Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 24 мая 2017 г. N А101-05--17
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ИП К. на действия государственного заказчика - Министерства культуры РСО-Алания (далее - Министерство, Заказчик) при проведении электронного аукциона N0310200000317000835 на выполнение работ по строительству Дома культуры в с.Батако, Правобережный район (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
18 мая 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Касаева А.Р. (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Министерства культуры РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что при наличии требований о соответствии товара определенному ГОСТу, участники обязаны при выполнении работ закупать товар (материал), соответствующий указанному ГОСТу. В связи с чем, требование об указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей продукции, варьируемых в пределах определенного ГОСТа и указываемых различными производителями в паспорте продукции в зависимости от лабораторных исследований конкретной партии, необоснованно.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) и не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик в документации по позиции N5 указал: Горячекатаная арматурная сталь. "Предел текучести не менее 390 Н/мм2"; "Временное сопротивление разрыву не менее 590 Н/мм2"; "Относительное удлинение не менее 14 %" и т.д.
Таким образом, по мнению Заявителя, требования к содержанию заявки, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о результатах испытаний таких товаров, что приводит к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
По мнению Заявителя, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что документация об Аукционе составлена заказчиком с нарушением пунктов 1и 2 части 1 статьи 33 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Министерство культуры в объяснении по существу жалобы указало, что согласно ГОСТу 5781-82. "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5) Показатели "Предел текучести, Временное сопротивление разрыву, Относительное удлинение" относятся к механическим свойствам арматурной стали (п 2.6.). Значения данных параметров определены ГОСТом.
Таким образом, при описании объекта закупки Заказчик использовал показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании на основание пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В связи с чем, Заказчик считает, что Аукционная документация не противоречат требованиям ГОСТов и Закона о контрактной системе и не ограничивает количество участников закупки, и, соответственно, жалоба не обоснована.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
02 мая 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) было размещено извещение N0310200000317000835 на выполнение работ по строительству Дома культуры в с.Батако, Правобережный район и Аукционную документацию по указанному Аукциону, утвержденную 02.05.2017 г. Министерством (далее - Аукционная документация).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При составлении описания объекта закупки необходимо использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 5 Информационной карты Аукционной документации установлено, что поставщик обязан выполнить работы, являющиеся объектом закупки в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены аукционной документацией, техническим заданием, локальным сметным расчетом и проектом контракта. Требования к качеству, техническим характеристикам товаров, которые необходимо использовать в ходе исполнения контракта установлены в Техническом задании, приложенном к Аукционной документации. Работы необходимо выполнить в строгом соответствии с действующими ГОСТ, СНип и другими нормативными документами. Согласно пункту 2 Технического задания, используемые материалы должны соответствовать ГОСТам и ТУ.
Так, согласно Техническому заданию, в ходе исполнения контракта необходимо использовать:
1) горячекатаную арматурную сталь (пункт 5 "Подземная часть" Технического задания), со следующими характеристиками: предел текучести не менее 390 Н/мм2; временное сопротивление разрыву не менее 590 Н/мм2; относительное удлинение не менее 14 %.
Указанные характеристики арматурной стали соответствуют требованиям ГОСТа 5781-82. "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия".
То есть, пункт 5 "раздела "Подземная часть" Технического задания Аукционной документации соответствует требованиям частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе;
2) утеплитель из минеральной ваты (пункт 19 "Подземная часть" Технического задания), с содержанием органических веществ 4,5 %. Плотность 100-130 кг/м3.
Вместе с тем, ГОСТом 9573-2012 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные" установлено, что требованию "содержание органических веществ 4,5 %" удовлетворяют только плиты марки ПЖ-120, плотность которых составляет "Св. 110 до 130 включ." кг/м3. Тогда как плиты марки ПЖ-100, плотность которых "Св. 90 до 110 включ." кг/м3, имеют содержание органических веществ "не более 4,0%".
То есть, в Техническом задании Аукционной документации установлены нестандартные показатели содержания органических веществ и плотности плиты из минеральной ваты. Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования таких нестандартных показателей качества плит из минеральной ваты.
Действия должностного лица заказчика, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ;
3) утеплитель из минеральной ваты (пункт 20 "Подземная часть" Технического задания), Горючесть - НГ, плотность 165-195 кг/м3.
Вместе с тем, ГОСТом 9573-2012 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные" установлено, что требованию "плотность 165-195 кг/м3" удовлетворяют плиты марки:
- ППЖ-160, плотность которых составляет "Св. 150 до 170 включ." кг/м3;
- ППЖ-180, плотность которых составляет "Св. 170 до 190 включ." кг/м3;
- ППЖ-200, плотность которых составляет "Св. 190 до 210 включ." кг/м3.
Однако, плиты марок ППЖ-160, ППЖ-180 и ППЖ-200 по ГОСТу 9573-2012 относятся к группе горючести Г1 (слабогорючие).
То есть, в пункте 20 Технического задания Аукционной документации установлены нестандартные показатели горючести утеплителя из минеральной ваты. Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования такого нестандартного показателя качества утеплителя из минеральной ваты.
Действия должностного лица заказчика, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ;
4) затирку для плитки (пункт 29 "Подземная часть" Технического задания), цвет по согласованию с заказчиком. То есть, заказчик включил в Техническое задание требование к товару по цвету, не указав при этом конкретные показатели и характеристики данного требования, что не позволяет однозначно определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, поскольку ни диапазон цвета, ни конкретные цвета товара не определены.
То есть, пункт 29 Технического задания, приложенный к Аукционной документации не соответствует части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица Министерства, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу ИП К. на действия государственного заказчика - Министерства культуры РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000317000835 на выполнение работ по строительству Дома культуры в с.Батако, Правобережный район.
2. Признать Министерство культуры РСО-Алания нарушившим требования пункта 2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе при проведении Аукциона.
3. Ввиду того, что выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не могли повлиять на результаты определения исполнителя, Министерству культуры РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела NА101-05/17 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностного лица Министерства культуры РСО-Алания к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 24 мая 2017 г. N А101-05--17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2017