Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 мая 2017 г. N 44-2145/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МА МО N 21 (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомлен о дате и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12386-ЭП/17 от 19.05.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по комплексному благоустройству территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N21 в 2017 году (извещение N 0172300006017000011) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 06.05.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300006017000011.
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 349 707 ,45 рублей.
В жалобе ООО "Профит-плюс" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
В жалобе Заявитель указывает на следующие действия, которые, по его мнению, нарушают положения действующего законодательства о контрактной системе:
- неправомерное требование Заказчиком декларирования о непринадлежности участника закупки к организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. Тем самым оставляя возможность необоснованного отклонения участников;
- Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, чем ограничил возможность участия ООО "Профит-плюс" в качестве поставщиков, т.к. для предоставления Заявителем надлежащего предложения и согласия на поставку товара и итогов выполнения работ по заданным критериям, ООО "Профит-плюс" необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее;
- Заказчиком нарушен п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе - неопределенность со сроком выдачи банковской гарантий;
- Заказчиком в соответствии с контрактом нарушена ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе - срок оплаты в контракте установлен в течение 60 дней с момента подписания акта приемы выполненных работ;
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. В части утверждений Заявителя относительно установления требований к содержанию и составу заявки не соответствующих требованиям законодательства о контрактной системе, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 66 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, по мимо прочего должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе применительно к рассматриваемому аукциону должна содержать следующие документы и информацию:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
Часть 1 Раздела 11 документации об аукционе содержит указание на то, что все документы документации об аукционе дополняют и поясняют друг друга.
В случае противоречия между документами документации об аукционе принимается требование (редакция) документа, имеющего более высокий приоритет в нижеследующем списке.
Приоритет в списке определяется следующим образом: чем выше в списке стоит документ, тем его приоритет выше по отношению к нижестоящим документам:
1. Действующие Законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, иные федеральные нормативно-правовые акты.
2. Раздел 11. "Толкование документов, входящих в состав документации об аукционе" части I документации об аукционе.
3. Извещение о проведении электронного аукциона и Изменения в Извещение о проведении электронного аукциона. В случае внесения изменений в Извещение о проведении электронного аукциона приоритет будут иметь внесенные изменения.
4. Изменения к документации об аукционе, при этом изменения, выпущенные позже, имеют более высокий приоритет по отношению к ранее выпущенному изменению.
5. Техническое задание (Часть документации об аукционе) в первоначальном тексте документации об аукционе.
6. Проект контракта (Часть IV документации об аукционе).
7. Информационная карта аукциона (Часть II документации об аукционе) первоначальном тексте документации об аукционе.
8. Общие условия проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона) в первоначальном тексте документации об аукционе (Часть I документации об аукционе) кроме раздела 11 части I документации об аукционе.
Таким образом исходя из буквального толкования положений документации, Комиссия УФАС приходит к выводу, что содержание положений части II Документации об аукционе имеет приоритет по отношению к части I документации об аукционе.
Согласно части II Документации об аукционе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2. Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона;
3. Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Требований о представлении в составе второй части заявки иных документов и сведений частью II Документации об аукционе не предусмотрено.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о соответствии требований к содержанию второй части заявки, установленных в документации об аукционе требованиям ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, в связи с чем в указанной части документация об аукционе соответствует положениям п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Относительно доводов Заявителя об установлении Заказчиком требований описания используемых при выполнении работ товаров, которые, по мнению Заявителя, предусматривают необходимость приобретения потенциальным участником закупки материалов используемых при проведении работ еще до момента подачи заявки, Комиссия УФАС приходит к выводу о несоответствии указанных утверждений фактическим обстоятельствам.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
- Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- Описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание, в том числе, Приложение 1 к техническому заданию Документации об аукционе содержит информацию, поименованную в ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе требования к материалам, используемым при выполнении работ, я валяющихся предметом государственного контракта.
Проанализировав содержание положений указанной части документации об аукционе, Комиссия УФАС не установила требований к используемым при выполнении работ материалам, которые могли бы ограничить количество участников рассматриваемой закупки. Кроме того, Заявителем так же не представлено доказательств, подтверждающих утверждении об ограничении количества участников торгов, путем установления требований, не предусмотренных действующим законодательством.
