Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 мая 2017 г. N 2-57-5206/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителя Администрации поселения Марушкинское: Д.В. Ольхова,
в отсутствие представителей ИП Щеулина А.А., уведомлены надлежащим образом, письмом Московского УФАС России (N МГ/23211/17 от 16.05.2017),
рассмотрев жалобу ИП Щеулина Алёна Александровна (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Марушкинское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту подъездов в многоквартирных жилых домах поселения Марушкинское (Закупка N 0148300001517000037) (далее-Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/23211/17 от 16.05.2017) документы и сведения.
По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в документации об электронном аукционе, нарушают положения Закона о контрактной системе, а именно, в части:
1) установления неправомерного требования о декларировании участниками закупки соответствия п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе;
2) не полного ответа на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации;
3) установления неправомерных требований к товарам Приложения 1 к Техническому заданию.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) По мнению Заявителя, в аукционной документации неправомерно установлено требование о декларировании участниками закупки соответствия п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности участник закупки не является офшорной компанией.
На основании п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным , и статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным - Закона о контрактной системе .
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в требованиях к составу второй части заявки отсутствует положение о необходимости декларирования участниками закупки соответствия п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, однако в пп.2 п.17.2 Информационной карты аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в частности декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал и соответствующих документов в подтверждение того, каким образом действия Заказчика нарушили законные права и интересы Заявителя, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе в части указанного довода на рассмотрение Комиссии Управления, не представил.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
2) По мнению Заявителя, Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации не в полном объему.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В жалобе Заявителя указано, что в адрес Заказчика направлен запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, в том числе следующего содержания: "В случаях если заказчиком в Форме 2 установлено требование вида "А или Б и С", "А, Б или С, Д" или "А, Б или А, С" или "А,Б,С или Д" или "А или Б или С,Д" или "А или Б,С или Д", "А, Б; С" А, Б; С, Д", "А и Б; С", "А и Б/С" , "А и Б\С", "А или Б/С", "А или Б\С", "А,Б\С", "А;Б\С", "А,Б/С", "А;Б/С", А\Б/С" и т.д. - какие предложения сочетаний показателей будут соответствовать потребностям заказчика? Просим дать разъяснения по каждому приведенному случаю на примере с использованием указанных переменных".
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком дан ответ на запрос о даче разъяснений положений документации в части вышеуказанного запроса, а именно: "Рассмотрев указанный запрос, Администрация внутригородского муниципального образования - поселения Марушкинское в городе Москве сообщает следующее: Инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов) - далее - Инструкция содержит исчерпывающий перечень правил, используемых для определения соответствия используемых для оказания услуг товаров требованиям аукционной документации. Иных правил для определения соответствия используемых для оказания услуг товаров требованиям аукционной документации Заказчик не использует".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные разъяснения не дают в полной мере ответа по существу на поданный участником закупки запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, что нарушает ч.4 ст.65 Закон о контрактной системе.
