Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 мая 2017 г. N 2-57-5113/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей:
ГБУ г. Москвы "Жилищник Басманного района": Софейчук В.А., Дюльгарова И.Н.,
ООО "БУМ": Денисенко Е.Г.,
рассмотрев жалобу ООО "БУМ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник Басманного района" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку материалов лот N 1 (Совместная закупка) (Закупка N 0373200081217000059) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/22848 от 15.05.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований:
1) в п. "Удобрение комплексное, минеральное" установлено требование: "Внешний вид: должен представлять собой гранулы или кристаллы белого цвета или слегка окрашенные. Внешний вид должен представлять собой мелкие кристаллы серовато* - белого* цвета или мелкие зерна различных оттенков красно* - бурого* цвета". По мнению Заявителя, данные требования не дают однозначного понимания какого все таки вида, цвета и формы должно быть удобрение: гранулы или кристаллы или зерна, белого или слегка окрашенного или серовато-белого или красно-бурого цвета.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, пояснив, что вышеуказанные нарушения допущены вследствие технической ошибки.
2) в п. "Торф нейтрализованный" установлено требование "Массовая доля влаги нейтрализованного торфа не более 60. Для производства нейтрализованного торфа предназначен торф, добываемый на торфяной залежи верхового или переходного типов со степенью разложения торфа не более 35%. Перед нейтрализацией торф необходимо просеивать через сито (грохот) размером ячеек 20х20 мм для удаления крупных фракций пушицы и древесных включений". По мнению Заявителя, данные требования предъявлены не к самому товару, а к этапам его производства, что может вводить в заблуждение участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, пояснив, что вышеуказанные нарушения допущены вследствие технической ошибки.
3) в п. "Щепа древесная декоративная" установлено требование "Сорт мешка: Первый или второй". Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены требования к сортности упаковки товара, что может вводить в заблуждение участников закупки, поскольку сорт мешков не влияет на качественные характеристики поставляемой щепы.
4) в п. "Луковица тюльпана" установлено требование "Луковицы тюльпанов должны иметь отношение наименьшего диаметра к наибольшему на уровне наибольшего поперечного сечения для первого размера не менее 0,61, второго и третьего размера не менее 0,66. Луковицы тюльпанов должны иметь следующие весовые характеристики: тюльпаны первого размера не менее 40 г, второго размера - не менее 30 г. длина окружности в наибольшем поперечном сечении по размерам от 11". По мнению Заявителя, данные требования являются избыточными поскольку не могут быть известны участнику на момент формирования заявки, кроме того они дублируют требования Заказчика о размерности луковиц.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, пояснив, что вышеуказанные нарушения допущены вследствие технической ошибки.
5) В инструкции не описано каким образом участник должен предоставить свое предложение, в случае, когда требование описано с одновременным использованием союза "или" и символа ",", а именно: п. "Дерево лиственное Дуб" (Саженцы: должны быть второй или первой группы, первого или второго сорта), п. "Дерево Яблоня декоративная краснолистная" (Саженцы: допускаются саженцы с изреженной или асимметричной кроной, с небольшими искривлениями ствола не более 5 см от вертикальной оси), п. "Дерево хвойное Ель" (Во 2-м сорте: допускаются саженцы с изреженной или асимметричной кроной, с искривлением ствола не более 5 см от вертикальной оси) и т.д.
6) Заказчиком при описании объекта закупки использовано сокращение "св.", применение которого не описано в инструкции, однако требования с применением этого символ установлены: п. "Дерево лиственное Липа кустовая" (высота штамба: св. 1* до 1,8*),
7) Заказчиком при описании объекта закупки использован символ "/", применение которого не описано в инструкции, однако требования с применением этого символа установлены: п. "Дерево хвойное Ель" (Сорт 1/2), п. "Дерево хвойное Лиственница" (Сорт 1/2) и т.д.
