Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 30 мая 2017 г. N 693
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "КрасМол" (далее - ООО "КрасМол", податель жалобы) на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения, выступающего в качестве организатора совместной закупки - Муниципального казенного учреждения "Центр муниципальных закупок, поддержки предпринимательства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления г. Зеленогорска" (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного электронного аукциона "Приобретение продуктов питания: молоко коровье и молочные продукты, масло сливочное" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0819300038017000034, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 24.05.2017 поступила жалоба ООО "КрасМол" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: принятие аукционной комиссией неправомерного решения об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, аукционной комиссии, уполномоченного учреждения, выступающего в качестве организатора совместной закупки - Муниципального казенного учреждения "Центр муниципальных закупок, поддержки предпринимательства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления г. Зеленогорска" (далее - уполномоченное учреждение), оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Аукционной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы - Чупров С.П. (доверенность от 30.05.2017, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного учреждения и аукционной комиссии - Глазунова К.А. (доверенность от 25.01.2017, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, подателем жалобы была подана заявка на участие в электронном аукционе (заявка N 3). В адрес подателя жалобы поступило письмо следующего содержания: "Ваша заявка на участие в аукционе "Приобретение продуктов питания: молоко коровье и молочные продукты, масло сливочное" (0819300038017000034), время проведения: 15.05.2017 05:00 - отклонена, номер регистрационной заявки: 3. Обоснование отказа: Не предоставление информации предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно: строкой "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе" документации об электронном аукционе установлено требование к содержанию первой части заявки "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара". В заявке участника наименование страны происхождения товара не указано".
Податель жалобы считает, что требования части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе необходимо соблюдать только в случае заключения контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар. В то же время предметом электронного аукциона являются молочные продукты, которые являются товарами, поставляемыми не для использования, а для потребления, в процессе же потребления товара невозможно нарушить права на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На основании указанных обстоятельств податель жалобы считает, что его заявка была отклонена незаконно. На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу представитель подателя жалобы также пояснил, что в первой части заявки на участие в электронном аукционе им было указано наименование производителя продуктов и его адрес, который содержит наименование страны - Россия, что, по его мнению, считается достаточным исполнением требований аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Помимо изложенного в жалобе содержался довод о том, что в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте http://zakupki.gov.ru аукционной комиссией не размещен Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.05.2017 N 0819300038017000034-1, вместо этого аукционной комиссией в адрес подателя жалобы было направлено письмо, содержащее результат рассмотрения заявки подателя жалобы. Податель жалобы считает, что таким образом аукционной комиссией нарушена процедура проведения электронного аукциона.
От аукционной комиссии поступили письменные пояснения, в которых она не согласилась с доводами, заявленными подателем жалобы, поскольку в результате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией было принято обоснованное и законное решение об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, по причине, указанной в Протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.05.2017, поскольку подателем жалобы наименование страны происхождения товара не указано, а указан изготовитель и его адрес. Таким образом, подателем жалобы в первой части заявки вместо страны происхождения товара указано место изготовления товара. Аукционная комиссия считает, что страна происхождения товара и место изготовление товара не являются тождественными понятиями, поскольку страна происхождения товара может отличаться от места его производства. При этом первая часть заявки участника закупки в силу требований Закона о контрактной системе должна содержать наименование страны происхождения товара, а не место изготовления. На основании изложенного аукционная комиссия просила признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у муниципальных заказчиков - образовательных учреждений города Зеленогорска потребностью уполномоченным учреждением были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного электронного аукциона на приобретение продуктов питания: молоко коровье и молочные продукты, масло сливочное.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки заказчиком должно носить объективный характер. В описании объекта закупки заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Комиссией установлено, что пунктом "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации предусмотрены аналогичные вышеизложенным требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе. При этом участникам закупки было сообщено о безальтернативной необходимости предоставления в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе, а также наименования страны происхождения товара.
