Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 мая 2017 г. N 670
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере контроля закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта, Е.С. Зыряновой, главного специалиста-эксперта, рассмотрев жалобу ООО "Строймастер" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N ЭА 9473/16 "Устройство искусственного электроосвещения на автомобильной дороге Подъезд к аэропорту Емельяново г. Красноярска в Емельяновском районе Красноярского края. I и III этапы строительства" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Строймастер" на действия заказчика, уполномоченного органа при установлении положений документации о проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрении жалобы присутствовали:
- представители заказчика: Скрипкин Виктор Геннадьевич (доверенность N 101 от 12.12.2016),
- представитель уполномоченного органа: Шерпак Егор Викторович (доверенность от 10.01.2017),
- представитель подателя жалобы ООО "Строймастер": Зверева Татьяна Олеговна (доверенность от 22.03.2017).
Существо жалобы: нарушение порядка рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
Из содержания жалобы ООО "Строймастер" следует, что, по мнению подателя жалобы, аукционной комиссией принято неправомерное решение о признании заявки ООО "Строймастер" не соответствующей требованиям документации о проведении электронного аукциона, поскольку в составе заявки на участие в электронном аукционе содержались все сведения и документы, требуемые документацией о проведении электронного аукциона.
В адрес Комиссии Красноярского УФАС России также поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик не согласен с доводами подателя жалобы и считает жалобу необоснованной.
Также в адрес Комиссии Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения уполномоченного органа, из которых следует, что уполномоченный орган считает доводы жалобы обоснованными.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком, уполномоченным органом были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения процедуры электронного аукциона.
Предметом контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион, является устройство искусственного электроосвещения на автомобильной дороге Подъезд к аэропорту Емельяново г. Красноярска в Емельяновском районе Красноярского края. I и III этапы строительства.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) названного закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации в случае проведения электронного аукциона, предметом которого является "Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей" к участникам закупки устанавливается требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. В подтверждение соответствия указанному требованию участник закупки в составе заявки должен предоставить следующие документы:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с указанным требованием законодательства заказчиком, уполномоченным органом были установлены соответствующие требования к участникам закупки и к содержанию заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно положениям информационной карты вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям":
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Участник электронного аукциона - ООО "Строймастер" подал заявку на участие в электронном аукционе.
По итогам рассмотрения второй части заявки ООО "Строймастер" аукционной комиссией принято решение о признании заявки не соответствующей требованиям документации о проведении электронного аукциона со следующим обоснованием:
"Непредставление документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, несоответствие указанных документов и информации требованиям, установленным документацией об аукционе, наличие в указанных документах недостоверной информации об участнике аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (Отклонен по п.1, п.2 ч.6 ст.69 44-ФЗ)
В соответствии с требованиями аукционной документации (разделы "Информационная карта", "Инструкция по заполнению заявки"), заявка участника должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки ука-занным дополнительным требованиям": копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (до-кументы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.05.2013 N44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
- взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Обществом с ограниченной ответственностью "Строймастер" не была представлена копия договора в полном объеме, а именно не представлено соглашение о расторжении N123 от 29.12.2016 г., которое является неотъемлемой частью представленного контракта. Таким образом, Заявка на участие в электронном аукционе Общество с ограниченной ответственностью "Строймастер" признается несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе ("Информационная карта", "Инструкция по заполнению заявки") на основании: непредставления документов, которые предусмотрены частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.05.2013 N44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с 2 статьи 31 настоящего Федерального закона".
Проанализировав и сопоставив положения документации о проведении электронного аукциона, содержание заявки ООО "Строймастер" на участие в электронном аукционе, а также выводы аукционной комиссии по результатам рассмотрения заявки ООО "Строймастер", Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для признания заявки не соответствующей требованиям документации о проведении электронного аукциона по следующим причинам.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 названного закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного закона.
В составе заявки в качестве документов, подтверждающих опыт исполнения контракта, ООО "Строймастер" предоставило следующие документы:
- В состве второй части заявки на участие вэлектронном аукционе ООО "Строймастер" предоставило следующие документы:
- копию муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад по ул. Полтавская (в районе жилого дома по ул. Полтавская, 34)" в г. Красноярске N 77 от 29 мая 2015 года (далее - муниципальный контракт) со всеми приложениями в полном объеме. Цена муниципального контракта составила 96 098 199 рублей 71 копейка;
- копию дополнительного соглашения к муниципальному контракту N 101 от 03 июля 2015 года;
- копию дополнительного соглашения к муниципальному контракту N 131 от 11 сентября 2015 года с приложением N 1 к указанному дополнительном соглашению. Цена муниципального контракта составила 96 271 753 рубля 90 копеек;
- копию дополнительного соглашения к муниципальному контракту N 179 от 08 декабря 2015 года с приложением N 1 к указанному дополнительном соглашению. Цена муниципального контракта составила 98 755 603 рубля 70 копеек;
- копию дополнительного соглашения к муниципальному контракту N 49 от 16 июня 2016 года.
- копии актов приемки выполненных работ.
Аукционной комиссией при рассмотрении заявки ООО "Стромастер" было принято во внимание, что в реестре контрактов, опубликованном в единой информационной системе закупок, в информации об исполнении вышеуказанного муниципального контракта содержится также соглашение о расторжении муниципального контракта. Из указанного соглашения следует, что контракт был расторгнут по соглашению сторон в связи с его исполнением и отсутствием необходимости продолжения работ.
По мнению аукционной комиссии, указанное соглашение должно было быть предоставлено в составе заявки, поскольку является его неотъемлемой частью.
Указанный вывод комиссии противоречит фактическим обстоятельствам, поскольку из указанного соглашения не следует, что оно является неотъемлемой частью муниципального контракта, а также нормам законодательства, поскольку соглашение о расторжении контракта не является соглашением о его изменении.
Таким образом, вывод аукционной комиссии о том, что предоставленные в составе заявки ООО "Строймастер" на участие в электронном аукционе, документы об исполнении контракта представлены не в полном объеме является несостоятельным.
Также Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации, а также документация о проведении электронного аукциона устанавливает обязанность о наличии контракта и актов выполненных работ в привязке к стоимости контракта, а не цены контракта (стоимость работ по контракту может отличаться от общей цены контракта, поскольку в предмете контракта могут быть включены работы и расходы, не входящие в группу соответствующих работ строительных, например, страхование объекта капитального строительства, стоимость оборудования и т.д).
Указанное также отмечено в Письме Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", согласно которому: "при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1 к постановлению N 99, участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:
участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;
участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.
Таким образом, участник закупки обязан предоставить подтверждение исполнения контракта именно на выполнение строительных работ стоимостью не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Копиями актов выполненных работ подтверждены сведения об исполнении контракта.
На основании изложенного, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о наличии в составе заявки на участие в электронном аукционе документов (актов), подтверждающих стоимость исполненного контракта на выполнение строительных работ, так как стоимость выполненных строительных работ и подтвержденных актами приемки составляет более 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Следовательно, признание заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям документации о проведении электронного аукциона, является необоснованным.
Таким образом, аукционной комиссией при проведении электронного аукциона нарушены положения статьи 69 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строймастер" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии предписание об устранении выявленного нарушения путем повторного рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе. С этой целью аукционной комиссии отменить протокол рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 19.05.2017.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении членов аукционной комиссии.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.М. Хоменко
Е.С. Зырянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 мая 2017 г. N 670
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2017