Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 26 мая 2017 г. N Г 475-04/2017
Резолютивная часть решения оглашена 26.05.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя начальника управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Валеофарм" (г.Воронеж) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на закупку растворов плазмозамещающих и перфузионных для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница N 4 г.Владимира" (извещение N 0128200000117003257) в присутствии представителя - ГБУЗ ВО "Городская больница N 4 г.Владимира" (доверенность от 09.01.2017 N 4/2017), уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (доверенность от 09.01.2017 N 14).
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 475-04/2017 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Валеофарм" (далее - заявитель) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на закупку растворов плазмозамещающих и перфузионных для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница N 4 г.Владимира" (извещение N 0128200000117003257).
По мнению заявителя, аукционная комиссия необоснованно отказала в доступе к участию в электронном аукционе заявке ООО "Валеофарм" по следующим основаниям: пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок - несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, требованиям аукционной документации. Обоснование: заявка на участие в электронном аукционе, Приложение N 2 к информационной карте, часть 13.2 Инструкции участника закупки аукционной документации (показатели товара не соответствуют).
В техническом задании аукционной документации (по позиции "Натрия хлорид" указаны в том числе следующие функциональные, технические и качественные характеристики товара: "Состав: 1000 мл раствора содержит: активное вещество Натрия хлорид - 9,0г. Вспомогательные вещества: вода для инъекций до 1000 мл.Концентрация электролитов: натрий 154 ммоль/л, хлорид 154 ммоль/л. физико-химические характеристики: теоретическая осмолярность 308 мОсм/л. Форма выпуска: флаконы или бутылки из твердого полиэтилена (полиэтилена высокой плотности) или иного твердого материала, позволяющего сохранять статичную форму, позволяющую хранить их в шкафу в вертикальном положении, со шкалой объемов на боковой поверхности и двумя отдельными опечатанными портами в верхней части.**** Флаконы (или бутылки) должны быть приготны для использования с имеющимися в ЛПУ стойках для переливания растворов с формой "пластиковая чаша", предназначенной для длительного переливания светочувствительных препаратов. Флакон (или бутылка) должен содержать дополнительный свободный объем для введения лекарственного препарата и смешивания не менее 140 мл. Поставка ПВХ флаконов (полипропиленовых) не допускается в связи с использованием для внутривенного введения совместно с раствором натрия хлорида нитроглицерина, вступающего с ПВХ в реакцию.
Требования к температурному режиму: верхняя граница температуры хранения не ниже + 28 градусов Цельсия***. Допускается замораживание препарата при транспортировке. Наличие инструкции для применения к каждому флакону. Не более 30 флаконов в упаковке".
ООО "Валеофарм" по указанной позиции, помимо прочих, указал следующие характеристики поставляемого товара: "Форма выпуска: флаконы из полипропилена не содержащего ПВХ, (твердого материала, позволяющего сохранить статичную форму, позволяющую хранить флаконы в шкафу в вертикальном положении)".
Предложенные к поставке ООО "Валеофарм" лекарственные препараты производителя ООО "Гротекс" по своим фармацевтическим свойствам полностью идентичны указанным заказчиком в техническом задании. Единственное отличие - это материал, из которого изготовлен флакон.
Предложенные к поставке полипропиленовые флаконы произведены по современной технологии асептического розлива, что позволяет быть флакону более стерильным в процессе производства и розлива. Температура автоклавирования данных флаконов значительно выше, чем у иных флаконов. Полипропиленовые флаконы не содержат ПВХ и полностью соответствуют требованиям технического задания заказчика. Это подтверждается информационным письмом ООО "Гротекс". Также по сравнительным характеристикам материалы имеют сходные свойства.
Таким образом, ООО "Валефарм" предложило к поставке лекарственный препарат по фармацевтическим свойствам полностью соответствующий требованиям заказчика, упакованный во флаконы, изготовленные из немного другого материала, имеющего все заявленные заказчиком в техническом задании свойства.
