Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 23 мая 2017 г. N рз-890-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Щевцова Н.В.
от ООО "Тозот" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Тозот", на действия заказчика - Администрации Курского Муниципального района Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321300178317000025 "Поставка и сборка кресел в зрительный зал муниципального учреждения культуры "Межпоселенческий районный Дом культуры" Курского муниципального района Ставропольского края".
По мнению заявителя жалобы, документация электронного аукциона N 0321300178317000025 не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представители заказчика пояснили следующее:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
2. Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
По доводам заявителя жалобы ООО "Тозот" - установлено:
1. Согласно извещению о проведении электронного аукциона заказчиком установлен запрет на допуск работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457.
В соответствии с указанным постановлением определен Перечень отдельных ВИДОВ РАБОТ (УСЛУГ), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года, в том числе:
5. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Объектом закупки является: "ПОСТАВКА и сборка кресел в зрительный зал муниципального учреждения культуры "Межпоселенческий районный Дом культуры" Курского муниципального района Ставропольского края".
Таким образом, постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457 в отношении проводимого аукциона не применимо.
Заказчиком установлены ограничения, не предусмотренные действующим законодательством, что сокращает число участников, ограничивает конкуренцию и нарушает положения ФЗ-N44.
2. Аукционная документация составлена без учета изменений от 03.07.2016 г.
Так, в аукционной документации установлено:
"12.5. Положения Федерального закона об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:
1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии".
В то время как в соответствии с действующим законодательством:
"8. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:
1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ)".
3. Согласно извещению о проведении электронного аукциона:
Источник финансирования: Бюджет Курского муниципального района Ставропольского края.
При этом согласно п.11.3 аукционной документации:
"11.3. Источник финансирования закупки:
Бюджет Курского муниципального района Ставропольского края 250 000,00.
Бюджет Ставропольского края 416 570,00
Федеральный бюджет 1 833 430,00".
Таким образом, источник финансирования, указанный в извещении не соответствует указанному в документации, и, по сути является разночтением документации и извещения электронного аукциона, что вводит участников закупки в заблуждение, а также является нарушением Федерального закона N44-ФЗ, в котором указано, что информация, указанная в извещении, должна соответствовать информации, указанной в документации электронного аукциона.
4. Согласно п.1 Технического задания:
"1. Наименование объекта закупки, количество поставляемого товара (объем выполняемых работ, оказываемых услуг): "Поставка и сборка кресел в зрительный зал муниципального учреждения культуры "Межпоселенческий районный Дом культуры" Курского муниципального района Ставропольского края".
- идентификационный код закупки в плане-графике: 173261201887226120100100380383101244;
- ОКПД 2: 31.01.12.160: (Мебель для сидения, преимущественно с ДЕРЕВЯННЫМ каркасом)".
При этом в приложении N1 к Техническому задания установлено:
"Должен быть предусмотрен цельносварной МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ каркас кресла и металлические несущие узлы из прочных стальных комбинированных труб, размером 25*25*1,5 мм, 20*20*1,5 мм, 15*15*1,5 мм, марки Ст. 1-3пс/сп, толщина стенки трубы не менее 1,5 мм".
При этом поставка еще каких-либо видов кресел аукционной документацией не предусмотрена. Кроме того, ОКПД 2 предусмотрен следующий код:
31.01.11.150 Мебель для сидения, преимущественно с металлическим каркасом.
Таким образом, заказчиком неверно определен ОКПД 2, что влечет за собой ограничение конкуренции и неверное формирование ИКЗ.
5. В п.7.1 Проекта контракта установлено:
"7.1. В целях обеспечения исполнения обязательств по настоящему Контракту Поставщик представляет Заказчику обеспечение исполнения Контракта в виде безотзывной банковской гарантии, выданной банком либо залога денежных средств в размере обеспечение исполнения Контракта путем перечисления денежных средств на счет Заказчика".
Согласно ч.1 ст.336 Гражданского Кодекса РФ:
"1. Предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом".
Таким образом, денежные средства не могут выступать в качестве залога.
Такая форма внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, как залог, депозит, вклад Законом о контрактной системе не устанавливается, обязательным является только указание срока возврата денежных средств. Заказчик придумывает личные способы обеспечения исполнения контракта, что является нарушением ст.96 44-ФЗ, а также ст.336 ГК РФ.
