Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 мая 2017 г. N 2-57-5419/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей ГБУЗ "ГКБ им. Ф.И. Иноземцева ДЗМ": Н.М. Грачева, П.Е. Востокова, а также представителя ООО "Рельеф": А.А. Аферова,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. Ф.И. Иноземцева ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту помещений на 7,6,5, этажах и в подвале в корпусе N1 (Закупка N 0373200052317000074) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/23843/17 от 18.05.2017).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
1. В составе жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком противоречивых условий о порядке и сроках оплаты работы, о порядке и сроках осуществления приемки выполненной работы, а именно:
Согласно п.2.6.1 проекта государственного контракта: "Заказчик оплачивает работы по факту всего объема выполненных работ, в безналичном порядке путем перечисления Цены Контракта со своего лицевого счета, открытого в Департаменте финансов города Москвы на расчетный счет Подрядчика, реквизиты которого указаны в статье "Адреса, реквизиты и подписи Сторон" Контракта, на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ, с приложением документов, подтверждающих объем выполненных работ, в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки выполненных работ", при этом в п.8.5 Технического задания установлено: "Оплата после проверки специализированной организацией (ПТО КРиС ДЗМ) Актов о приемке выполненных работ унифицированной формы КС-2 в течение 90 (девяноста) банковских дней. Аванс не предусмотрен".
Согласно техническому заданию: "п.8.1. По завершению выполнения работ Подрядчик обязан предоставить Заказчику комплект документации, подтверждающей выполнение работ, для проверки в ПТО КРиС ДЗМ, в следующем составе:
- Акт о приемке выполненных работ унифицированной формы КС-2;
- Справка о стоимости выполненных работ и затрат унифицированной формы КС-3;
- Ведомость дефектов;
- Акт на скрытые работы;
- Акт на стеснённость;
- Талоны на мусор;
- Эскизы на нестандартное оборудование и изделия;
- Сертификаты соответствия, в частности, гигиенический и Госпожнадзора на использованные материалы;
- Счета на применяемые материалы и оборудование не учтённые в сметных сборниках;
- Исполнительные схемы производимых работ на поэтажных планах;
- Акты сдачи-приемки выполненных работ.
п.8.2. Документы должны отвечать следующим требованиям:
- Все документы оформляются на бумажных носителях в 3 (трёх) экземплярах.
п.8.3. Приемка объекта осуществляется по формам КС-2, сумма которых по результатам выполнения работ не может превышать цены договора.
п.8.4. Срок проверки специализированной организацией (ПТО КРиС ДЗМ) Актов о приемке выполненных работ унифицированной формы КС-2 в течение 14 (четырнадцати) календарных дней со дня предоставления Заказчику комплекта документации", при этом, согласно п.4.2 проекта государственного контракта: "Не позднее 5 (пяти) рабочих дней после получения от Подрядчика документов, указанных в настоящей статье Контракта, Заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ по настоящему Контракту на предмет соответствия их объема, качества требованиям, изложенным в настоящем Контракте и Техническом задании, и направляет заказным письмом с уведомлением, либо отдает нарочно Подрядчику подписанный Заказчиком 1 (один) экземпляр Акта сдачи- приемки выполненных работ либо запрос о предоставлении разъяснений касательно результатов выполненных работ, или мотивированный отказ от принятия результатов выполненных работ и сроком их устранения или акт с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения. В случае отказа Заказчика от принятия результатов выполненных работ в связи с необходимостью устранения недостатков и/или доработки результатов работ Подрядчик обязуется в срок, установленный в акте, составленном Заказчиком, устранить указанные недостатки/произвести доработки за свой счет".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На основании ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика согласились с доводами жалобы Заявителя относительно срока оплаты работ, а также пояснили, что при формировании аукционной документации допущена техническая ошибка и верный срок оплаты работ установлен в п.2.6.1 проекта государственного контракта, а именно: "в течение 30 (тридцати) календарных дней", вместе с тем, представители Заказчика затруднились обосновать необходимость установления противоречивых условий о порядке и сроках осуществления приемки работ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что в аукционной документации неправомерно установлен порядок и срок оплаты, а также порядок и срок осуществления приемки работ, что нарушает п.1 ч.1 ст.33, ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы аукционная документация составлена в нарушение Закона о контрактной системе, а именно, требования к одним и тем же товарам, используемым при выполнении работ товарам установлены в разных частях аукционной документации, а именно в п.9 технического задания и в форме 2 и отличаются друг от друга. Так например: в форме 2 установлены, в частности следующие требования к товару п.67 "Трубы водогазопроводные": условный проход: 90, 100, 125, 150 мм; толщина стенки труб: от 4.0* до 5.5* мм; масса 1 метра труб: от 9.6* до 21.63* кг, в п.9 технического задания установлены, частности следующие требования к товару п. "Трубы водогазопроводные": серия труб обыкновенная, усиленная, а также в документации установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 3262-75, согласно которому трубы водогазопроводные обыкновенной серии и трубы водогазопроводные усиленной серии не могут обладать одинаковыми характеристикам, в том числе толщиной и массой метра.