Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 мая 2017 г. N 03-10.1/124-2017
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - "_";
"_" - "_";
"_" - "_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сигналкомплекс" (далее - ООО "Сигналкомплекс", Заявитель, Общество) на действия казенного учреждения Омской области "Хозяйственное управление Правительства Омской области" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка хозяйственных материалов" (извещение N 0352200027417000016) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителей:
Заявителя - "_";
Заказчика - "_",
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3876э от 18.05.2017) жалоба Заявителя, в которой указано, что единой комиссией Заказчика были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) при отказе в допуске ООО "Сигналкомплекс" к участию в аукционе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-3665э от 18.05.2017) заказчиком были представлены (вх. N 3971 от 22.05.2017) материалы закупки, а также письменные возражения на жалобу Заявителя.
Из представленных материалов и информации следует, что 03.05.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 207 008,42 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 17.05.2017 на участие в аукционе поступило семь заявок, участнику с порядковым номером заявки 6 отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона в процедуре электронного аукциона приняло участие 5 участников. Наименьшее ценовое предложение в размере 128 001,41 руб. сделал участник с порядковым номером заявки 2.
В соответствии с требованием Омского УФАС России (исх. N 03-3665э от 18.05.2017) определение поставщика приостановлено в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителя и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. В жалобе Общества указано: "Заявитель подал заявку на участие в электронном аукционе 11.05.2017, которой был присвоен порядковый номер участника 6.
17.05.2017 Заявителем было получено уведомление следующего содержания: "Уведомляем Вас о том, что в отношении вашей заявки N 101532341, номер в протоколе - 6, принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе N 0352200027417000016 Поставка хозяйственных материалов. Электронный аукцион состоится на электронной площадке РТС-тендер (http://www.rts-tender.ru/) 22.05.2017 в 08:55:00 (по московскому времени). Причина отклонения: Заявка не соответствует требованиям извещения\документации". В протоколе рассмотрения первых частей заявок на участия в электронном аукционе было указано: "Первая часть заявки не соответствует требованиям ч. 3 ст. 66 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона, раздела 6 и п. 1 раздела 21 документации Заказчика о проведении электронного аукциона. Обоснование: Заказчиком в разделе 6 Документации о проведении ЭА установлен на основании Постановления Правительства РФ N 791 от 11.08.2014 г. запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств за исключением государств - членов Евразийского экономического союза. Участником в заявке предлагается к поставке товар по позиции N п/п 2 "Нетканое полотно (холстопрошивное полотно)" - наименование страны происхождения товара Республика Узбекистан.
Заявитель полагает, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по вышеуказанной причине является незаконным по следующим основаниям:
Нетканое полотно (холстопрошивное полотно) не подпадает под действие Постановления Правительства РФ N 791 от 11.08.2014, так как данный товар имеет код ОКПД2 13.95.10.111 Материалы нетканые из текстильных волокон, а в интерактивной части извещения, Заказчик установил не верный код ОКПД2 13.20.20.190 Ткани хлопчатобумажные прочие, поэтому единая комиссия признала заявку Заявителя несоответствующей требованиям документации.
Код ОКПД2 13.95.10.111 отсутствует в Перечне товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и услуг по прокату таких товаров, осуществление закупки которых для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд не допускается, являющимся Приложением N 2 к постановлению Правительства РФ от 11 августа 2014 N 791, таким образом единая комиссия неправомерно отклонила заявку Заявителя.
Нетканое полотно (холстопрошивное полотно) - это толстый нетканый материал, изготавливаемый без привлечения технологий ткачества. Представляет собой нетканый массив волокон, скрепленный через небольшие промежутки швами. Холстопрошивное полотно применяется в качестве материала для уборки, мытья полов, а также в качестве обтирочного средства в производственных цехах. Из определения данного свободной энциклопедией Википедия (https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Холстопрошивное_полотно&stabl e=1) можно сделать вывод, что Нетканое полотно (холстопрошивное полотно) относится именно к коду ОКПД2 13.95.10.111 Материалы нетканые из текстильных волокон".
