Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 мая 2017 г. N 44-2095/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее - Заказчик):
ООО "Дефком" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 12085-ЭП/17 от 17.05.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов питания (извещение номер 0372100021517000114) (далее - Конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено 24.04.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100021517000114. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 003 612,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушение Заказчиком требований, установленных законодательством о контрактной системе к порядку оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием, путем установления порядка проведения оценки не соответствующего Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В заседании комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, пояснив, что утвержденная Заказчиком конкурсная документации соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Оценив предоставленные сторонами документы и сведения, а также заслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 5 ст. 56 Закона о контрактной системе, извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49, 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
Следовательно, при проведении конкурса с ограниченным участием, к документации о закупке предъявляются требования, предусмотренные ст. 50 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 27 Правил, Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
При этом в силу п. 28 Правил, оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки Заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае, если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В п.п. 21-24 Правил установлен порядок оценки не стоимостных критериев. В частности, оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах "а" и "в" пункта 25 настоящих Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном пунктами указанными пунктами Правил.
В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 указанных Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Согласно п. 25 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В силу п. 26. Правил, количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным пунктом 25 Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
Проанализировав содержащийся в конкурсной документации порядок оценки и сопоставления заявок в рассматриваемом конкурсе Комиссия УФАС приходит к выводу, что он не противоречит порядку, установленному в разделе III Правил.
Так согласно п. 11.11.2 Конкурсной документации для получения рейтинга заявки по критерию "Квалификация участника закупки" количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
В соответствии с пунктом 11.10. Конкурсной докуменации в отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" предусмотрены следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию:
1) Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки трудовых ресурсов.
2) Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами.
3) Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки деловой репутации.
Количество баллов (НЦБi), присуждаемых i-й заявке по критерию "Квалификация участника закупки", определяется по формуле:
НЦБi = Ci1+Ci2+_+Cik,
где:
НЦБi - количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию;
Cik - значение в баллах, присуждаемое i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k - количество установленных показателей.
Расчет значения Cik осуществляется по формуле:
Cik = Pi * Zk / 100,
где:
Pi- значение в баллах, присвоенных по показателю;
Zk- значимость показателя.
Дробное значение Cik, округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
В п.п. 11.11.2.1-11.11.2.3 Конкурсной документации заказчиком установлен порядок оценки заявок по вышеуказанным показателям, который не противоречит требованиям действующего законодательство о контрактной системе и позволяет определить лучшее предложение по рассматриваемым критериям с учетом их значимости.
В п. 11.11.3. Конкурсной документации заказчиком установлен Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В соответствии с п. 25 Правил в отношении нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливаются подкритерий: Качество используемых товаров.
По показателю "Качество используемых товаров" заказчиком оценивается превышение качественных характеристик товаров. Превышение качественных характеристик определяется исходя из предложения участника в части соотнесения предложения участника, с требованиями документов нормативно-технического регулирования, действующих на территории Российской Федерации. При оценке по данному показателю сравнение предложений участников производится между собой в следующем порядке:
Оценка заявки по показателям осуществляется на основании информации предоставленной участником в составе своей заявки по форме N 2.1. к Специальной части документации, являющейся предложением участника конкурса в отношении объекта закупки.
Для определения лучшего предложения участника по показателю "Качество используемых товаров", Заказчиком устанавливаются оцениваемые характеристики товаров.
В отношении характеристик, указанных в п. 11.11.3.2.1. КД более качественной является характеристика с меньшим значением, в пределах значений, установленных документами нормативно-технического регулирования. Значение показателя равняется среднему арифметическому трех подтвержденных значений, представленных участником.
В случае невозможности вычислить среднее арифметическое из трех значений - данное значение будет считаться большим значением из представленных участниками.
В отношении характеристик, указанных в п. 11.11.3.2.2. КД более качественной является характеристика с большим значением, в пределах значений, установленных документами нормативно-технического регулирования. Значение показателя равняется среднему арифметическому трех подтвержденных значений, представленных участником.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе в части установления порядка оценки и сопоставления заявок несоответствующего требованиям законодательства
В части утверждений подателя жалобы, касающихся ограничения конкуренции при проведении торгов, путем установления требований к наличию подтверждающих документов при оценке качества товара, являющегося объектом закупки, которые не могут быть в наличии у участников на момент подачи заявок, Комиссия находит доводы Заявителя необоснованными.
Так положениями Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства N 1085 не установлен перечень документов, используемых при оценке заявки участника по показателю "Качество товара", следовательно, Заказчик вправе самостоятельно определить перечень документов, используемых при оценке заявки участника по показателю "Качество товара".
В связи с этим, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком в документации о закупке требования позволяют определить соответствие товара, поставляемого участником закупки до момента подачи конкурсной заявки, государственным стандартам и иной нормативно-технической документации, что позволяет подтвердить добросовестность участника закупки в части ранее исполненных контрактов, аналогичных объекту закупки.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Установленный Заказчиком порядок оценки конкурсных заявок не является основанием для отклонения конкурсной заявки и направлен на выявление лучшего конкурсного предложения.
Таким образом, протоколы испытаний на продукты питания, а также иные документы, поименованные в конкурсной документации могут использоваться при оценке заявки участника по показателю "Качество используемых товаров", т.к. содержат в себе информацию о соблюдении участником требований действующего законодательства в части оборота продуктов питания.
На основании изложенного Комиссия УФАС, в рассматриваемых обстоятельствах не установила в действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе в части установления требований, ограничивающих конкуренцию при провидении рассматриваемой закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 32, 50, 53, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Дефком" необоснованной.
Заместитель председателя Комиссии УФАС |
|
|
Члены Комиссии УФАС
|
|
|
|
|
|
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 мая 2017 г. N 44-2095/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2017