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились обосновать необходимость установления требований к одним и тем же товарам, используемым при выполнении работ товарам в разных частях аукционной документации и вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. В составе жалобы Заявитель также указывает на то, что Заказчиком установлены излишне детализированные требования к следующим товарам: п.13 "Шурупы-саморезы", п.16 "Гвозди", п.35 "Болты строительные с гайками и шайбами", п.36 "Гвозди толевые", п.37 "Шурупы", поскольку, для однозначной идентификации например шурупа-самореза, как изделия достаточно указания параметров, в соответствии с обозначением, установленным ГОСТ, например: Шуруп 1-3 х 20 ГОСТ 1144-80, поскольку исполнение, диаметр, длина, материал, покрытие (при наличии) и указание на ГОСТ являются исчерпывающими данными для однозначной идентификации.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в форме 2 также неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно установлены следующие неправомерные требования к товарам: п.4 "Плитки керамические тип 3": Высота рифлений на монтажной поверхности плиток, п.8 "Плитки керамические тип 1": Высота (глубина) рифлений на монтажной поверхности плиток, п.15 "Цемент общестроительный тип 1": Содержание активных минеральных добавок, п.25 "Наличники": Влажность древесины наличников; Влажность древесины заделок, п.30 "Клей": Время высыхания при склеивании бумаги и картона; Время высыхания при склеивании виниловых обоев и других аналогичных материалов клей высыхает при нормальной влажности и комнатной температуре; Время высыхания у столярных изделий, п.34 "Плитки керамические тип 2": Высота (глубина) рифлений на монтажной поверхности плиток, п.47 "Смеси сухие": Крупность заполнителя, п.50 " Растворы цементные тип 2": Содержание золы-уноса в растворной смеси; Содержание песка в растворной сухой смеси; Соотношение вяжущего к наполнителю в сухой смеси; Содержание цемента в растворной сухой смеси, п.52 "Шпатлевка тип 3": Усадка покрытия после высыхания, п.63 "Клей-мастика": Содержание хлоропренового каучука, п.77 "Цемент общестроительный тип 2": Содержание активных минеральных добавок, п.81 "Бруски": Влажность, что согласно доводам жалобы является неправомерным, поскольку, достоверные конкретные значения по установленным аукционной документации вышеуказанным характеристикам товаров не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, так как, конкретные значения возможно установить исключительно после проведения испытаний определенной партии товара, после его производства, кроме того, конкретные значения по установленным характеристикам не указываются производителями в открытом доступе, а также на упаковках товаров, а также закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика согласились с доводами жалобы относительно излишне детализированных требований к следующим товарам: п.13 "Шурупы-саморезы", п.16 "Гвозди", п.35 "Болты строительные с гайками и шайбами", п.36 "Гвозди толевые", п.37 "Шурупы", а также пояснили, что вышеуказанные характеристики товаров по п.4 "Плитки керамические тип 3", п.8 "Плитки керамические тип 1", п.15 "Цемент общестроительный тип 1", п.25 "Наличники", п.30 "Клей", п.34 "Плитки керамические тип 2", п.47 "Смеси сухие", п.50 " Растворы цементные тип 2", п.52 "Шпатлевка тип 3", п.63 "Клей-мастика", п.77 "Цемент общестроительный тип 2", п.81 "Бруски" установлены согласно государственных стандартов. Вместе с тем, представители Заказчика не предоставили документов и доказательств, подтверждающих возможность установления конкретных значений вышеуказанных показателей товаров на этапе подготовки заявки на участие в аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена таким образом, что в нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе может вводить в заблуждение участников закупки, а также может повлечь ограничение участников закупки, поскольку требования, установлены таким образом, что могут препятствовать корректному сформированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГБУЗ "ГКБ им. Ф.И. Иноземцева ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33, ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии: Д.С. Грешнева
Л.Н. Харченко
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 мая 2017 г. N 2-57-5419/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2017