3) По мнению Заявителя, в Приложении 1 к Техническому заданию аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В жалобе Заявителя указано, что в Приложении 1 к Техническому заданию аукционной документации установлены излишние требования к товарам, в частности:
-п. 22 Смеси сухие клеевые ГОСТ 56387-2015 ГОСТ 30108-94 ГОСТ 31357-2007 (Наибольшая крупность зерен смеси - должна быть не более 0.63 мм, Водоудерживающая способность смесей, готовых к применению - должна быть не менее 98 %), п. 6 Плитки ГОСТ 6141-91 (Термическая стойкость глазури - должна быть +125 или +150 °С; Твердость глазури по шкале Мооса -должна быть не менее 5 класс), п. 29 Кабель силовой ГОСТ 31996-2012 ГОСТ 22483-2012 (Огнестойкость кабелей - 90; 120; 180 мин; Допустимая температура нагрева жил кабеля в режиме перегрузке - не более 90 °С), п. 15 Растворы строительные ГОСТ 28013-98 (Норма подвижности по погружению конуса -1_12 см; Средняя плотность - 1200-1800 кг/м3; Морозостойкость - 50 или 75 или 100 цикл; Наибольшая крупность зерен заполнителя: - должна быть не более 2,5 мм; Удельная эффективная активность естественных радионуклидов должна быть не более 370 Бк/кг), п.1 Раствор готовый кладочный цементно - известковый ГОСТ 28013-98 (Средняя плотность затвердевших растворов - должна быть 1400 кг/м3; Наибольшая крупность зерен заполнителя - должна быть не более 2,5 мм; Удельная эффективная активность естественных радионуклидов - должна быть не более 100 Бк/кг, п.4 Короб монтажный прямой (Степень защиты от доступа к опасным частям по ГОСТ 14254-96 - должна быть выше IP 20), п.6 Плитки ГОСТ 6141-91 (Кривизна лицевой поверхности - Должна быть не более 1,1 мм, Косоугольность - Должна быть не более 1 мм), п.8 Гвозди строительные ГОСТ 4028-63 (Отклонение от соосности головки относительно стержня -должно быть до 0.5 мм; Отклонения от круглости головок - должны быть до 0.5 мм; Угол заострения по граням - не должен быть более 40°; Односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя - до 0.7 мм), п.9 Блоки дверные деревянные наружные ГОСТ 475-78 ГОСТ (Отклонение дверных полотен от плоскостности по высоте, ширине и диагонали -
2 мм; Отклонение от перпендикулярности сторон дверных полотен - не должно превышать 2 мм на 1 м), п.18 Плитки керамические для полов ГОСТ 6787-2001 (Предельные отклонения по толщине - не должны быть более
0,5 мм; Предельные отклонения по длине, ширине - не должны быть более *1,5 мм; Разнотолщинность - не должна быть более 0,5 мм; Искривление граней - не должно быть более 1,5 мм; Термическая стойкость глазури - должна быть 125 °С; Морозостойкость - должна быть не менее 25 циклов; Твердость глазури по Моосу - не должна быть менее 5), п.19 Блоки дверные металлические ГОСТ 31173-2003 ГОСТ 5089-2011 (Приведенное сопротивление теплопередаче - не менее 0,40 м2°С/Вт; Объемная воздухопроницаемость при
P=100 Па - от 9 не более 17 м3 /(ч·м2); Предел водонепроницаемости - не менее 200 Па; Минимальное число рабочих циклов -75 000 ; Сопротивление статической нагрузке, прикладываемой в плоскости полотна - должен быть не менее 3000 H; Крутящий момент, приложенный к головке - ключи должны выдерживать крутящий момент, приложенный к головке, не менее 2 Н·м; Сопротивление статической нагрузке, прикладываемой в зоне петель перпендикулярно плоскости полотна - не должно быть менее 2000 Н; Снижение воздушного шума - не менее 20 дБ; Усилие, требуемое для открывания дверного полотна - не должно превышать 100 Н; Плотность - не менее 80 кг/м3), п.20 Лента изоляционная ГОСТ 2162-97 (Предельные отклонения по ширине - не более
2.0 мм; Характеристика - должна выдерживать испытательное напряжение 1 кВэфф без пробоя; Предельные отклонения по толщине - не должны превышать +0.05 и -0.10 мм; Масса 1 м
ленты
250;300;400 г; Предельные отклонения по массе - не более
50 г), п.22 Смеси сухие клеевые ГОСТ 56387-2015 ГОСТ 30108-94 ГОСТ 31357-2007 (Значение смещения под действием силы тяжести облицовочных плиток, уложенных на вертикальную или наклонную поверхность - должна быть не более 0.7 мм; Способность к смачиванию клеевых смесей (время, в течение которого растворная смесь смачивает облицовочную плитку) - должна быть от 10* мин; Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф -не должна быть
370 Бк/кг), п.23 Кабель ГОСТ 31996-2012 ГОСТ 22483-2012 (Глубина продавливания изоляции при высокой температуре -
