Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 мая 2017 г. N 2-57-5736/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.С. Спиряковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
ГБУ "ЦГА Москвы": А.В. Курдакова, Р.В. Макеева,
ООО "Рельеф": И.И. Мязитова,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "ЦГА Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта оказание услуг по техническому обслуживанию зданий (Закупка N 0373200608717000004) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/25454/17 от 25.05.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования Инструкции по заполнению первой части заявки в составе аукционной документации, вводящие участников закупки в заблуждение, а именно:
- В случае наличия в требуемом параметре, требуемом значении слов "диапазон", "в пределах", "в интервале", участник закупки должен представить значения данного показателя именно в форме диапазона. Также к определению "диапазона" относится надстрочный знак "1", установленный в графах "требуемый параметр", "требуемое значение".
- Если требования, указанные в Техническом задании, прописаны перечислением, то есть требования к показателям и/или свойства товара, материала перечислены через ",", "\" или через союз "и" (в том числе марки, типы, виды, сорта, размеры, цвета и т.д.), то участник закупки должен представить конкретные сведения по параметрам эквивалентности, установленным Заказчиком, для каждого значения, в случае, если эти сведения не являются общими для всех перечисленных требований.
- В случае указания в вышеприведенной таблице интервалов значений показателей, в том числе сопровождающихся предлогами: "от" и/или "до", знаками "-", "_" означает, что граничные значения конкретных показателей могут являться соответствующими данному интервалу значений (кроме требуемых параметров, требуемых значений, обозначенных знаком "*").
Вышеуказанные положения Инструкции описывают различные символы и словосочетания, которые наделяются одинаковым смыслом, что вводит участников закупки в заблуждение и затрудняет понимание требований Заказчика с использованием таких символов и словосочетаний.
Кроме того, Заявитель указывает, что требования Инструкции противоречат друг другу, что также вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет однозначно определить требуемое значение параметров, например, по п.26 "Лампы накаливания с аргоновым наполнением" Заказчиком установлено следующее требование "диапазон напряжений - 220-230 В", при этом, согласно вышеописанным положениям Инструкции слово "диапазон" указывает на необходимость представления значения данного показателя именно в форме диапазона, вместе с тем, знак "-" означает, что граничные значения конкретных показателей могут являться соответствующими данному интервалу значений.
В Инструкции также установлено следующее положение: "Значение требуемого параметра, помеченного знаком "_", является неизменяемым значением", что по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку техническая часть аукционной документации не содержит ни одного требуемого параметра, помеченного данным символом. Вместе с тем, символ "_" имеется в п.73 и п.78 технической части аукционной документации в "требуемом значении" и Инструкция не описывает правило чтения указанного знака в данном случае.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в чем заключается необходимость установления вышеуказанных положений Инструкции, противоречащих друг другу, наделяющих различные символы аналогичным значением, а также применение которых невозможно в рамках установленных Заказчиком требований к товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком неправомерных требований к товарам по следующим позициям:
- п.6 "Лампы люминесцентные": Стабильность светового потока - после 2000 ч горения, после 70% номинальной продолжительности горения 70-80 %. Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ 6825-91 "Лампы люминесцентные трубчатые для общего освещения" значения для стабильности светового потока лампы после 2000 часов горения составляет не менее 80 % и после 70% номинальной продолжительности горения будут не менее 70 %. Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при описании требований к товарам по п.11, 27, 28.
- п.6 "Лампы люминесцентные": Номинальный ток рабочий, предварительного подогрева - не более 0,55А. Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ 6825-91 значения для номинального рабочего тока составляет 0,37 А, а номинального тока предварительного подогрева различными 0,55 А. Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при описании требований к товарам по п.11, 27, 28.
- п.9 "Кабели силовые с медными жилами, с изоляцией и оболочкой из поливинилхлоридных композиций пониженной пожароопасности, с низким дымо - и газовыделением": Длительно допустимая температура нагрева жил кабелей при эксплуатации и максимально допустимая температура жил при коротком замыкании - не менее 70 °С. Согласно требованиям Таблицы 21 ГОСТ 16442-80 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия" значения для длительно допустимой температуры нагрева жил составляет не более 70 °С, а для максимально допустимой температуры жил при коротком замыкании будет различной - не более 160 °С.
Таким образом, установление Заказчиком требований подобным образом, позволяет участникам закупки представить значения показателей характеристик, удовлетворяющие требованиям аукционной документации, но одновременно противоречащие положениям соответствующих ГОСТ.
