Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 мая 2017 г. N 662
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Проект" (далее - ООО "Проект", податель жалобы) на действия аукционной комиссии государственного заказчика - Федерального казённого учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Сибирского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Закупка бумаги для офисной техники" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319100030417000016, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России 22.05.2017 поступила жалоба ООО "Проект" на действия аукционной комиссии при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: принятие аукционной комиссией неправомерного решения об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, аукционной комиссии, государственного заказчика - Федерального казённого учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Сибирского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - заказчик), оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Аукционной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представитель аукционной комиссии и заказчика - Абдиряев О.В. (доверенность N 69-1-65 от 25.05.2017, удостоверение личности).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что по результатам рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией заказчика отказано подателю жалобы (заявка N 3) в допуске к участию в электронном аукционе. В качестве обоснования отказа указано следующее: "по причине отсутствия в первой части заявки указания на товарный знак либо фирменное наименование предлагаемого к поставке товара и наименование производителя, чем нарушены требования п.п.б п.1 ч.3 ст.66 44-ФЗ".
Податель жалобы считает такой отказ в допуске к участию в электронном аукционе неправомерным, действия аукционной комиссии - незаконными, поскольку первая часть его заявки содержала все необходимые конкретные показатели предлагаемого товара и соответствовала положениям документации об электронном аукционе.
Податель жалобы отметил, что Закон о контрактной системе обязывает участника аукциона указывать товарный знак, фирменное наименование предлагаемых к поставке товаров только при его наличии, отсутствие такого указания в заявке общества не свидетельствует о безусловном нарушении им данного требования.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что он не согласен с доводом подателя жалобы, так как решение аукционной комиссии об отказе в ему допуске к участию в электронном аукционе является законным и обоснованным, поскольку в первой части заявки на участие в электронном аукционе податель жалобы нарушил требований подпункта б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно, не указан товарный знак и фирменное наименование, а при их отсутствии - не представлена информация об их отсутствии - "товарный знак отсутствует", "фирменное наименование отсутствует". В своих пояснениях заказчик приводит нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, из которых делает вывод о том, что фирменным наименованием может обладать только юридическое лицо, право на использование фирменного наименования физическими лицами законодательством РФ не предусмотрено, и в следствие данного вывода заказчик считает, что если предполагаемый к поставке товар был произведен юридическим лицом, то первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указание на фирменное наименование. При этом заказчик полагает, что предлагаемый в первой части заявки участника электронного аукциона производится только юридическими лицами.
Помимо указанного заказчик в своих письменных пояснениях указал, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе подателя жалобы содержала декларацию о том, что поставляемый товар соответствует требованиям государственных стандартов и технических условий и у подателя жалобы есть в наличии соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие качество и безопасность товара. В связи с этим заказчик полагает, что предложенный подателем жалобы товар имеет сертификат соответствия или сертификат качества, где обязательно указывается помимо прочей информации наименование продукции, а также название и адрес производителя продукции. Кроме того, заказчик ссылается на требования ГОСТ 489-88 "Бумага копировальная. Технические условия", в соответствии с которыми на коробке копировальной бумаги должен иметься бумажный ярлык, на котором должны быть обозначены помимо прочего наименование предприятия-изготовителя, его товарный знак и почтовый адрес, наименование продукции, ее марка.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки заказчиком должно носить объективный характер. В описании объекта закупки заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Комиссией установлено, что пунктом 1.3.3 раздела 1 части I "Инструкция для участников аукциона в электронной форме" аукционной документации предусмотрены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, в том числе, заказчиком указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В пункте 18 раздела 2 части I "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации, поименованном как "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме" указано, что заявка на участие в аукционе, которую представляет участник размещения заказа, должна быть подготовлена в соответствии с требованиями, представленными в пункте 1.3.3 Раздела 1 аукционной документации.
Из пункта 6 раздела 2 части I "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации следует, что описание объекта закупки, количество поставляемого товара изложено заказчиком в Техническом задании.
Исследовав содержание части II "Техническое задание" аукционной документации (далее - Техническое задание), Комиссия установила предъявление следующих требований к товарам, являющимся объектом закупки:
N п/п |
Наименование товара |
Характеристики товара |
Ед. изм. |
Количество |
1 |
Бумага для офисной техники ф. А3 |
Формат (размер): А3 (420*297 мм) Цвет: белый Плотность: не менее 80 гр/м Белизна: не менее 146 % Непрозрачность - не менее 85 % Яркость - не менее 94 % Класс: С Количество листов в пачке: не менее 500 листов |
пачка |
25 |
2 |
Бумага для офисной техники ф. А4 |
Формат (размер): А4 (297*210 мм) Цвет: белый Плотность: не менее 80гр/м Белизна: не менее 146 % Непрозрачность - не менее 85 % Яркость - не менее 94 % Класс: С Количество листов в пачке: не менее 500 листов |
пачка |
350 |
Так же в Описании объекта содержатся следующие требования: "Поставляемый Товар должен отвечать установленным в настоящем разделе требованиям (т.е. техническим параметрам и общим требованиям). Поставляемый Товар должен соответствовать требованиям государственных стандартов и технических условий. Наличие соответствующих сертификатов, технических паспортов и других документов, удостоверяющих их качество и безопасность обязательно. Товар должен быть новым, ранее не бывшим в употреблении. Товар должен быть соответствующим образом упакован".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.05.2017 на участие в электронном аукционе подано пять заявок. Участники электронного аукциона, подавшие заявки NN 1, 2, 6, допущены к участию в электронном аукционе. Участникам электронного аукциона, подавшим заявки NN 3, 5, отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине отсутствия в первой части заявки указания на товарный знак либо фирменное наименование предлагаемого к поставке товара и наименование производителя, чем нарушены требования подпункта б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Исследовав содержание первой части заявки подателя жалобы (заявка N 3), Комиссия установила, что указанным участником закупки было осуществлено следующее предложение:
N п/п |
Наименование товара |
Характеристики товара |
Ед. изм. |
Количество |
1 |
Бумага для офисной техники ф. А3
Страна происхождения: РОССИЯ |
Формат (размер): А3 (420*297 мм) Цвет: белый Плотность: 80 гр/м Белизна: 146 % Непрозрачность - 91 % Яркость - 95 % Класс: С Количество листов в пачке:500 листов |
пачка |
25 |
2 |
Бумага для офисной техники ф. А4
Страна происхождения: РОССИЯ |
Формат (размер): А4 (297*210 мм) Цвет: белый Плотность: 80гр/м Белизна: 146 % Непрозрачность - 91 % Яркость - 95 % Класс: С Количество листов в пачке:500 листов |
пачка |
350 |
Также в заявке подателя жалобы указано: "Поставляемый Товар отвечает установленным в настоящем разделе требованиям (т.е техническим параметрам и общим требованиям). Поставляемый Товар соответствует требованиям государственных стандартов и технических условий. Наличие соответствующих сертификатов, технических паспортов и других документов, удостоверяющих их качество и безопасность обязательно. Товар является новым, ранее не бывшим в употреблении. Товар соответствующим образом упакован".
