Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 мая 2017 г. N 44-2166/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Апрель" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12672-ЭП/17 от 23.05.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов питания (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 24.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100021517000114. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 003 612,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с ч.ч. 5, 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке порядка оценки по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии трудовых ресурсов" и показателю "Квалификация участника закупки выраженная в наличии материально-технических ресурсов", который ограничивает количество участников закупки и не позволяет представить документы в составе заявки, требования к которым установлены.
Согласно доводам жалобы Заявителя по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии трудовых ресурсов" Заявитель не может предоставить в составе заявки копии документов об образовании (аттестат и/или диплом) специалиста.
Согласно п. 11.11.2.1. Части II документации о закупке Заказчиком установлен следующий порядок оценки по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки трудовых ресурсов": "Значимость показателя = 20%
В рамках показателя "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки трудовых ресурсов" оценивается количество у участника конкурса сотрудников: грузчики, кладовщики, водители.
Сотрудники грузчики должны соответствовать следующим критериям: Наличие образования не ниже основного общего; наличие опыта работы - не менее 1 года; наличие медицинской книжки, оформленной в соответствии с требованием действующего законодательства Российской Федерации.
Сотрудники кладовщики должны соответствовать следующим критериям: Наличие образования не ниже среднего специального; наличие опыта работы - не менее 1 года; наличие медицинской книжки, оформленной в соответствии с требованием действующего законодательства Российской Федерации.
Сотрудники водители должны соответствовать следующим критериям: Наличие образования не ниже общего среднего; наличие опыта работы по специальности - 1 год и более; наличие медицинской книжки, оформленной в соответствии с требованием действующего законодательства Российской Федерации; наличие водительского удостоверения категории, необходимой для управления транспортными средствами, представленными участником в составе заявки (п.2.2.2). В отсутствие в составе заявки участника информации об автомобилях, учитывается сотрудники-водители, имеющие водительские удостоверения категорий B или С.
В случае предоставления в составе заявки информации о сотрудниках-водителях имеющих водительские удостоверения категорий, не предоставляющих права на управление автомобилями представленными в составе заявки участника по п. 2.2.2, такие сотрудники-водители не будут учитываться при расчёте баллов.
Лучшим условием исполнения контракта по показателю оценки "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки трудовых ресурсов" является наибольшее значение показателя, выраженное в наличии сотрудников каждой специальности.
Подтверждающие документы, предоставляемые участником в составе заявки: копия штатного расписания участника; заполненная форма "Наличие трудовых ресурсов" (приложение N 4 к Специальной части конкурсной документации); заполненная форма "Специалисты участника" (форма заполняется для каждого специалиста) приложение N 4.1. к Специальной части конкурсной документации; копиями водительского удостоверения (для водителей), копиями медицинских книжек, копиями документов об образовании (аттестат и/или диплом) специалистов, копиями трудовых книжек специалистов, копиями документов, подтверждающих наличие трудовых отношений со специалистом: трудовой договор и, при наличии, приказ о приеме на работу.
В случае предоставления не полного пакета документов в отношении специалиста или предоставления документов, оформленных с нарушением требований, предъявляемых к таким документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации или не предоставлении формы "Специалисты участника", в отношении конкретного специалиста или несоответствия сведений в форме "Специалисты участника" предоставляемым документам, комиссия не засчитывает наличие такого специалиста. В случае не предоставление формы "Наличие трудовых ресурсов" начисление баллов по данному критерию не производится.
В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производиться.".
В соответствии со ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации если иное не установлено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, в том числе документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о персональных данных персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о персональных данных оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о персональных данных в общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
В соответствии со ст. 7 Закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 88 Трудового кодекса Российской Федерации при передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:
- не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;
- не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия;
- предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное положение не распространяется на обмен персональными данными работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Таким образом, в соответствии с Законом о персональных данных и Трудовым кодексом Российской Федерации персональные данные могут быть представлены в составе конкурсной заявки при соблюдении требований о наличии согласия работника и подтверждении Заказчиком использования персональных данных для целей проведения закупки.
Таким образом, оспариваемый порядок оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при исполнении обязательств по контракту.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанной нормы Заявителем не представлено документальных доказательств обоснованности изложенных в жалобе доводов, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в конкурсе и ограничения количества участников закупки.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Согласно доводам жалобы Заявителем в составе заявки не могут быть представлены документы собственников материально-технических ресурсов, в связи с отсутствием обязанности собственников по предоставлению данных документов.