Как разъясняет письмо ФАС России от 23.12.2015 N АК/74356/15 "Об установлении требований заказчиков к форме выпуска лекарственных препаратов" в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств под лекарственной формой понимается состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта. ФАС России отмечает, что упаковка лекарственного препарата не связана с его лекарственной формой и не влияет не достижение необходимого лечебного эффекта.
В связи с тем, что именно фармацевтические свойства лекарственного препарата являются его качественными характеристиками и определяет выбор потребителя, аналогичные по МНН, лекарственной форме и дозировке лекарственные препараты, вне зависимости от их формы выпуска, являются взаимозаменяемыми лекарственными препаратами и образуют один товарный рынок.
ФАС России дополнительно отмечает, что удобство для применения медицинским персоналом определенной формой выпуска лекарственного препарата не связано с терапевтической эффективностью препарата.
На основании изложенного, с учетом отсутствия влияния способа упаковки лекарственного препарата с МНН "Натрия хлорид" в лекарственной форме "раствор для инфузий" на функциональные и терапевтические свойства лекарственного препарата, указанные лекарственные препараты являются взаимозаменяемыми.
Таким образом, ООО "Валеофарм" в своей заявке предложило к поставке лекарственные средства, полностью соответствующие требованиям, указанным в техническом задании заказчика, в упаковке, имеющей все заявленные заказчиком свойства.
Таким образом, аукционная комиссия неправомерно отказала заявителю в допуске к участию в электронном аукционе.
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной и отменить протокол от 10.05.2017 N 0128200000117003257.
В обоснование правомерности действий аукционной комиссии представитель уполномоченного органа заявил следующее.
При проведении электронного аукциона, согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, требованиям документации о таком аукционе.
По окончании срока подачи заявок до 09 часов 00 минут (время московское) 05.05.2017 подано 2 заявки от участников, с порядковыми номерами: 1,2. Комиссия рассмотрела данные заявки и приняла решение о допуске к участию в электронном аукционе закупки с порядковыми номером 1.
Согласно протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 10.05.2017 N 0128200000117003257 отказано в допуске участнику закупки с порядковым номером 2 в соответствии с Приложением N 2 к информационной карте, части 13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок - несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе (показатели товара не соответствует).
В Приложении N 2 к информационной карте в графе "дополнительные характеристики" указано следующее: "_ Форма выпуска: флаконы или бутылки из твердого полиэтилена (полиэтилена высокой плотности) или иного твердого материала, позволяющего сохранить статичную форму, позволяющую хранить их в шкафу в вертикальном положении, со шкалой в вертикальном положении, со шкалой объемов на боковой поверхности и двумя отдельными опечатанными портами в верхней части.***_ Поставка ПВХ флаконов (полипропиленовых) не допускается в связи с использованием для внутривенного введения совместно с раствором натрия хлорида нитроглицерина, вступающего с ПВХ в реакцию_".
В заявке участника N 2 указано следующее: "Форма выпуска: флаконы из полипропилена не содержащего ПВХ, (твердого материала, позволяющего сохранять статичную форму, позволяющую хранить флаконы в шкафу в вертикальном положении)_".
Таким образом, участником закупки указаны показатели товара не в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе.
На основании изложенного, представитель уполномоченного органа просит признать жалобу ООО "Валеофарм" необоснованной в полном объеме.
Представитель заказчика пояснил следующее.
Основное ограничение к форме выпуска товара, установленное в техническом задании (приложение N 2 к информационной карте) аукционной документации: отсутствие в составе материала, из которого изготовлена первичная упаковка (флакон или бутылка), поливинилхлорида (ПВХ), вступающего в реакцию с нитроглицерином, который добавляется в раствор натрия хлорида для назначения пациентам по показаниям.
При этом техническое задание не ограничивает материал, из которого могут быть произведены флаконы: "Форма выпуска: флаконы или бутылки из твердого полиэтилена (полиэтилена высокой плотности) или иного твердого материала".
