Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителей Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы: А.А. Анисимовой, П.С. Жендарова, А.М. Поставнина, Н.М. Грачева,
в отсутствие представителей ООО "Сервис Эконом", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России N МГ/23435/17 от 17.05.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Сервис Эконом" (далее - Заявитель) на действия Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту подвальных помещений и коммуникаций отопления здания Москомархитектуры, расположенного по адресу: г. Москва, Триумфальная площадь, д.1, стр.1 (Закупка N 0173200022717000021) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 17.05.2017 N МГ/23435/17 документы и сведения.
1. В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в п. 5.16 технического задания требования о том, что применяемые при выполнении работ товары должны быть произведены в 2016 году, требования п. 5.20 технического задания "надежность товара должна составлять не менее 30 (тридцати) % от срока гарантии используемого товара".
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими положениями законодательства об осуществления закупок Заказчиком установлено данное требование, затруднился пояснить необходимость установления требования о том, что товары, применяемые при выполнении работ должны быть изготовлены в 2016 году, а также затруднился пояснить на основании каких сведений Заказчиком установлено требование к характеристике "надежности" применяемых товаров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы, а также нарушении Заказчиком ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя Заказчиком в п. 9 технического задания неправомерно установлено, что оплата выполненных работ осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня получения счета и после подписания сторонами акта о приемке выполненных работ, поскольку в соответствии с п. 2.5.2 проекта контракта Заказчик оплачивает работы поэтапно в течение 30 календарных дней с даты подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки, поскольку указанные сроки оплаты государственного контракта являются противоречивыми.
В силу ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя, а также пояснил установление в п. 9 технического задания срока оплаты контракта следствием технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. По мнению Заявителя Заказчиком в п. 4 информационной карты аукционной документации неправомерно установлен срок выполнения работ с 09.06.2017 до 23.07.2017, поскольку п. 6 технического задания установлен срок выполнения работ в течение 45 календарных дней с даты заключения контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что срок с 09.06.2017 до 23.07.2017 составляет 45 календарных дней.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих данные доводы жалобы, а также свидетельствующих об установлении Заказчиком в аукционной документации неправомерного срока выполнения работ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
4. По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, применяемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации требования к показателю "Схематическое изображение винта с полупотайной головкой" со следующим значением "соответствует ГОСТ" при описании товара п. "Винт тип 3", поскольку, по мнению Заявителя, данная характеристика не является функциональным значением или характеристикой винтов, а также, поскольку из аукционной документации не представляется возможным определить какому ГОСТ должно соответствовать схематическое изображение товара.
Вместе с тем, Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе установлено требование о соответствии применяемых товаров положениям ГОСТ, с указанием каким именно ГОСТ должен соответствовать каждый товар, в том числе товар "Винт тип 3", а именно ГОСТ 10621-80 "Винты самонарезающие с полукруглой головкой для металла и пластмассы. Конструкция и размеры".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость указания в составе заявки значения указанного параметра с учетом того, что участник закупи выражает согласие с условиями аукционной документации.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, поскольку значения данных характеристик определяются только после проведения исследований конкретных партий товаров, а именно установление Заказчиком в аукционной документации, в том числе, следующих требований:
- в п. "Растворы цементные тип 3" установлены требования к характеристикам "Содержание цемента в растворной сухой смеси", "Содержание песка в растворной сухой смеси", "Соотношение вяжущего к наполнителю в сухой смеси", "Содержание золы-уноса в растворной смеси";
- в п. "Шурупы тип 2" установлено требование к характеристике "Теоретическая масса 1000 штук шурупов";
- в п. "Сталь полосовая тип 2" установлено требование к характеристике "Масса 1 м длины полосовой стали".
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционах имеют возможность указать конкретные значения вышеуказанных характеристик применяемых товаров, без проведения испытаний определенной партии товара.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 8 заявок на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принималось решений об отклонении заявок от участия в аукционе на основании несоответствия сведений указанных в заявках вышеуказанным требованиям аукционной документации, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в п. "Болты с гайками и шайбами тип 2" неправомерно установлено требование "Высота головки k болта: от 4* до 10*мм", поскольку инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе предусмотрено следующее положение: "в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и)", - что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки определить какое количество значений показателя необходимо указать в заявке на участие в закупке.
В своих возражениях на жалобу Заявителя Заказчик указывает на то, что указанное положение инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе позволяет участникам закупки указать одно или несколько значений характеристики, при этом, с учетом того, что в аукционной документации установлено требование "Номинальный диаметр резьбы d болта: [6, 14, 10]; [8, 16, 12] мм" к товару "Болты с гайками и шайбами тип 2" участникам закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционе необходимо указать три значения высоты головки, соответствующие по ГОСТ, распространяющемуся на данный товар, каждому номинальному диаметру резьбы болта.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод, а также свидетельствующих о неправомерности установления Заказчиком в инструкции по заполнению заявки указанного положения.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сервис Эконом" на действия Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы обоснованной в части установления неправомерных требований в п. 5.16, 5.20 технического задания, установления противоречивого срока оплаты государственного контракта, а также установления неправомерных требований к товарам "Винт тип 3", "Растворы цементные тип 3", "Шурупы тип 2", "Сталь полосовая тип 2".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.13 ст.34, п. 1, 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 мая 2017 г. N 2-57-5288/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2017