Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 мая 2017 г. N 592
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере контроля закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.С. Зыряновой, главного специалиста-эксперта, рассмотрев жалобу ООО "Сиббазисстрой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "На выполнение работ по капитальному ремонту помещений прокуратуры г. Сосновоборска, расположенных по адресу: Красноярский край, г. Сосновоборск, ул. Солнечная, 3" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Сиббазисстрой" на действия аукционной комиссии (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
В связи с отсутствием возражений от сторон, заседание проходило в отношении рассмотрения жалоб ООО "СпецСтройРегион", ООО "А7", ООО "Строительные технологии", ООО "Молот", ООО "Сиббазисситрой" совместно.
На рассмотрении жалобы присутствовали:
- представители заказчика: Колпакова Ирина Сергеевна (доверенность от 17.05.2017), Неводничая Маргарита Михайловна (доверенность от 17.05.2017).
Существо жалобы: нарушение порядка рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
Из содержания жалобы ООО "Сиббазисстрой" следует, что, по мнению подателя жалобы, аукционной комиссией был нарушен порядок рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, поскольку электронной комиссией неправомерно принято решение об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе.
В адрес Комиссии Красноярского УФАС России также поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик не согласен с доводами подателя жалобы и считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения процедуры электронного аукциона.
Предметом контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион, является капитальный ремонт помещений прокуратуры г. Сосновоборска, расположенных по адресу: Красноярский край, г. Сосновоборск, ул. Солнечная, 3.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Частью 2 указанной статьи также установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация о проведении электронного аукциона содержит требования к материалу, используемому при выполнении работ. Кроме того, документация о проведении электронного аукциона содержит инструкцию по заполнению заявок на участие в электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Документацией о проведении электронного аукциона установлены требования к содержанию в том числе первой части заявки на участие в электронном аукционе, а именно: в соответствии с информационной картой первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом при формировании документации о закупке заказчик обязан устанавливать требования к используемым материалам в соответствии с положениями действующего законодательства о стандартизации.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного закона, требованиям документации о таком аукционе.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе ООО "Сиббазисстрой" было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
При проведении проверки доводов подателя жалобы и внеплановой проверки Комиссией Красноярского УФАС России было установлено следующее.
Аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе в связи с несоответствием указанных в составе заявки на участие в электронном аукционе сведений об используемом товаре требованиям документации о проведении электронного аукциона по позициям 12, 29, 30,17, 33
При этом по позиции 17, 33 аукционная комиссия пришла к выводу о том, что участником электронного аукциона указаны неконкретные характеристики предлагаемого товара, а именно указано - "условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4)". По мнению аукционной комиссии, указанием участником закупки слова "или" означает предоставлением им неконкретных значений показателя товара.
Комиссия Красноярского УФАС России считает указанный вывод аукционной комиссии неправомерным, поскольку указание слов "или", которые содержатся в наименовании показателей товара, установленного в соответствии с положениями ГОСТ 7931-76, ГОСТ 10503-71, не могут считаться предоставлением неконкретных значений, так как к значениям не относятся.
При анализе заявки на участие в электронном аукционе по позиции 8, 9 аукционной комиссией принято решение о признании заявки не соответствующей, поскольку предоставленные сведения не соответствуют требованиям ГОСТ 6141-91, в соответствии с которым размер плитки должен быть равным 200*200. При анализе указанного довода аукционной комиссии Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о его несостоятельности по следующим причинам.
В соответствии с требованиями документации о проведении электронного аукциона заказчику необходима плитка с размерами не более 200*300. В соответствии с положениями ГОСТ 6141-91 по заказу может быть изготовлена плитка любых размеров.
Таким образом, указание участником закупки на значение размера плитки 200*300 будет являться соответствующим требованиям документации о проведении электронного аукциона.
Аукционной комиссией также был сделан вывод о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям документации о проведении электронного аукциона по позиции 29, 30 в связи с тем, что участником электронного аукциона указаны неконкретные характеристики предлагаемого товара, а именно указано - "относительное удлинение шва или наплавленного металла". По мнению аукционной комиссии, указанием участником закупки слова "или" означает предоставлением им неконкретных значений показателя товара.
Комиссия Красноярского УФАС России считает указанный вывод аукционной комиссии неправомерным, поскольку указание слов "или", которые содержатся в наименовании показателей товара, установленного в соответствии с положениями ГОСТ, не могут считаться предоставлением неконкретных значений, так как к значениям не относятся.
Таким образом, аукционной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки ООО "Сиббазисстрой" не соответствующей требованиям документации о проведении электронного аукциона.
Из анализа положений документации о проведении электронного аукциона следует, что участники электронного аукциона при подаче заявки на участие в нем, должны были в составе первой части заявки предоставить конкретные показатели материалов, соответствующие значениям, установленным заказчиком.
При этом в соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в электронном аукционе значения показателей, предоставляемые участниками закупки, должны удовлетворять требованиям соответствующих ГОСТ.
В числе прочих, заказчиком были установлены требования к товару по позициям 23, 24, а именно: "Кабель силовой" с установлением значения параметра допустимая токовая нагрузка и сечением жил 2,5 мм.
ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. общие технические условия" содержит требования к допустимым токовым нагрузкам (таблица 19).
Проанализировав положения документации о проведении электронного аукциона, а также их соответствие требованиям ГОСТ 31996-2012, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о несоответствии документации требованиям действующего законодательства о стандартизации, что является нарушением требований статьи 33 Закона о контрактной системе. Кроме того, установленные таким образом значения показателя позволяют участникам закупки предложить к использованию товар, соответствующие по значению допустимой токовой нагрузки, но не соответствующие требованиям указанного ГОСТ для требуемого сечения жил.
Таким образом, при установлении положений документации о проведении электронного аукциона заказчиком были нарушены требования статьей 64, 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сиббазисстрой" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать заказчика нарушившим требования статей 33, 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику предписание об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в документацию о проведении электронного аукциона. С этой целью аукционной комиссии, оператору электронной площадки отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона; заказчику продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова
Е.С. Зырянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 мая 2017 г. N 592
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2017