 15 баллов; от 70% до 75% - 5 баллов; менее 70% - 0 баллов; |
Коэффициент значимости показателя составляет 0,20.
1.2. Показатель убыточности
Показатель убыточности за 2016 год, %
Источник: Отчет о финансовых результатах страховщика (Форма N 2-страховщик) за 2016 г. |
более 70% - 20 баллов; от 50% до 70% - 15 баллов; от 30% до 50% - 5 баллов; менее 30% - 0 баллов; |
Коэффициент значимости показателя составляет 0,20.
1.3. Величина страховых резервов
Величина страховых резервов Участника по состоянию на 31.12.2016 г, млрд. руб. (Подтверждается копией "Форма N1 - страховщик" за 31.12.2016 г, строка 2220) |
более 8 млрд. руб. - 20 баллов; от 5 млрд. по 8 млрд. руб. -15 баллов; от 3 млрд. по 5 млрд. руб. - 5 баллов; менее 3 млрд. - 0 баллов; |
Коэффициент значимости показателя составляет 0,20.
1.4. Рейтинги
Наличие действующих свидетельств рейтингов надежности по страхованию иному, чем страхование жизни, выданных рейтинговыми агентствами "Эксперт РА" и "Национальное рейтинговое агентство". |
Наличие двух высших рейтингов - 20 баллов; Наличие обоих рейтингов, один из которых высший -15 баллов; Наличие одного рейтинга - 5 баллов; Отсутствие рейтингов - 0 баллов; |
Коэффициент значимости показателя составляет 0,20.
1.5. Наличие действующего Сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) с подтверждением.
Наличие действующего Сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) с подтверждением. |
Есть - 20 баллов; Нет - 0 баллов; |
Коэффициент значимости показателя составляет 0,20.
Для оценки заявки на участие в конкурсе осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке.
Итоговый рейтинг заявки на участие в конкурсе вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации.".
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в отношении показателя установлена шкала оценки и формула расчета количества баллов одновременно, что противоречит требованиям Правил и не позволяет определить порядок расчета количества баллов по каждой заявке.
Вместе с тем, согласно положениям документации о закупке Заказчиком установлена шкала оценки для подпоказателей, а сумма значений по каждой шкале является значением Ki (предложение участника конкурса, заявка (предложение) которого оценивается). Значение Ki позволяет рассчитать количество баллов по нестоимостному критерию в соответствии с формулой, установленной Заказчиком в документации о закупке на основании п. 23 Правил.
Таким образом, довод Заявителя об установлении шкалы оценки и формулы оценки не в соответствии с законодательством о контрактной системе признан необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя установленный порядок оценки не позволяет выявить лучшее условие исполнение контракта, так как данный порядок оценки может привести к предложению несколькими участниками закупки равнозначных условий исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с ч. 8 ст. 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В соответствии с ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Таким образом, установление в документации о закупке порядка оценки, который, по мнению Заявителя, может привести к предложению несколькими участниками закупки одинаковых условий исполнения контракта, не свидетельствует об установлении Заказчиком порядка оценки не в соответствии с законодательством о контрактной системе. Случай подачи несколькими участниками закупки одинаковых условий исполнения контракта урегулирован ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В жалобе и на заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлено документальных доказательств того, что установленный Заказчиком порядок оценки по нестоимостному критерию не позволяет подать заявку на участие в конкурсе и не позволяет выявить конкурсной комиссии Заказчика лучшее условие исполнения контракта.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неустановление в документации о закупке требования к участникам закупки в соответствии с п.п. 7, 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. г) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования к участникам закупки установлены Заказчиком в разделе 3 документации о закупке.
Согласно п. 3.1.5 документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки: "отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлено требование к участникам закупки не в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе и не установлено требование в соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление требований к документам, подтверждающим внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Согласно п. 4.3.5 документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование к составу и содержанию заявки на участие в конкурсе: "документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).".
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копию этого платежного поручения либо банковскую гарантию, соответствующую требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе).
Комиссия УФАС установила, что Заказчиком в документации о закупке установлено требование к обеспечению заявки на участие в конкурсе в соответствии с редакцией Закона о контрактной системе, действующей до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 29.12.2015 N 390-ФЗ, а именно: "документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).".
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе в части установления требований к документам, которые должна содержать конкурсная заявка не в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "СОГАЗ" частично обоснованной в части доводов об установлении в документации о закупке требований к участникам закупки и требований к составу и содержанию конкурсной заявки не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 7 ч. 1 ст. 31, п. 7.1 ч. 1 ст. 31, ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 мая 2017 г. N 44-2114/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2017