Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 мая 2017 г. N 2-57-5309/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГП N 214 ДЗМ": Е.Е. Косоговой, И.С. Гордеевой, И.С. Аникина,
ООО "Рельеф": И.В. Балякина,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее-Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 214 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту лестниц и лифтовых холлов на 2-7 этажах для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городская поликлиника N 214 Департамента здравоохранения города Москвы" (Закупка N 0373200589117000009) (далее-Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/23392/17 от 17.05.2017) документы и сведения.
По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в документации об электронном аукционе, нарушают положения Закона о контрактной системе, а именно, в части:
1) разночтений по сроку оплаты выполненных работ;
2) установления требований в п.10 Технического задания аукционной документации, которые вводят участника закупки в заблуждение;
3) установления требований к товарам, при этом без указания объема использования данных товаров, что не позволяет участникам закупки определить объем выполняемых работ;
4) установления неправомерных требований к товарам.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) По мнению Заявителя, в аукционной документации присутствуют разночтения по сроку оплаты оказанных услуг.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2.6.1 Контракта: " "Заказчик оплачивает работы по факту всего объема выполненных работ, в безналичном порядке путем перечисления Цены Контракта со своего лицевого счета, открытого в Департаменте финансов города Москвы на расчетный счет Подрядчика, реквизиты которого указаны в статье "Адреса, реквизиты и подписи Сторон" Контракта, на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ, с приложением документов, подтверждающих объем выполненных работ, в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки выполненных работ".
При этом, в п. 5 Технического задания установлен иной срок оплаты выполненных работ: "Условия и форма оплаты: оплата производится до 31 декабря 2017 г. путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя на основании надлежаще оказанных услуг и надлежаще оформленного акта сдачи-приемки выполненных работ, счета и счета-фактуры.".
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что в аукционной документации присутствуют разночтения по сроку оплаты оказанных услуг, что может вводить участников закупки в заблуждение и нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2) Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 6 Технического задания: "Виды выполняемых работ (оказываемых услуг) и применяемые материалы. Согласно сметной документации. Сметы и приложения к техническому заданию являются неотъемлемой частью аукционной документации".
При этом, в п. 10 Технического задания установлены следующие требования к Исполнителю: "Порядок выполнения работ. Определяется графиком производства работ, который является неотъемлемой частью Государственного контракта, утвержденным Заказчиком. Подрядчик обязан осуществить выполнение работ на основе предварительно разработанной Исполнителем сметной документацией".
Таким образом, Комиссии Управления приходит к выводу, что требования в п. 10 Технического задания аукционной документации составлены таким образом, что могут вводить участников закупки в заблуждение и нарушают п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3) Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчиком в Технической части аукционной документации установлены требования к таким товарам, как Битумы нефтяные строительные, Мастика герметизирующая нетвердеющая, строительная, кровельная, битумно - полимерная, Клей пва, Обои стеклотканевые, Материал рулонный кровельный, Сетка проволочная тканая, Плитки керамические, Растворы.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить при выполнении каких работ, предусмотренных техническим заданием, и в каком объеме используются вышеуказанные материалы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление Заказчиком требований к вышеуказанным товарам без указания в аукционной документации при выполнении каких работ и в каком объеме используются данные товары нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку может повлечь за собой ограничение количества участников закупки, так как участникам закупки не представляется возможным определить объем используемых товаров, а также сформировать ценовое предложение.
4) Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя, в Технической части аукционной документации установлены требования к товарам в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
-п.5 "Смеси сухие монтажно-кладочные цементно-песчаные": "Средняя прочность при коэффициенте вариации 13,5 % от 98,2" до 163,7" кгс/см2", "Расход при толщине слоя 1 мм на 1 м2 от 1,5" до 2,5" кг", однако в инструкции по заполнению заявки трактование данного символа отсутствует, что вводит участника закупки в заблуждение.
-п.14 "Растворы":"Тип растворов по применяемым вяжущим простые и сложные; Вяжущий материал цемент с известью для строительных растворов или цемент для строительных растворов". Согласно п. 3.1.2 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", требованиям которого должен соответствовать товар, простые растворы готовят на вяжущем одного вида, сложные растворы на смешанных вяжущих. Согласно инструкции по заполнению заявки: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз. В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ". Таким образом, исходя из требований инструкции, участник должен предложить для выполнения работ два типа раствора (простые и сложные), и указать только один вид вяжущих из предложенных Заказчиком, что противоречит требованиям ГОСТ.
-п.8 "Обои стеклотканевые": "Группа горючести выше Г2; Группа воспламеняемости выше В2", что вводит участника закупки в заблуждение, поскольку отсутствует трактовка слов "выше".
-установлены излишние требования к товарам, а именно: п.5 Смеси сухие монтажно-кладочные цементно-песчаные (Средняя прочность при коэффициенте вариации 13,5 %" относится к бетону, а не к смесям сухим), п.9 Шпатлевка (Наименование компонента шпатлевки должны быть стирол и диметиланилин и ксилол и толуол и ацетон и уайт-спирит и этилацетат и бутилацетат и спирт этиловый и спирт бутиловый и спирт изобутиловый и сольвент и скипидар. Предельно допустимая концентрация паров вредных веществ в воздухе рабочей зоны производственных помещений не менее 0.2 не более 1000 мг/м3. Температура самовоспламенения должна быть не менее 270 °С. Температура вспышки должна быть не ниже минус 18 но не должна быть выше плюс 53 °С. Концентрационные пределы воспламенения - нижний должен быть 0.8 но
3.6 % (объемная доля). Концентрационные пределы воспламенения - верхний должен быть не менее 5.2 но не >19 % (объемная доля). Класс опасности должен быть не выше 4), п.10 Материал рулонный кровельный (Температура размягчения пропиточного битума 35-55 °C) и др.
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанным товарам установлены в соответствии с нормативной документацией, так, например, по п.9 Шпатлевка (Температура самовоспламенения) требование установлено в соответствии с ГОСТ 10277-90 "Шпатлевки. Технические условия".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно ГОСТ 10277-90 значение параметра "Температура самовоспламенения" определяется методом испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводами жалобы Заявителя в части установления неправомерных требований к товарам.
Кроме того, в жалобе Заявителя указано, что требования по п.10 "Материал рулонный кровельный" (Ширина 1000 0,5% мм; Площадь от 11 до 14 м. Кв) установлены таким образом, что не позволяют сформировать предложение, поскольку согласно требованиям инструкции "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения", однако у производителей площадь рулона составляет 10 м2, 15 м2, 20 м2, 21 м2.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя не представил документов в подтверждение того, каким образом вышеуказанные требования к товару нарушили законные права и интересы Заявителя, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГБУЗ "ГП N 214 ДЗМ" обоснованной в части разночтений по сроку оплаты выполненных работ; в части установления неправомерных требований в п.10 Технического задания аукционной документации; в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "ПР-СТРОЙ" по делу о нарушении Законодательства об осуществлении закупок N 2-57-5301/77-17 от 19.05.2017.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии: Р.Г. Осипов
Д.С. Грешнева
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 мая 2017 г. N 2-57-5309/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2017