Установив вышеуказанные обстоятельства, приняв во внимание положения Технического задания, пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к выводу о том, что в первой части заявки подателя жалобы была представлена предусмотренная частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе информация о конкретных показателях предлагаемого товара, соответствующая значениям, установленным аукционной документацией, а также наименование страны происхождения товаров. Товарный знак, фирменное наименование, наименование производителя предлагаемых к поставке товаров в заявке подателем жалобы указаны не были.
При этом из положений части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе следует, что указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы указываются участником электронного аукциона в заявке на участие в таком аукционе только при их наличии. Предоставление в заявке сведений о наименовании производителя предлагаемого к поставке товара Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Также Законом о контрактной системе не предусмотрено указание в заявке информации "товарный знак отсутствует", "фирменное наименование отсутствует" в случае отсутствия товарного знака, фирменного наименования.
Комиссия отмечает, что аукционной комиссией и заказчиком не представлены доказательства того, что товары, предложенные подателем жалобы в первой части заявки на участие в электронном аукционе, имеют товарный знак либо фирменное наименование.
Довод заказчика о том, предложенный подателем жалобы товар имеет сертификат соответствия или сертификат качества, где обязательно указывается помимо прочей информации наименование продукции, а также название и адрес производителя продукции, не принимается Комиссией, поскольку такие сертификаты заказчиком представлены не были.
Ссылки заказчика на положения Гражданского кодекса Российской Федерации и ГОСТ 489-88 "Бумага копировальная. Технические условия" Комиссией отклоняются, поскольку данные документы не подтверждают факт того, что подлежащий поставке товар (бумага для офисной техники) производится исключительно юридическими лицами и обязательно должен иметь товарный знак, фирменное наименование. Кроме того сам по себе ГОСТ не может рассматриваться как акт, устанавливающий обязанность производителей иметь товарный знак.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае содержание первой части заявки, в которой отсутствовало указание на товарный знак, фирменное наименование и наименование производителя предлагаемых для поставки товаров, не противоречит положениям Закона о контрактной системе и не может расцениваться как нарушение требований данного Закона.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривает следующие основания для отказа в допуске участнику электронного аукциона к участию в нем:
1) непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В результате сопоставления сведений аукционной документации, первой части заявки подателя жалобы (заявка N 3), протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.05.2017, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционной комиссией было принято неправомерное решение об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе по причине отсутствия в первой части заявки указания на товарный знак либо фирменное наименование предлагаемого к поставке товара и наименование производителя, сделан неверный вывод о нарушении подателем жалобы требования подпункта б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку в силу требований Закона о контрактной системе товарный знак, фирменное наименование предлагаемого к поставке товара указываются участником электронного аукциона в заявке на участие в таком аукционе только при их наличии, предоставление в заявке сведений о наименовании производителя предлагаемого к поставке товара Законом о контрактной системе вовсе не предусмотрено.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях аукционной комиссии по отказу подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе присутствует нарушение требований части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Комиссия установила, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.05.2017 участнику электронного аукциона, подавшему заявку N 5, отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине отсутствия в первой части заявки указания на товарный знак либо фирменное наименование предлагаемого к поставке товара и наименование производителя, чем нарушены требования подпункта б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, то есть по причине, аналогичной причине отказа в допуске к участию в электронном аукционе подателю жалобы.
Следовательно, аукционной комиссией допущены нарушения требований части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе под номерами 3 и 5.
Кроме того, при формировании аукционной документации заказчиком сформулированы требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе с нарушением требований части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку заказчик безальтернативно установил, что заявка должна содержать указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы. В то же время часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусматривает, что данные сведения указываются в первой части заявки на участие в электронном аукционе при наличии.
Указанные действия заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Проект" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать заказчика нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем повторного рассмотрения первых частей заявок N 3 и N 5, поданных на участие в электронном аукционе. С этой целью аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов электронного аукциона от 16.05.2017, Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.05.2017.
5. Передать материалы по жалобе ООО "Проект" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении членов аукционной комиссии, должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.М. Хоменко |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 мая 2017 г. N 662
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2017