Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 мая 2017 г. N Г 447-04/2017
Резолютивная часть решения оглашена 23.05.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
<_..>
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "АгроПремиум" (далее - заявитель, Общество) на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта ПХС-II типа для нужд ФГБУ "Национальный парк "Мещера" согласно техническому заданию (N закупки 0328100007317000009), в присутствии представителей:
заказчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Мещера"":
<_..> (доверенность от 19.05.2017 N24/2017),
<_..> (доверенность от 19.05.2017 N23/2017).
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "АгроПремиум" на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта ПХС-II типа для нужд ФГБУ "Национальный парк "Мещера" согласно техническому заданию (N закупки 0328100007317000009).
По мнению заявителя, документация указанного электронного аукциона составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
1.В нарушение требований статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик не установил требование к участнику закупки о предоставлении копии свидетельства о допуске к работам, предусмотренным 33.6 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) на объектах газоснабжения, поскольку локальная смета содержит работы по укладке газопровода с рабочим давлением от 0,005 МПа до 0,3 МПа.
2.Поскольку проект контракта не содержит конкретной даты окончания срока действия контракта, участнику закупки не предоставляется возможным рассчитать срок действия банковской гарантии.
3.В нарушение требований пункта 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком в пункте 2.7 проекта контракта указано, что оплата производится в течении 30 банковских дней с даты фактического поступления денежных средств на счет заказчика на основании подписанного соглашения о выделении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности.
В обоснование правомерности действий заказчика представители заказчика заявил следующее.
1. Объектом закупки в рамках электронного аукциона N0328100007317000009 является строительство объекта капитального строительства - пожарно-химической станции. Пожарно-химическая станция второго типа предназначена для оперативной ликвидации пожаров на обслуживаемой территории pаказчика. На нее также возлагается проведение предупредительных мероприятий, агитационно-разъяснительной работы среди населения. Это объект - гражданского строительства, а не линейный объект газопровода.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закон о контрактной системе в сфере закупок ко всем потенциальным участникам закупки предъявляются единые требования (п. 5.2. Документации об электронном аукционе, п. 28 Информационной карты), в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относятся требования о наличии разрешительных документов (в том числе, свидетельств о допусках СРО, лицензий и т.п.).
Пунктом 5.2.3. проекта Договора предусмотрена возможность Подрядчика привлекать к исполнению своих обязанностей других лиц (субподрядчиков) в соответствии с ч. 1 ст. 706 ГК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта кап. строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству самостоятельно или с привлечением других лиц. При этом в соответствии с ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Это требование к участнику закупки содержится в Пункте 28 Информационной карты электронного аукциона:
"1. Копия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ: Раздел III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" по следующим видам работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство".
"В случае привлечения Подрядчиком к исполнению обязательств по договору подряду иных лиц (субподрядчиков), у Подрядчика должно быть свидетельство о допуске к работам по организации строительства (генеральному подряду). В этом случае привлекаемые лица (субподрядчики) должны иметь свидетельства о допуске к конкретным видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, или лицензию МЧС России.
При отсутствии допуска к работам по организации строительства (генподряду), у Подрядчика должны быть допуски по всем видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также лицензия МЧС России".
Указанное требование подтверждается письмом МЭР от 30.01.2016 N ОГ-Д28-1183.
Причем, работы по гражданской газификации, на которые обращает пристальное внимание заявитель, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь вспомогательно входят в состав работ по гражданскому строительству и составляют лишь 0,6 % от общей сметной стоимости общестроительных работ на объекте гражданского строительства.
Таким образом, правоспособность участника закупки при рассмотрении второй части заявки на участие в электронном аукционе определяется предоставлением копии свидетельства о допуске к конкретным видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, или наличием соответствующего допуска к работам по организации строительства.
Никаких противоречий с нормами действующего законодательства, в том числе Закона о контрактной системе в сфере закупок, содержание п.28 Информационной карты не несет, не создает ситуации по ограничению конкуренции и условий для недобросовестной конкуренции, а также не нарушает законные права и интересы заявителя.
2.Согласно положениям ст.ст. 702, 720, 721 ГК РФ основным обязательством Подрядчика по договору подряда является обязанность выполнить работу с надлежащим качеством и передать результат работы заказчику. С момента подписания сторонами акта приемки работы считаются Подрядчиком исполненными.
Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе в сфере закупок устанавливает нормы об обеспечении исполнения исключительно основного обязательства по контракту, что подтверждено также и письмом Минфина РФ от 02.07.2014 N02-02-07/32132.
Исходя из требований части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок и соответствующих положений проекта договора, извещения и информационной карты электронного аукциона, очень просто рассчитывается минимальный срок действия банковской гарантии, который складывается из: а) срок выполнения работ (основное обязательство подрядчика) - по 15.12.2017 г. (п.3.1. проекта Договора, п.24 Информационной карты).; + б) календарный месяц превышения срока выполнения работ. Таким образом, в документации о закупке отсутствуют какие-либо противоречия в отношении срока предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения договора.
