Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 мая 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Сити-Строй" (далее - Заявитель) на действия Комитета "Муниципальное хозяйство" администрации Ильинского муниципального района Пермского края (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги "Заполье-Октябрьский" (изв. N 0356300037517000016),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300037517000016 Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт автомобильной дороги "Заполье-Октябрьский" (далее - Аукцион).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.03.2017 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 11 588 254,14 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 19.05.2017 г.;
Объект закупки, как указано выше, ремонт автомобильной дороги "Заполье-Октябрьский".
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.2 ст.31 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 названной статьи).
Согласно ч.4 ст.31 Закона о закупках, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99) предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (приложение N 1 к постановлению N 99), в частности, при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Таким образом, с учетом объекта закупки (код по ОКПД2, согласно извещению, 42.11.10.120), с учетом начальной (максимальной) цены контракта, Заказчик обязан установить указанное выше требование.
Так, в п.3 Раздела 6 информационной карты аукционной документации Заказчиком установлено аналогичное требование.
В Постановлении N 99 определен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям. Так, Заказчик обязан установить требование о предоставлении следующих документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В пп.2.7 п.2 Раздела 8 информационной карты аукционной документации указано, что вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона дополнительным требованиям установленным пунктом 3 раздела 6:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком надлежащим образом установлены требования о наличии опыта и о предоставлении подтверждающих документов.
Таким образом, в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не имеется.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пп.6 п.3 Раздела 8 информационной карты аукционной документации установлено, что показатели, характеризующие товар, используемый при выполнении работы, должны соответствовать, установленным в приложении 2 Главы V "Техническое задание" (далее - Техническое задание, ТЗ).
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следовало указать помимо согласия участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Техническом задании.
Как указано выше, согласно требованиям Закона о закупке, документация об электронном аукционе должна содержать технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы, в том числе, товара, предлагаемого для использования при выполнении работ, установленным Заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения, значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ.
Так, в п.9 ТЗ указано, что смесь песчано-гравийная природная по ГОСТ 23735-2014, морозостойкость гравийной составляющей должна быть не ниже F50 по ГОСТ 8267-93.
Согласно п.4.4.1 ГОСТ 23735-2014 к показателям свойств гравийной составляющей относят:
- зерновой состав (по требованию потребителя);
- прочность гравия;
- содержание зерен слабых пород;
- морозостойкость;
- содержание пылевидных и глинистых частиц;
- содержание глины в комках;
- минералого-петрографический состав.
В п.4.6 ГОСТ 8267-93 указано, что морозостойкость щебня и гравия характеризуют числом циклов замораживания и оттаивания, при котором потери в процентах по массе щебня и гравия не превышают установленных значений.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что установленное требование морозостойкости не противоречит указанным выше стандартам.
Таким образом, в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не имеется.
В п.11 ТЗ указано, что наличие во флюсе: зерен размером, превышающим 2,50 мм, не более 3% от его массы, зерен размером менее 0,25 мм - не более 3% от его массы, при этом установлен ГОСТ 9087-81.
В п.2.5 ГОСТ 9087-81 размеры зерен флюса должны соответствовать приведенным в табл.3.
Таблица 3
|
|
Марка флюса |
Размеры зерен, мм |
ОСЦ-45П, АН-20П, АН-60 |
0,35-4,00 |
АН-348-А, АН-348-В, ОСЦ-45, АН-18 |
|
АН-20С, АН-26П, АН-26СП, АН-42 |
0,25-2,80 |
АН-65 |
0,35-2,50 |
АН-8, АН-15-М, АН-17-М, АН-22, АН-26С, АН-43, АН-47 |
0,25-2,50 |
АН-348-АМ, АН-348-ВМ, ОСЦ-45-М, АН-20 СМ, ФЦ-9 |
0,25-1,60 |
Примечания: 1. Не допускается наличие во флюсе: зерен размером, превышающим соответственно 1,6; 2,5; 2,8; 4,0 мм, в количестве более 3% от его массы, зерен размером менее соответственно 0,25 и 0,35 мм - более 3% от его массы. 2. По согласованию изготовителя с потребителем допускается изготовлять флюс с размером зерен менее 0,25 мм. 3. По согласованию изготовителя с потребителем допускается изготовлять флюс марки АН-348-А с размером зерен 0,35-2,80 мм, флюсы марок АН-17-М и АН-43 с размером зерен 0,25-1,60 мм.
На основании указанного выше пункта ГОСТ 9087-81 следует, что во флюсе допускается наличие зерен размером, превышающим соответственно 1,6; 2,5; 2,8; 4,0 мм, в количестве не более 3% от массы от его массы, зерен размером менее соответственно 0,25 и 0,35 мм - не более 3% от его массы.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в п.11 ТЗ установленные Заказчиком требования к показателю наличие во флюсе не противоречат ГОСТ 9087-81. Следовательно, в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не имеется.
В п.12 ТЗ указано, что размер знаков: 200-350 мм х 300-450, знак 6.13, при этом установлен ГОСТ Р 52290-2004.
В таблице Д.8 ГОСТ Р 52290-2004 указано следующее:
Размеры в миллиметрах
Номер знака |
Типоразмер |
H |
В |
6.13 |
II |
200 |
300 |
|
III |
350 |
450 |
Исходя из указанного выше положения ГОСТ Р 52290-2004 следует, что знаки 6.13 бывают лишь двух размеров, при этом, в п.12 ТЗ указан диапазон знаков (200-350 мм х 300-450), что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку, спорное требование допускает указание размеров знака, которые будут соответствовать аукционной документации, однако будут противоречит стандарту (например: 250 х 350 мм).
В пп.8.4 п.3 Раздела 8 информационной карты аукционной документации установлено, что в иных случаях, при указании конкретных показателей товаров, использование слов "не более", "не менее", "выше", "ниже", "от", "до", "или", знак тире и т.п. не допускается.
Вместе с тем, изучив инструкцию по заполнению заявок, с учетом указанного выше пункта инструкции по заполнению заявок, Комиссия пришла к выводу, что аукционная документация не содержит инструкций, как необходимо указывать значения показателей, при описании которых используется знак тире.
Таким образом, в действиях Заказчика имеются нарушения пунктов 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 22.05.2017 г. на участие в электронном аукционе поступило 11 заявок, 3 участника закупки допущены к участию в электронном аукционе. Из анализа протокола следует, что выявленные нарушения положений аукционной документации не повлияли на результат электронного аукциона. Допущенные Заказчиком нарушения Закона о закупках не создали препятствий для подачи заявок на участие в электронном аукционе и не привели в результате к нарушению прав и законных интересов участников закупки.
С учетом п.3.36 Административного регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сити-Строй" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги "Заполье-Октябрьский" (изв. N 0356300037517000016) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 мая 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2017