Согласно сведениям аукционной документации описание объекта закупки содержится в Приложении 1 к документации об электронном аукционе (далее - Описание объекта закупки).
Исследовав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что в данном разделе аукционной документации содержатся качественные характеристики молочных продуктов, являющихся объектом закупки (молоко, кефир, ряженка, сметана, творог, кисломолочный напиток "Снежок", масло сливочное "Крестьянское"), а также показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиками требованиям.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, принимая во внимание положения Описания объекта закупки и содержащиеся в аукционной документации требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, Комиссия пришла к выводу о том, что во исполнение требований пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участнику закупки в составе первой части заявки надлежало представить конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения предлагаемого товара.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривает следующие основания для отказа в допуске участнику электронного аукциона к участию в нем:
1) непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
В силу части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе указанный в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Часть 9 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривает следующее: в течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокола оператор электронной площадки обязан направить каждому участнику электронного аукциона, подавшему заявку на участие в нем, или участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в нем, уведомление о решении, принятом в отношении поданных ими заявок. В случае, если аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе его участника, уведомление об этом решении должно содержать обоснование его принятия, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует данная заявка, предложений, содержащихся в данной заявке, которые не соответствуют требованиям документации о таком аукционе, а также положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нарушение которых послужило основанием для принятия этого решения об отказе.
Комиссией установлено, что во исполнение требований части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформила Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.05.2017.
Во исполнение требований части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе указанный Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.05.2017 был размещен аукционной комиссией в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 12.05.2017 в 13:30.
Письмо, содержащее результат рассмотрения аукционной комиссией заявки подателя жалобы, в адрес подателя жалобы было направлено оператором электронной площадки во исполнение требований части 9 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте http://zakupki.gov.ru аукционной комиссией не размещен Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.05.2017, признан Комиссией необоснованным.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.05.2017 подателю жалобы (заявка N 3) отказано в допуске к участию в аукционе по причине не предоставления информации предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку в заявке участника наименование страны происхождения товара не указано.
Исследовав содержание первой части заявки подателя жалобы (заявка N 3), Комиссия установила, что указанным участником закупки было осуществлено предложение в отношении каждого товара, содержащегося в Описании объекта закупки, а также для каждого товара указано следующее: "изготовитель - ООО "КрасМол", Россия, Красноярский край, пгт. Березовка, ул. Придорожная, д.47 "Г"".
Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 58 Таможенного Кодекса Таможенного Союза страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
С учетом изложенного, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о том, что указание "места производства" не является "наименованием страны происхождения товара", так как, страна происхождения товара может быть иной, чем, страна в которой товары были произведены.
Кроме того, в силу пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать помимо прочего наименование страны происхождения товара, то есть Законом о контрактной системе императивно установлено требование к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе страны происхождения товара в отношении конкретного товара.
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что требования части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе необходимо соблюдать только в случае заключения контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, является необоснованным и основан на неверном толковании норм Закона о контрактной системе.
Установив вышеуказанные обстоятельства, приняв во внимание положения аукционной документации, пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к выводу о том, что в первой части заявки подателя жалобы не была представлена информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, о наименовании страны происхождения товаров, поскольку подателем жалобы представлена информация о наименовании изготовителя и его адресе: "изготовитель - ООО "КрасМол", Россия, Красноярский край, пгт. Березовка, ул. Придорожная, д.47 "Г"". При этом иные сведения, которые можно идентифицировать как "наименование страны происхождения товара" в заявке подателя жалобы не содержатся.
В результате сопоставления сведений аукционной документации, первой части заявки подателя жалобы (заявка N 3), протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.05.2017, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционной комиссией было принято законное и обоснованное решение об отказе подателю жалобы в допуске к участию в аукционе по причине не предоставления информации предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку в заявке участника наименование страны происхождения товара не указано.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях аукционной комиссии по принятию решения об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы как участника закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "КрасМол" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 30 мая 2017 г. N 693
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2017