Дополнительно, необходимо отметить, что в силу п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1. согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
2. согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, для целей определения соответствия предложения участников закупки требованиям документации об аукционе, при проведении торгов на право заключения контракта на выполнение работ для выполнения которых используется товар, государственный заказчик обязан установить требование к описанию участником закупки в составе первой части заявок характеристик таких товаров, которые такой участник будет использовать.
В связи с изложенным Комиссия УФАС приходит к выводу, что положения рассматриваемой документации об аукционе не противоречат требованиям ст. ст. 33, 64 Закона о контрактной системе в части установления требований к описанию участниками закупки в составе первой части заявки используемых при выполнении работ товаров.
3. Относительно утверждения Заявителя о нарушении Заказчиком положений п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе, в части установления требования к обеспечению исполнения государственного контракта не соответствующего положениям Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС также находит их необоснованными в связи со следующим.
Согласно ст. 42 закона о контрактной системе, извещение, а также документация об аукционе должны содержать размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пункт 5 ч. 2 ст. 45 закона о контрактной системе устанавливает требование к банковской гарантии, а именно: банковская гарантия должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требования ст. 96 Закона о контрактной системе.
Раздел 3 проекта государственного контракта, являющегося частью документации об аукционе, содержит условие о сроках действия контракта и сроках выполнения работ, отдельных этапов работ. Так согласно указанному разделу, подрядчик обязан выполнить работы, предусмотренные контрактом в срок до 15.10.2017, при этом Заказчик обязан исполнить обязанности по оплате работ, предусмотренных контрактом и выполненных подрядчиком не позднее 31.12.2017.
Таким образом, исходя из буквального толкования положений разделов 3, 4 проекта государственного контракта, срок действия контракта истекает не позднее 31.12.2017. Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что при предоставлении в качестве обеспечения исполнения государственного контракта банковской гарантии у участника закупки, с которым будет заключаться контракт имеется достаточно информации для представления надлежаще оформленной банковской гарантии. На основании изложенного, Комиссия УФАС не выявила в рассматриваемых обстоятельствах нарушения требований Закона о контрактной системе.
4. В части указания Заявителем на положение документации об аукционе о сроке оплаты выполненных работ в 60 рабочих дней, которое по мнению Заявителя, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС приходит к следующему выводу.
Согласно п. 4.5 раздела 4 проекта государственного контракта, оплата Работ осуществляется поэтапно за фактически выполненные работы в течение 60 (Шестидесяти) рабочих дней с момента подписания Сторонами соответствующих документов, поименованных в проекте.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается, в том числе, обязательное условие о порядке и сроках оплаты работы.
01.05.2017 года Федеральным законом от 01.05.2017 N 83-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Закон о контрактной системе была введена норма ст. 13.1, согласно которой, срок оплаты Заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе
В соответствии со ст. 2 Закона N 83-ФЗ данный документ вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 01.05.2017).
В связи с чем ст. 13.1 была введена в действие до момента размещения информации о проведении рассматриваемого аукциона (06.05.2017). Таким образом, указанное требование о сроке оплаты выполненных работ распространяется на рассматриваемую процедуру торгов.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что указанный в проекте контракта срок оплаты выполненных работ входит в противоречие с положением ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе. При этом Комиссия УФАС полагает, что данное противоречие не препятствует дальнейшему проведению процедуры торгов, поскольку в силу ч. 1 раздела 11 Части 1 Документации об аукционе может быть устранено Заказчиком на этапе подписания государственного контракта.
Кроме того, само по себе установление в проекте контракта срока оплаты выполненных работ, превышающего максимально предусмотренный Законом о контрактной системе, не может являться нарушением ст. 13.1 Закона о контрактной системе, поскольку в силу ч. 1 раздела 11 документации об аукционе, положение действующего законодательства имеют приоритет по отношению к положениям документации, а рассматриваемое условие по оплате не презюмирует того, что при выполнении Заказчиком своих обязательств по оплате, срок, поименованный в ч. 13.1 Закона о контрактной системе, будет нарушен.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 31, 33, 34, 46, 64, 66, 96, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Профит-плюс" необоснованной.
Заместитель председателя Комиссии УФАС |
|
|
Члены Комиссии УФАС
|
|
|
|
|
|
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 мая 2017 г. N 44-2145/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2017