Согласно п. 11.11.2.2. Части II документации о закупке Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок оценки по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами": "Значимость показателя = 30%
Присвоение баллов по показателям осуществляется на основании таблицы:
Наименование показателя |
Количество баллов |
Складское помещение - наличие; Автотранспорт - 8 шт. и более; Холодильное оборудование - 8 шт. и более; Весовое оборудование - 10 шт. и более. |
100 баллов |
Складское помещение - отсутствие; Автотранспорт - 8 шт. и более; Холодильное оборудование - 8 шт. и более; Весовое оборудование - 10 шт. и более. |
60 баллов |
Складское помещение - наличие; Автотранспорт - менее 8 шт.; Холодильное оборудование - 8 шт. и более; Весовое оборудование - 10 шт. и более. |
60 баллов |
Складское помещение - наличие; Автотранспорт - 8 шт. и более; Холодильное оборудование - менее 8 шт.; Весовое оборудование - 10 шт. и более. |
60 баллов |
Складское помещение - наличие; Автотранспорт - 8 шт. и более; Холодильное оборудование - 8 шт. и более; Весовое оборудование - менее 10 шт. |
60 баллов |
Складское помещение - отсутствие; Автотранспорт - менее 8 шт.; Холодильное оборудование - 8 шт. и более; Весовое оборудование - 10 шт. и более. |
30 баллов |
Складское помещение - отсутствие; Автотранспорт - 8 шт. и более; Холодильное оборудование - менее 8 шт.; Весовое оборудование - 10 шт. и более. |
30 баллов |
Складское помещение - отсутствие; Автотранспорт - 8 шт. и более; Холодильное оборудование - 8 шт. и более; Весовое оборудование - менее 10 шт. |
30 баллов |
Складское помещение - наличие; Автотранспорт - менее 8 шт.; Холодильное оборудование - менее 8 шт.; Весовое оборудование - 10 шт. и более. |
30 баллов |
Складское помещение - наличие; Автотранспорт - менее 8 шт.; Холодильное оборудование - 8 шт. и более; Весовое оборудование - менее 10 шт. |
30 баллов |
Складское помещение - наличие; Автотранспорт - 8 шт. и более; Холодильное оборудование - менее 8 шт.; Весовое оборудование - менее 10 шт. |
30 баллов |
Складское помещение - отсутствие; Автотранспорт - менее 8 шт.; Холодильное оборудование - менее 8 шт.; Весовое оборудование - 10 шт. и более. |
15 баллов |
Складское помещение - отсутствие; Автотранспорт - 8 шт. и более; Холодильное оборудование - менее 8 шт.; Весовое оборудование - менее 10 шт. |
15 баллов |
Складское помещение - наличие; Автотранспорт - менее 8 шт.; Холодильное оборудование - менее 8 шт.; Весовое оборудование - менее 10 шт. |
15 баллов |
Складское помещение - отсутствие; Автотранспорт - менее 8 шт.; Холодильное оборудование - 8 шт. и более; Весовое оборудование - менее 10 шт. |
15 баллов |
Складское помещение - отсутствие; Автотранспорт - менее 8 шт.; Холодильное оборудование - менее 8 шт.; Весовое оборудование - менее 10 шт. |
0 баллов |
По показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами" для целей начисления баллов:
Холодильное оборудование должно соответствовать требованиям: возможность охлаждения - до -5°С и ниже, объем холодильной камеры - 1м3 и более.
Складское помещение должно соответствовать требованиям: площадь помещения - не менее 200 м2.
Весовое оборудование должно соответствовать требованиям: погрешность взвешивания в пересчете на 1 кг товара - не более 5 грамм, возможность взвешивания товара весом - 20 кг и более.
Автотранспорт должен соответствовать требованиям: Грузоподъемность - не менее 1050 кг, холодильное оборудование - наличие; объем кузова - не менее 9м3
Подтверждающие документы предоставляемые участником в составе заявки: заполненная форма "Наличие материально-технических ресурсов" с приложениями в отношении каждой единицы материально-технического ресурса, по формам приложений N 5 - 5.4. к Специальной части конкурсной документации, копии документов, подтверждающих приобретение основного средства (накладную и/или акт приема передачи и/или договор аренды), копии карточек учета основных средств (Форма ОС-6) (в случае аренды предоставляются копии документов собственников материально-технических ресурсов), копии паспорта оборудования, копии паспорта транспортных средств, копия свидетельства о регистрации права собственности на помещение либо копия выписки из ЕГРП при регистрации недвижимого имущества с 15.07.2016 (собственное или арендодателя) или копия договора аренды недвижимого имущества, копия технического или кадастрового планов занимаемого помещения.
В случае предоставления не полного пакета документов в отношении единицы материально-технологического ресурса или предоставления документов, оформленных с нарушением требований, предъявляемых к таким документам или не предоставления приложений к форме "Наличие материально-технических ресурсов" в отношении материально-технического ресурса, соответствии информации содержащейся в приложении к форме "Наличие материально-технических ресурсов" в отношении материально-технического ресурса предоставляемым участникам документам, комиссия не засчитывает наличие такого материально-технического ресурса.
В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, не предоставлении формы "Наличие материально-технических ресурсов" начисление баллов по данному показателю не производится.".
Комиссия УФАС установила, что положениями Закона о контрактной системе, Правилами не установлен перечень обязательных или необязательных документов, которые должны быть включены Заказчиком в порядок оценки конкурсных заявок по показателям, установленным в Правилах.
В связи с этим, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленные Заказчиком в документации о закупке требования позволяют определить наличие материально-технических ресурсов участника закупки для надлежащего исполнения обязательств по контракту.
Согласно порядку оценки в случае непредоставления подтверждающих документов в отношении материально-технического ресурса конкурсная комиссия Заказчика не засчитывает баллы в отношении такого материально-технического ресурса.
Невозможность предоставления одним из участников закупки подтверждающих документов по показателю не свидетельствует об установлении Заказчиком порядка оценки, ограничивающего количество участников закупки.
Кроме того, в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, непредоставление в составе конкурсной заявки подтверждающих документов по показателю не влечет отклонение конкурсной заявки.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанной нормы Заявителем не представлено документальных доказательств обоснованности изложенных в жалобе доводов, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в конкурсе и ограничения количества участников закупки.
Таким образом, жалоба признана необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Апрель" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 мая 2017 г. N 44-2166/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2017