- п.9 " Кабели силовые с медными жилами, с изоляцией и оболочкой из поливинилхлоридных композиций пониженной пожароопасности, с низким дымо - и газовыделением": Максимальный диаметр жил - <2 мм. Вместе с тем, ГОСТ 16442-80 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия", требование о соответствии которому предъявлено в аукционной документации, не регламентирует такой показатель как "Максимальный диаметр жил";
- п. 24 "Прокладка паронитовая": масса прокладки до 0,016 кг мм. Вместе с тем, ГОСТ 15180-86 "Прокладки плоские эластичные. Основные параметры и размеры", требование о соответствии которому предъявлено в аукционной документации, не регламентирует такой показатель как "Масса прокладки".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика указал, что по п.24 в вышеизложенном требовании допущена техническая ошибка в части указания единицы измерения "мм". Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить, на основании каких положений ГОСТ 16442-80, ГОСТ 15180-86 или иных нормативных документов и стандартов установлены требования к вышеуказанным характеристикам.
- п.32 "Пускорегулирующий аппарат, стартер": Масса* - 0,10-0,25 г. Заявитель в своей жалобе указывает, что невозможно представить реально существующий товар с требуемым значением массы. В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, свидетельствующие о наличии на рынке пускорегулирующого аппарата с массой, значение которой удовлетворяет вышеуказанному требованию Заказчика.
- п. 42 "Выключатели автоматические": Описание - Вес выключателя не менее 0,5 кг. Количество полюсов требуется 4. Вес одного полюса менее 150 грамм. Вместе с тем, выключатель, состоящий из 4 полюсов при общей массе не менее 0,5 кг, исходя из требований Заказчика, может иметь массу 1 полюса только в пределах от 125 грамм (500 г/ 4 =125 г) до 149 г, поскольку масса полюса должна быть менее 150 грамм. Таким образом, Заказчиком искусственно расширен диапазон возможных значений для массы 1 полюса, при этом масса 1 полюса и масса выключателя напрямую взаимозависимы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы Инструкция по заполнению заявки не содержит трактовки словосочетания "в диапазоне", что не даёт Заявителю возможности однозначно понять, в каком виде должно быть представлено значение - в виде конкретного значения, которое находится "в диапазоне" или же в виде диапазона, так например в требовании к товару по п.1 "Кран водоразборный": температура рабочей среды - кран должен быть пригоден для работы при температуре среды в диапазоне не уже чем от -40°С до +75 °С.
Вместе с тем, Инструкция содержит следующее положение: В случае наличия в требуемом параметре, требуемом значении слов "диапазон", "в пределах", "в интервале", участник закупки должен представить значения данного показателя именно в форме диапазона. Также к определению "диапазона" относится надстрочный знак "1", установленный в графах "требуемый параметр", "требуемое значение".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, каким образом нарушены законные права и интересы Заявителя, а также в чем заключается препятствие при заполнении заявки с учетом возможности участника закупки руководствоваться положением Инструкции, описывающего чтения слова "диапазон", "в пределах", "в интервале".
Также, по мнению Заявителя, Заказчиком установлено следующее неправомерное положение Инструкции по заполнению первой части заявки: "В случае, если тот или иной параметр не нормируется положениями ГОСТ или положениями документации производителя, то участник должен отметить этот факт, например, "не нормируется" или "-". Однако, как указывает Заявитель, в случае выполнения данного требования Инструкции участник закупки не будет соответствовать требованиям аукционной документации, поскольку его значение не будет соответствовать требованиям Заказчика.
Вместе с тем, в силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился указать на конкретные требования к товарам технической части аукционной документации, которые в случае применения вышеуказанного положения Инструкции приводят к несоответствию значений, предлагаемых участником закупки, требованиям Заказчика.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГБУ "ЦГА Москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам и неправомерных положений Инструкции по заполнению первой части заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1,2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии А.С. Спирякова
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н. (495) 784-75-05 (153)
1. ГБУ "ЦГА Москвы"
117393, Москва, ул. Профсоюзная, д. 80
2. ООО "Рельеф"
142600, г. Орехово-Зуево, ул.Бабушкина, д.2а, оф.34
3. АО "ЕЭТП"
117312, Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-5736/77-17 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
26.05.2017 Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.С. Спиряковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
на основании решения Комиссии от 26.05.2017 по делу N2-57-5736/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "ЦГА Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта оказание услуг по техническому обслуживанию зданий (Закупка N 0373200608717000004) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе, а также при заключении государственного контракта по итогам проведения электронного аукциона N 0373200608717000004 не учитывать неправомерные, требования к товарам и неправомерные положения Инструкции по заполнению первой части заявки в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России от 26.05.2017 по делу N2-57-5736/77-17.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения Московского УФАС России.
3. Заказчику в срок до 30.06.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии А.С. Спирякова
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н. (495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 мая 2017 г. N 2-57-5736/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2017