Комиссия отмечает, что согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2016 N 108) (далее - Постановление Российской Федерации N 791) установлен запрет на допуск таких товаров легкой промышленности в соответствии с прилагаемым перечнем.
Комиссия отмечает, что согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Комиссией установлено, что в разделе 6 "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" извещения N 03522000027417000016 указано: "Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд"".
В разделе 28 документации об электронном аукционе указано: "Товары легкой промышленности, происходящие из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), товары и (или) услуги для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно приложению N 2 (к постановлению Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 791) не допускается, за исключением случаев, если производство товаров на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует".
Комиссия отмечает, что в силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Учитывая, что в извещении, и в документации об электронном аукционе был установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, Комиссия считает, что единой комиссией Заказчика было принято правомерное решение об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе по вышеуказанному основанию.
Вместе с тем Комиссия считает, что в извещении N 032200027417000016 неверно установлен код 13.20.20.190 по ОКПД2 в отношении товара "Нетканое полотно)", которое действительно не включено (код 13.9 в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) в перечень отдельных видов товаров легкой промышленности (Приложение N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации N 791).
Кроме того, в соответствии с ранее действующим Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 034-2007 (КПЕС 2002)) нетканое полотно (холстопрошивное полотно) относилось к коду 17.53.10.189 "Материалы нетканые из натуральных нитей с поверхностной плотностью более 150 г/м2 прочие", однако после введения в действие Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 034-2014) нетканое полотно (холстопрошивное полотно) перешло в код 13.95.10.111 "Материалы нетканые из текстильных волокон".
В силу указанного Комиссия признала жалобу заявителя частично обоснованной.
3.2. В соответствии с абзацем 1 пункта 1 Постановления Российской Федерации N 791 осуществление заказчиками закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров (далее соответственно - товары, услуги) для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно приложению N 1, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно приложению N 2 не допускается, за исключением случаев, если производство товаров на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует.
Вместе с тем согласно абзацу 2 пункта 1 Постановления Российской Федерации N 791 дополнительным требованием к участникам закупки товаров и (или) услуг для обеспечения федеральных нужд, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, предусмотренных приложением N 1 к настоящему постановлению, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, предусмотренных приложением N 2 к настоящему постановлению, является использование при производстве товаров и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза (далее - материалы или полуфабрикаты). Указанное дополнительное требование не действует в случае, если на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов.
Следовательно, Заказчик обязан был установить запрет не только на сам товар, но и на материалы, из которых производится требуемый к поставке товар в соответствии с Постановлением Российской Федерации N 791.
Вместе с тем в нарушение требований части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации N 791 в разделе 6 "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима" документации указано: "Товары легкой промышленности, происходящие из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), товары и (или) услуги для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно приложению N 2 (к постановлению Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 791) не допускается, за исключением случаев, если производство товаров на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует".
3.3. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании пункта 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Вместе с тем в пункте 7 раздела 2 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению" документации об электронном аукционе указано следующее: "документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона, или копии этих документов - сертификат о происхождении товара, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 г.
Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в аукционе несет участник закупки".
Комиссия считает, что требование о предоставлении сертификата по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, установлено в документации об аукционе не в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации N 791 не предусмотрено предоставление такого сертификата.
Кроме того, в соответствии с Письмом Минпромторга России от 02.03.2016 N ЕВ-12216/08 "Об изменениях, внесенных в Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд" подтвердить факты, что страной происхождения предлагаемых тканей для изготовления товара легкой промышленности являются государства - члены Евразийского Экономического Союза, участник закупки может, предоставив декларацию происхождения таких товаров.
В силу указанного Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сигналкомплекс" на действия казенного учреждения Омской области "Хозяйственное управление Правительства Омской области" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка хозяйственных материалов" (извещение N 0352200027417000016).
2. Признать в действиях казенного учреждения Омской области "Хозяйственное управление Правительства Омской области" нарушение требований части 3 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации N 791.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать казенному учреждению Омской области "Хозяйственное управление Правительства Омской области" и оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
"_" |
"_" |
"_" |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 мая 2017 г. N 03-10.1/124-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2017