3.Согласно п. 2.7. проекта Договора " Оплата производится за фактически выполненные Подрядчиком и принятые Заказчиком работы в безналичном порядке путем перечисления Заказчиком денежных средств на указанный в Договоре расчетный счет Подрядчика, на основании надлежаще оформленных и подписанных обеими Сторонами Договора Акта о приемке выполненных работ (по унифицированной форме N КС-2), Справки о стоимости выполненных работ и затрат (по унифицированной форме N КС-3), счета об оплате, в течение 30 банковских дней, с даты фактического поступления денежных средств на счет Заказчика на основании подписанного соглашения о выделении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности". Данное положение проекта договора никоим образом не нарушает пункт 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок. В соответствии со ст. 190 ГК установленный договором срок определяется указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Поступление денежных средств из федерального бюджета является обязательным (неизбежным) условием подписанного соглашения о выделении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности. Порядок перечисления определяется правилами осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства РФ от 9 января 2014 г. N 13.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) от 14.04. 2017 г. N184 "О наличии потребности ФГБУ, находящихся в ведении Минприроды России, в неиспользованных на начало 2017 г. остатках субсидии из федерального бюджета, предоставленной в 2014-2016 годах на осуществление капитальных вложений в строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления субсидии" с утвержденным перечнем объектов капитального строительства, отчет о состоянии отдельного лицевого счета, открытого в УФК по Владимирской области по состоянию на 01.01.2017 г., подтверждает наличие денежных средств для гарантированной и своевременной оплаты результатов выполненных работ по договору подряда, а также серьезность намерений Заказчика и его учредителей.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В пункте 28 информационной карты документации об электронном аукционе установлено требование о предоставлении во второй части заявки копии свидетельства о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, согласно Перечню видов работ, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства": 33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальном предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3 Жилищно-гражданское строительство. В случае привлечения Подрядчиком к исполнению обязательств по договору подряду иных лиц (субподрядчиков), у Подрядчика должно быть свидетельство о допуске к работам по организации строительства (генеральному подряду). В этом случае привлекаемые лица (субподрядчики) должны иметь свидетельства о допуске к конкретным видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, или лицензию МЧС России. При отсутствии допуска к работам по организации строительства (генподряду), у Подрядчика должны быть допуски по всем видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также лицензия МЧС России.
В силу части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень таких работ утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства" (далее - Перечень).
В данном Перечне присутствует вид работ, который указан заказчиком в пункте 28 информационной карты документации об электронном аукционе, а именно п.33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальном предпринимателем (генеральным подрядчиком): п.33.3 Жилищно-гражданское строительство".
Таким образом, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации об электронном аукционе в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должно являться обязательное наличие у участника закупки копии свидетельства о допуске к конкретным видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, или наличием соответствующего допуска к работам по организации строительства.
Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 9.2 проекта договора договор действует до исполнения сторонами своих обязательств по договору, а в части расчетов до полного их завершения.
Обязательство заказчика по оплате работ определяется сроками, предусмотренными разделом 2 проекта договора.
Согласно пункту 24 Информационной карты электронного аукциона и пункту 3.1 проекта договора срок окончания выполнения работ 15.12.2017 г.
Таким образом, исполнение обязательств сторон определено сроками, предусмотренными указанными пунктами проекта контракта.
Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
3.Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Во исполнение вышеуказанного требования заказчиком в пункте 2.7 проекта договора указано, что оплата производится за фактически выполненные Подрядчиком и принятые Заказчиком работы в безналичном порядке путем перечисления Заказчиком денежных средств на указанный в Договоре расчетный счет Подрядчика, на основании надлежаще оформленных и подписанных обеими Сторонами Договора Акта о приемке выполненных работ (по унифицированной форме N КС-2), Справки о стоимости выполненных работ и затрат (по унифицированной форме N КС-3), счета об оплате, в течение 30 банковских дней, с даты фактического поступления денежных средств на счет Заказчика на основании подписанного соглашения о выделении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14.04. 2017 г. N184 "О наличии потребности ФГБУ, находящихся в ведении Минприроды России, в неиспользованных на начало 2017 г. остатках субсидии из федерального бюджета, предоставленной в 2014-2016 годах на осуществление капитальных вложений в строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления субсидии" с утвержденным перечнем объектов капитального строительства, а также отчет о состоянии отдельного лицевого счета заказчика, открытого в УФК по Владимирской области по состоянию на 01.01.2017 г., подтверждает наличие денежных средств для гарантированной и своевременной оплаты результатов выполненных работ по договору.
Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Таким образом, с учетом изложенного, а также исследовав доводы заявителя, Комиссия не усматривает в положениях аукционной документации нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АгроПремиум" на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта ПХС-II типа для нужд ФГБУ "Национальный парк "Мещера" согласно техническому заданию (N закупки 0328100007317000009) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии <_..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 мая 2017 г. N Г 447-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2017