6. В приложении N1 к Техническому задания установлено:
"нить должна соответствовать следующим показателям: линейная плотность от 365 текс до 368 текс, разрывная нагрузка не менее 16 кгс, коэффициент вариации по разрывной нагрузке не более 10%, удлинение при разрыве не более 26%, температура размягчения и плавления в диапазоне 235-255 C, температура воспламенения не менее 390 С, температура самовоспламенения: не менее 440С; соответствие применяемой нити подтверждено сертификатом завода изготовителя; сиденье кресла должно быть снабжено гравитационным механизмом";
"прострочка должна выполнятся специальной армированной лавсановой нитью для швов высокой прочности, толщина нити 1 мм; нить должна соответствовать следующим показателям: линейная плотность от 365 текс до 368 текс, разрывная нагрузка не менее 16 кгс, коэффициент вариации по разрывной нагрузке не более 10%, удлинение при разрыве не более 26%, температура размягчения и плавления в диапазоне 235-255 C, температура воспламенения не менее 390 С, температура самовоспламенения: не менее 440С; соответствие применяемой нити должно быть подтверждено сертификатом завода изготовителя; Дата изготовления: не ранее 2017 года".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем - требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Таким образом, установление вышеуказанных требований к составу заявок участников закупки противоречит положениям Закона о контрактной системе.
7. В приложении N1 к Техническому задания установлено:
"температура размягчения и плавления в диапазоне 235-255 C, температура воспламенения не менее 390 С";
"температура размягчения и плавления в диапазоне 235-255 C, температура воспламенения не менее 390 С, температура самовоспламенения: не менее 440С".
Согласно общероссийскому классификатору единицей измерения температуры является градус Цельсия, а не "С", как указано Заказчиком.
Таким образом, Заказчиком установлено требования предоставить в заявке недостоверные сведения, что влечет за собой трудности при приемке товара и является нарушением 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, данные доводы заявителя жалобы ООО "Тозот" обоснованны, остальные не нашли своего подтверждения.
Таким образом, в действиях заказчика - Администрации Курского Муниципального района Ставропольского края установлены нарушения требований пп. 1,2 ч. 1 ст. 33; ч. 6 ст. 66 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тозот", на действия заказчика - Администрации Курского Муниципального района Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321300178317000025 "Поставка и сборка кресел в зрительный зал муниципального учреждения культуры "Межпоселенческий районный Дом культуры" Курского муниципального района Ставропольского края" - частично-обоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия заказчика - Администрации Курского Муниципального района Ставропольского края не соответствующими требованиям пп. 1,2 ч. 1 ст. 33; ч. 6 ст. 66 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - Администрации Курского Муниципального района Ставропольского края - обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
Б.Ш. Карпель
Заказчик:
Администрация Курского Муниципального района Ставропольского края
357850, Курская станица, пер. Школьный, дом 12
Заявитель:
ООО "Тозот"
355045, г.Ставрополь, ул.Пирогова 15/1, помещение 341-344
ПРЕДПИСАНИЕ N 357
по делу N РЗ-890-2017 о нарушении законодательства о закупках
23.05.2017 года Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
На основании своего Решения от 23.05.2017 года по делу N РЗ-890-2017, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "Тозот", на действия заказчика - Администрации Курского Муниципального района Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321300178317000025 "Поставка и сборка кресел в зрительный зал муниципального учреждения культуры "Межпоселенческий районный Дом культуры" Курского муниципального района Ставропольского края", и руководствуясь ч. 3, 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Заказчику - Администрации Курского Муниципального района Ставропольского края, устранить нарушения требований пп. 1,2 ч. 1 ст. 33; ч. 6 ст. 66 Закона N44-ФЗ, в связи с чем:
1. Протоколы составленные в ходе закупки - отменить;
2. Документацию об аукционе в электронной форме N 0321300178317000025 "Поставка и сборка кресел в зрительный зал муниципального учреждения культуры "Межпоселенческий районный Дом культуры" Курского муниципального района Ставропольского края" - привести в соответствие с требованиями Закона N44-ФЗ;
3. Внести соответствующие изменения в аукционную документацию N 0321300178317000025 "Поставка и сборка кресел в зрительный зал муниципального учреждения культуры "Межпоселенческий районный Дом культуры" Курского муниципального района Ставропольского края", путем размещения соответствующей информации на официальном сайте.
4. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями 63, 65 Закона N 44-ФЗ.
Оператору электронной торговой площадки - АО "ЕЭТП":
1. Обеспечить возможность исполнения данного предписания, выданного комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок заказчику - Администрации Курского Муниципального района Ставропольского края.
2. Известить участников, подавших заявки на участие в данном аукционе о внесении изменений в аукционную документацию в электронной форме N 0321300178317000025 "Поставка и сборка кресел в зрительный зал муниципального учреждения культуры "Межпоселенческий районный Дом культуры" Курского муниципального района Ставропольского края".
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 23 мая 2017 г. N рз-890-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2017