Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 мая 2017 г. N 44-2223/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Туберкулезная больница N 8" (далее - Заказчик):
ООО "Ирвин 2" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12584-ЭП/17 от 22.05.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (Левофлоксацин) для проведения комплексной химиотерапии больных туберкулёзом в учреждениях стационарного типа, для нужд бюджетных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга в 2017 году (извещение номер 0372200103717000032) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 15.05.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200103717000032. Начальная (максимальная) цена контракта - 18 010 678,00 рублей.
В жалобе ООО "Ирвин 2" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении требований к товару, поставка которого является предметом закупки, которые ограничивают количество участников закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
В силу ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Документация о закупке в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Заявитель обжалует установление требования к дозировке "750 мг" в отношении лекарственного средства с международным непатентованным наименованием "Левофлоксацин".
Заказчиком даны следующие пояснения:
"В государственном реестре лекарственных средств (адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx), зарегистрировано несколько лекарственных препаратов, имеющих МНН Левофлоксацин с дозировкой 750 мг таблетки покрытые плёночной оболочкой, полностью соответствующий требованиям Заказчиков совместных электронных аукционов, из чего следует, что ограничения конкуренции через установление требований определённой дозировки не произошло, участниками торгов могут являться значительное количество поставщиков.
Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения лекарственные препараты являются фармацевтически эквивалентными, если они содержат одинаковое количество одной и той же активной субстанции (т.е. одна и та же дозировка) в одной и той же лекарственной форме (т.е. таблетка должна соответствовать таблетке, таблетка в плёночной оболочке должна соответствовать таблетке в плёночной оболочке, капсула - капсуле, порошок - порошку, гранулы - гранулам и т.п.), отвечают сопоставимыми стандартами качества и предназначены для одного и того же пути введения (т.е. одинаково должны поступать через рот, одинаково должны вводиться в вены и т.п.) (рекомендации ВОЗ, серия 937 за 2006 год).
В соответствии с частью 12.3 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" взаимозаменяемый лекарственный препарат - лекарственный препарат с доказанной терапевтической эквивалентностью или биоэквивалентностью в отношении референтного лекарственного препарата, имеющий эквивалентные ему качественный состав и количественный состав действующих веществ, состав вспомогательных веществ, лекарственную форму и способ введения; (Пункт дополнительно включен с 1 июля 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 429-ФЗ).
Главная задача заказчика - это обеспечение качественной, максимально безопасной и успешной терапии вверенных ему пациентов. За здоровье пациента, за качество оказываемой ему медицинской услуги, за сохранение приверженности пациента к лечению и доведению этого курса лечения до конца, несёт ответственность Заказчик, а не поставщик. Поэтому, выбирая терапию, а, соответственно, и лекарственные препараты, врач ориентируется, в первую очередь, на эти критерии, а не возможности поставщиков.
Потребность в лекарственных препаратах с запрашиваемыми дозировками, формами и фасовками обусловлена выбранной терапией пациентов, остатками лекарственных препаратов на складах Заказчиков совместных электронных аукционов и в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи и индивидуальными схемами лечения взрослых пациентов. Данные принципы являются обязательными условиями для выполнения "Федеральных клинических рекомендаций по диагностике и лечению туберкулеза органов дыхания с множественной и широкой лекарственной устойчивостью возбудителя" от 2013 г. и Приказа МЗ РФ N951 от 29 декабря 2014 г. "Об утверждении методических рекомендаций по совершенствованию диагностики и лечения туберкулеза органов дыхания".
Пациенты, получающие препарат Левофлоксацин - это больные туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью ( МЛУ) микобактерий туберкулеза. У них применяется 4-й и 5-й режимах химиотерапии. Больному назначают не менее шести препаратов с обязательным назначением Левофлоксацина. В пересчете на количество принимаемых таблеток получается, что пациент одномоментно должен принять 25 - 27 таблеток, что, в совокупности с длительным курсом лечения крайне негативно сказывается на психическом статусе больного.
Также обращаем внимание, что в данном совместной электронном аукционе Заказчики так же требуют к поставке препарат МНН Левофлоксацин таблетки покрытые пленочной оболочкой 500 мг. и 250 мг., в количестве необходимом им по потребностям в соответствии со стандартами лечения.
Согласно вышеизложенного функциональные и количественные характеристики Товара должны соответствовать изложенным требованиям".
На момент заседания Комиссии УФАС основания полагать, что установленные Заказчиком требования ограничивают количество участников закупки - отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы жалобы не находят своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 19, 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ирвин 2" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 мая 2017 г. N 44-2223/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2017