Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 мая 2017 г. N 887
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевский С.И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.
В присутствии представителей:
от заказчика - Тамбовцева Е.А., Величко Ю.В.
от уполномоченного органа 0- Тимофеева Д.Ю.
от ООО "ЮгСпецСтрой" - представитель не прибыл.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "ЮгСпецСтрой" на действия заказчика - Министерство сельского хозяйства Ставропольского края и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121200004717000225 поставка в 2017 году химических средств защиты растений для борьбы с саранчовыми вредителями для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
Заявитель считает, что действия заказчика при отклонении заявки ООО "ЮгСпецСтрой" N 6 нарушают требования Закона N 44-ФЗ и законные права и интересы заявителя жалобы.
Комиссия, выслушав доводы стороны, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Представитель заказчика и уполномоченного органа пояснили:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия заказчика и уполномоченного органа соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона: Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам. Так же в соответствии с вышеизложенным, заказчиком была разработана документация открытого аукциона в электронной форме N 0121200004717000225 поставка в 2017 году химических средств защиты растений для борьбы с саранчовыми вредителями для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
Требования к товару по предмету аукциона, установлены Заказчиком в Техническом задании аукциона.
2. На участие в электронном аукционе поступило 6 заявок от участников закупки с порядковыми номерами 3, 5, 6, 7, 8, 9. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме N 206-ЭА СБР (0121200004717000225) от 02 мая 2017 г. N 206-ЭА единой комиссией по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ставропольского края, муниципальных нужд было принято решение о допуске 4 заявок участников электронного аукциона с порядковыми номерами 5, 6, 8, 9 соответствующими требованиям документации и Закона N 44-ФЗ о отклонении 2 заявок с порядковыми номерами 3 и 7.
В первой части заявки участника электронного аукциона с порядковым номером заявки 3 сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах), качественных характеристиках товара не соответствуют приложению 1 к Техническому заданию документации об электронном аукционе, что не соответствует требованиям пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и пункту 3.5.1 раздела 3 документации от электронном аукционе. Например, требовалось "Препарат не должен снижать эффективности при высоких температурах воздуха", представлено "Препарат снижает эффективность при высоких температурах воздуха".
В первой части заявки с порядковым номером 7 сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах), качественных характеристиках товара не соответствуют приложению 1 к Техническому заданию документации об электронном аукционе, что не соответствует требованиям пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и пункту 3.5.1 раздела 3 документации от электронном аукционе. Например, требовалось: "Содержание ДФ (имидаклоприд) не менее 190 г/л но не более 210 г/л", представлено в заявке: "Содержание ДВ (имидаклоприд) 240 г/л".
Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме N 206-ЭА СБР (0121200004717000225) от 10 мая 2017 г. N 206-ЭА вторые части заявок с порядковыми номерами 5 и 8 были признаны соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ и требованиям документации об электронном аукциона, вторые части заявок с порядковыми номерами 6 и 9 на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ признаны несоответствующими требованиям документации и Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 указанного закона. Соответствующие требования к содержанию первой части заявки установлены в пункте 3.6. раздела 3 "Требования к содержанию и составу заявки" документации об электронном аукционе.
Вторая часть заявки с порядковым номером 6, принадлежащая ООО "ЮгСпецСтрой", признана несоответствующей в связи с непредставлением документов и информации, предусмотренных пункта 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и пункта 3.6 раздела 3 документации об электронном аукционе, а именно декларации о соответствии частника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Вторая часть заявки с порядковым номером 9 (ООО "СЭСК") признана несоответствующей в связи с непредставлением документов и информации, предусмотренных пунктом 2 части 5 статьи 66, пунктом 7 и 7.1. части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Победителем электронного аукциона признано ЗАО Фирма "Август", предложившее наиболее низкую цену контракта (26 040 000, 00 рублей).
3. Как установила комиссия, в действиях заказчика Министерство сельского хозяйства Ставропольского края и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам установлены нарушения требований Закона 44-ФЗ при допуске заявки ЗАО Фирма "Август" к участию в аукционе:
При рассмотрении первой части заявок на участие в электронном аукционе в заявке N 8 (ЗАО Фирма "Август") выявлены следующие не соответствия:
заказчиком установлено требование:
"Препарат, действие которого проявляется только после попадания в кишечник вредителя, что происходит в результате поедания только яда или с соком растения, в котором содержится средство"
участником указано:
"Препарат, активно воздействует после попадания в кишечник вредителя, что происходит в результате поедания яда с соком растения, в котором содержится средство".