Указание на полипропилен в скобках ("поставка ПВХ флаконов (полипропиленовых) не допускается") установлено, в связи с тем, что на момент утверждения документации по информации заказчик растворы выпускались в том числе полипропиленовых (мягких) упаковках с содержанием ПВХ (например, натрия хлорид производства ООО "Гротекс", Россия). Однако, впоследствии производитель изменил технологию производства, исключив из состава материала ПВХ (апрель 2017 года). Поскольку в своей аукционной заявке заявитель предлагает к поставке раствор в полипропиленовых флаконах без ПВХ, то заказчика считает, что предлагаемая форма выпуска соответствует требованиям технического задания аукционной документации.
Кроме того, согласно данных из государственного реестра лекарственных средств препарат с МНН "Натрия хлорид" выпускается в бутылках полиэтиленовых (N реестра 18622, производитель Б.Браун Медикал С.А., Испания; N 18684 производитель ООО "Фарма Интернейшинал Компания Россия-СНГ", Россия; N 18785 производитель ЗАО "ИСТ-ФАРМ", Россия; N 18942 производитель ОАО "ЮграФарм"), флаконах полиэтиленовых (N реестра 18641, производитель ООО "Гематек", Россия). Таким образом, требования к форме выпуска инфузионных растворов не ограничивают число потенциальных участников.
Также ни Законом о контрактной системе в сфере закупок N 44-ФЗ, ни Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющимся значимым для заказчика. Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, то есть действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые бы соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Требования аукционной документации не ограничивают число участников закупки и в связи с тем, что предметом электронного аукциона является поставка, а не производство (изготовление товара). Поставщиком медицинских препаратов может выступить любое физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию на соответствующий вид деятельности, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющее потребности заказчика. Извещение о проведении электронного аукциона также не содержит ограничений возможности участия в закупке только производителей, то есть участником закупки может стать любой участника. Данная позиция подтверждается решением Арбитражного суда Ставропольского края от 08.12.2015 по делу N А63-10333/2015.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается в участию в нем в случае не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В силу пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Приложением N 2 к информационной карте электронного аукциона на закупку растворов плазмозамещающих и перфузионных для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница N 4 г.Владимира" (графа "Дополнительные характеристики") установлено в том числе следующее требование к поставляемому товару: "_ Форма выпуска: флаконы или бутылки из твердого полиэтилена (полиэтилена высокой плотности) или иного твердого материала, позволяющего сохранить статичную форму, позволяющую хранить их в шкафу в вертикальном положении, со шкалой в вертикальном положении, со шкалой объемов на боковой поверхности и двумя отдельными опечатанными портами в верхней части.***_ Поставка ПВХ флаконов (полипропиленовых) не допускается в связи с использованием для внутривенного введения совместно с раствором натрия хлорида нитроглицерина, вступающего с ПВХ в реакцию_".
В заявке участника N 2 указано следующее: "Форма выпуска: флаконы из полипропилена не содержащего ПВХ, (твердого материала, позволяющего сохранять статичную форму, позволяющую хранить флаконы в шкафу в вертикальном положении)_".
Таким образом, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий, правомерно отказала в доступе к участию в электронном аукционе заявке ООО "Валеофарм" в силу несоответствия требованиям аукционной документации.
Кроме того, в результате проведенной внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусматривает, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Как следует из представленных заказчиком пояснений и документов, установление определенных требований к товару обусловлено потребностями заказчика, в частности отсутствием в составе материала из которого изготовлена первичная упаковка (флакона или бутылка), поливинилхлорида (ПВХ), что может повлиять на качество оказания медицинской помощи пациентам.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, заявитель жалобы не представил.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия не усматривает в положениях документации об электронном аукционе на закупку растворов плазмозамещающих и перфузионных для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница N 4 г.Владимира" нарушений законодательства в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Валеофарм" (г.Воронеж) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на закупку растворов плазмозамещающих и перфузионных для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница N 4 г.Владимира" (извещение N 0128200000117003257) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 26 мая 2017 г. N Г 475-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2017