50 или не нормируется %; Удельное объемное электрическое сопротивление изоляции при длительно допустимой температуре нагрева токопроводящих жил -
1
1010 Ом
с м; Постоянная электрического сопротивления изоляции при длительно допустимой температуре нагрева токопроводящих жил -
0.037 МОм
км; Электрическое сопротивление постоянному току 1 км жилы при 20 град.С -
12.2 Ом; Допустимая токовая при нормальном режиме нагрузка кабеля в земле - 25.11;27;28.83;31;37.2;36;40;33.48 А), п.24 Светильник ГОСТ Р 54350-2015 (Доля светового потока в нижнюю полусферу - от 40 до 60*; от 60 до 80*; более 80 %; Световой поток - должен быть от 3000*лм; Зона направлений максимальной силы света для нижней полусферы - 0 _ 15; 0 _ 30; 0 _ 35;35 _ 55; Световая отдача - Не менее 45 лм/Вт; КПД - должно быть не менее 65 %;Активная электрическая мощность, потребляемая светильником - должна быть от 50 Вт), п.25 Светильники ГОСТ Р 54350-2015 (Зона направлений максимальной силы света - 0_90 или 0_35 или 35_55 °С; Доля светового потока в нижнюю полусферу - от 20 до 40* или более 80 %), п.26 Светильники ГОСТ Р 54350-2015 (Зона направлений максимальной силы света - 0_90 или 0_35 или 35_55 °С; Доля светового потока в нижнюю полусферу - от 40 до 60* или от 80 %), п.29 Кабель силовой ГОСТ 31996-2012 ГОСТ 22483-2012 (Номинальное переменное напряжение между каждой из основных токопроводящих жил и землей Uo - не более 0.6 кВ; Номинальное переменное напряжение между основными токопроводящими жилами кабеля U - не менее 0.66 кВ; Условия эксплуатации - кабели предназначены для эксплуатации в стационарном состоянии при температуре окружающей среды плюс 50 _ минус 50 °С), п.33 Гвозди строительные ГОСТ 4028-63 ГОСТ 283-75 (Масса 1000 гвоздей - от 0.397* до 11.5* кг; Односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя - не должен быть более 0.7 мм).
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации установлено требование о соответствии предлагаемых товаров государственным стандартам, в частности по п.22 Смеси сухие клеевые (Наибольшая крупность зерен смеси) требование установлено в соответствии с ГОСТ 31357-2007 "Смеси сухие строительные на цементном вяжущем. Общие технические условия".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно ГОСТ 31357-2007 значение параметра "Наибольшая крупность зерен смеси" определяется по ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ" на пробе массой не менее 50 г, то есть методом испытаний.
При этом, в ходе заседания Комиссии Управления Заказчиком не представлено документов, сведений, свидетельствующих об указании производителями товаров значений вышеуказанных параметров в открытом доступе.
Таким образом, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в жалобе Заявителя указано, что в Приложении 1 к Техническому заданию аукционной документации отсутствуют знаки, символы и параметры которые поясняет инструкция по заполнению первой части заявки, в частности: Символ "<" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения; Символ "св." - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения; Слова "не меньше" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему; Слова "не больше" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также не представил доказательств, каким образом положения инструкции по заполнению первой части заявки вводят участника закупки в заблуждение и не позволяют сформировать заявку с учетом отсутствия указанных знаков, символов в Приложении 1 к Техническому заданию аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе участниками закупки подано и допущено пять заявок, в том числе заявка Заявителя, что свидетельствует о возможности сформировать заявку согласно требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результат проведения закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Щеулина Алёна Александровна на действия Администрации поселения Марушкинское обоснованной в части нарушений выявленных при ответе на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации; в части установления излишних требований к товарам Приложения 1 к Техническому заданию аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок государственному Заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат проведения закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
З.У. Несиев
исп. Осипов Р.Г. (495) 784 75 05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 мая 2017 г. N 2-57-5206/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2017