Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 мая 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ПАО СК "Росгосстрах" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0856100000217000034),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N0856100000217000034, Заказчиком проводился открытый конкурс на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке от 12.05.2017 г., заявки участников закупки, в частности, ОАО "АльфаСтрахование" и САО "ВСК" признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.
Заявитель полагает, что Конкурсная комиссия незаконно признала заявки указанных участников закупки соответствующими требованиям конкурсной документации.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В силу ч. 3 ст. 53 Закона о закупках конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В ч.5 ст.53 Закона о закупках обозначено, что Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия (ч.7 названной статьи).
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Положениями ст. 51 Закона о закупках предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно ч. 2 которой, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
Аналогичное требование установлено Заказчиком в пп. 1.1.3 п. 2 Раздела 7 конкурсной документации.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
В силу ч.5 ст.53 Закона о закупках, конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Информационной карте конкурсной документации.
Критерием, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 80 %), является "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия - 10 %).
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным Конкурсной документацией, определяется как сумма средних арифметических оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей. Количество набранных баллов должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости.
1) Для оценки заявки на участие в конкурсе по данному показателю каждой заявке выставляется значение от 0 до 25 баллов.
Наличие собственной круглосуточной диспетчерской службы. Количество баллов по данному критерию равно: есть - 25 баллов, нет - 0 баллов.
2) Для оценки заявки на участие в конкурсе по данному показателю каждой заявке выставляется значение от 0 до 25 баллов.
Закрепление персонального менеджера для решения всех возникающих вопросов по исполнению контракта. Количество баллов по данному критерию равно: есть - 25 баллов, нет - 0 баллов.
3) Для оценки заявки на участие в конкурсе по данному показателю каждой заявке выставляется значение от 0 до 50 баллов.
Ежемесячное предоставление отчетов о ходе исполнения государственного контракта в срок до 10 числа месяца следующим за отчетным месяцем (по форме N 4, содержащейся в главе III. Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки). Количество баллов по данному критерию равно: есть - 50 баллов, нет - 0 баллов.
В приложении N1 к заявке на участие в конкурсе Заказчиком установлено, в том числе, следующее:
Ежемесячное предоставление отчетов о ходе исполнения государственного контракта в срок до 10 числа месяца следующий за отчетным месяцем (по форме N 4, содержащейся в главе III. Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки) - Да/нет (указать).
Форма N4, в свою очередь, содержит следующие формы: "О ходе исполнения государственного контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств N___ от ______ 201_ г. за отчетный месяц ________ 201_ г. (нарастающим итогом)", "Сведения о застрахованных транспортных средствах с разбивкой по категориям", "Форма отчета о страховых случаях по транспортным средствам ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Пермскому краю" (нарастающим итогом) за ______ месяц 2017 г."
При этом, Комиссией установлено, что согласно п. 4.1.6 проекта контракта, Страховщик обязан выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Контрактом и законодательством Российской Федерации. Обеспечить при необходимости (в зависимости от предложений, указанных в заявке победителя)
-предоставление отчетов Страхователю в срок до 10 числа месяца следующий за отчетным месяцем (по формам, содержащимся в Приложениях N 2, N 3, N 4 к настоящему Контракту).
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснила, что при исполнении контракта, исполнителю необходимо предоставить отчеты, указанные в составе конкурсной заявки. Вместе с тем, Комиссия поясняет, что формой заявки не предусмотрено предоставление сведений об отчетах по формам, содержащимся в приложениях N2, N3, N4, а предусмотрена возможность предоставления отчета только по форме N4, содержащейся в главе III конкурсной документации.
С учетом изложенного Комиссия пришла к выводу, что требования Приложения N1 и проекта контракта вводят участников закупки в заблуждение, в связи с чем, в действиях Заказчика имеется нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках.
В указанных действиях должностного лица Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Комиссией установлено, что в заявке ОАО "АльфаСтрахование" указано следующее: "Ежемесячное предоставление отчетов о ходе исполнения государственного контракта в срок до 10 числа месяца следующий за отчетным месяцем (по всем формам, указанным в конкурсной документации и проекте контракта) - Да".
САО "ВСК" в своей заявке указало: "Ежемесячное предоставление отчетов о ходе исполнения государственного контракта в срок до 10 числа месяца следующий за отчетным месяцем (по форме N 4, содержащейся в главе III, а также по формам, содержащимся в Приложениях N2, N3, N4 к государственному контракту) - Да".
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 12.05.2017 г. всем упомянутым участникам, в том числе подателю жалобы по оспариваемому критерию присвоено 50 баллов, то есть все участники находились в равных условиях, нарушение прав и законных интересов не допущено. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что нарушение п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в действиях Заказчика не повлияло на результат рассматриваемой закупки.
Комиссия отмечает, что с учетом того, каким образом установлены требования конкурсной документации и что указано участниками закупки в заявках, а также с учетом того, что предоставленные сведения относятся к критериям оценки заявки и не могут являться основанием для отклонения заявки на участие в открытом конкурсе, в действиях Конкурсной комиссии нарушения требований Закона о закупках отсутствуют. Иное не доказано.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО СК "Росгосстрах" на действия Конкурсной комиссии ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0856100000217000034) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Предписание не выдавать, так как выявленное нарушение Закона о закупках не повлияло на результат Закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 мая 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2017