Заказчиком установлено требование в отношении этапа проявления действия препарата. Участником указаны сведения в отношении активности действия препарата.
В первой части заявки участником закупки не представлены сведения, соответствующие требованиям документации.
Заказчиком установлено требование:
"Препарат должен представлять из себя вещество (или смесь веществ), предназначенное для уничтожения вредных насекомых (пестицид и инсектицид)".
Согласно инструкции:
"Вариант исполнения товара (материала), значения показателей и/или характеристики (показатели) товара (материала), указанные с использованием символов "( )", означают уточнение или дополнение, то есть не предполагают взаимоисключаемость с характеристикой (показателем) или значением показателя или вариантом исполнения товара (материала) указанными перед скобками и остаются в заявке в неизменном виде, за исключением случаев, когда характеристика или значение или тип исполнения товара (материала), указанные в скобках, являются альтернативными по сути характеристике или значению или типу исполнения товара (материала), указанным перед скобками - в этом случае участник закупки в первой части заявки указывает один из предложенных Заказчиком вариантов".
Участником указано:
"Препарат представляет из себя смесь веществ, предназначенное для уничтожения вредных насекомых, инсектицид".
Требовалось указание "пестицид и инсектицид", по тексту заявки участником указаны сведения в отношении пестицида и инсектицида, в данных сведения отсутствует "пестицид", обязательный для указания в первой части заявки.
В этой связи и соответствии с п.6.1 ч.б ст.66 44-ФЗ в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 указанной статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Таким образом, в действиях заказчика Министерство сельского хозяйства Ставропольского края и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам, при допуске заявки и признание ее победителем.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮгСпецСтрой" на действия заказчика - Министерство сельского хозяйства Ставропольского края и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121200004717000225 поставка в 2017 году химических средств защиты растений для борьбы с саранчовыми вредителями для обеспечения государственных нужд Ставропольского края - необоснованной;
2. Признать действия заказчика - Министерство сельского хозяйства Ставропольского края и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004717000225 поставка в 2017 году химических средств защиты растений для борьбы с саранчовыми вредителями для обеспечения государственных нужд Ставропольского края не соответствующими требованиям ст. 67 Закона 44-ФЗ.
2. Выдать заказчику Министерству сельского хозяйства Ставропольского края и уполномоченному органу - Комитету Ставропольского края по государственным закупкам обязательное для исполнение предписание..
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии Б.Ш. Карпель
С.И. Рошевский
ПРЕДПИСАНИЕ N 359
по делу N РЗ-887-2017 о нарушении законодательства о закупках
24.05.2017 года г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевский С.И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.
На основании своего Решения от 24.05.2017 года по делу РЗ-887-2017, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "ЮгСпецСтрой" на действия заказчика - Министерство сельского хозяйства Ставропольского края и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121200004717000225 поставка в 2017 году химических средств защиты растений для борьбы с саранчовыми вредителями для обеспечения государственных нужд Ставропольского края и руководствуясь ч. 3, 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Государственному заказчику - Министерству сельского хозяйства Ставропольского края и уполномоченному органу - Комитету Ставропольского края по государственным закупкам устранить нарушения требований ст. 67 Закона N 44- ФЗ, в связи с чем:
1.Протоколы, составленные в ходе осуществления закупки - отменить.
2. Назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе N 0121200004717000225, а также разместить на официальном сайте Российской Федерации в ЕИС информацию об отмене протоколов.
3. Рассмотрение первых частей заявок, поданных на участие в аукционе в электронной форме N 0121200004717000225 - провести повторно;
Оператору электронной торговой площадки:
1. Обеспечить возможность исполнения данного предписания, выданного комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок государственному заказчику - Министерство сельского хозяйства Ставропольского края и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам.
2. Уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе об отмене протоколов электронного аукциона N 0121200004717000225.
3. Известить участников, подавших заявке на участие в электронном аукционе N0121200004717000225 о дате проведения и времени проведения аукциона по закупке N 0121200004717000225 - Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты опубликования Протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе, на основании ч. 3 ст. 68 Закона N44-ФЗ.
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии С.И. Рошевский
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 мая 2017 г. N 887
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2017