8) Инструкцией по заполнению заявки установлено: "В случае необходимости указания габаритных размеров требуемого товара, в Сведениях о товаре заказчиком указываются соответствующие значения требуемого параметра в отдельных ячейках формы, сопровождающиеся словами: длина, высота, ширина, глубина и т.д.", однако в нарушение установленных требований Заказчик описывает объект закупки следующим образом: п. "Дерево лиственное Липа кустовая" (Размер кома не менее 0,5х0,5х0,4).
9) в п. "Дерево лиственное Липа кустовая" заказчиком установлено требование "Высота саженцев" с требуемым значением "от 1* до 2*, от 2* до 3*". В п. "Дерево лиственное Клен" заказчиком установлено требование "Высота саженцев" с требуемым значением "от 0,8* до 1*". В п. "Дерево лиственное Дуб" заказчиком установлено требование "Высота саженцев" с требуемым значением "от 0,8* до 1*, от 1* до 2*". В п. "Дерево Яблоня декоративная краснолистная" заказчиком установлено требование "Высота саженцев" с требуемым значением "от 1,2* до 1,4*". В п. "Дерево лиственное Рябина" заказчиком установлено требование "Высота саженцев" с требуемым значением "от 0,6* до 0,8*". В п. "Дерево лиственное Ясень" заказчиком установлено требование "Высота саженцев" с требуемым значением "от 0,8* до 1*". При этом, в соответствии с ГОСТ 24909-81 данные параметры установлены определенным значением в зависимости от сорта и группы товара. Таким образом, Заказчику заведомо известны данные характеристики при указании участником закупки группы и сорта товара, а также данные параметры расширяют диапазон возможных значений в соответствии с ГОСТ 24909-81.
10) в п. "Кустарник Можжевельник" установлено требование "высота надземной части" (должна быть не менее 80 см), однако, в спецификации указано наименование "Кустарник Можжевельник, длина кустарника от 0,6 до 1-м, с комом земли", соответственно, согласно требованиям, установленным заказчиком в Форме-2, невозможно предоставить Кустарник длиной от 0,6 до 0,8 м, размеры которого не противоречат спецификации. В п. "Кустарник Сирень" установлено требование "высота надземной части" (должна быть не менее 80 см), однако, в спецификации указано наименование "Кустарник Сирень, длина кустарника от 0,5 до 1-м, с комом земли" и "Кустарник Сирень, длина кустарника от 0,5 до 1-м, открытая корневая система", соответственно, согласно требованиям, установленным заказчиком в Форме-2, невозможно предоставить Кустарник длиной от 0,5 до 0,8 м, размеры которого не противоречат спецификации. В п. "Кустарник вьющийся Клематис" установлено требование "высота надземной части" (должна быть не менее 80 см), однако, в спецификации указано наименование "Кустарник вьющийся Клематис, длина кустарника от 0,6 до 4,0-м, с комом земли", соответственно, согласно требованиям, установленным заказчиком в Форме-2, невозможно предоставить Кустарник длиной от 0,6 до 0,8 м, размеры которого не противоречат спецификации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость и правомерность установления вышеуказанных требований в Форме-2, а также установление требований к товарам вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к вышеуказанным товарам установлены в нарушение п.1 ч.1 ст. 33, ч.2 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно по позициям: п. "Щепа древесная декоративная" (Массовая доля гнили в коре, Массовая доля минеральных примесей в коре, Класс опасности, Толщина коры, Влажность коры, Плотность коры, Содержание фракции 10_20 мм, Содержание фракции 20_40 мм, Содержание фракции 40_60 мм), п. "Торф нейтрализованный" (Массовая доля влаги нейтрализованного торфа, Перед нейтрализацией торф необходимо просеивать через сито (грохот) размером ячеек 20х20 мм для удаления крупных фракций пушицы и древесных включений),
По мнению Заявителя, конкретные показатели по вышеуказанным параметрам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, поскольку достоверное значение данных показателей возможно установить только после проведения испытаний (измерений) определенной партии товара после его производства, в ходе приёмо-сдаточных испытаний для каждой партии товара.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не предоставил документов и сведений, подтверждающих возможность определения конкретных значений по установленным в Приложении N 1 к техническому заданию характеристикам вышеуказанных товаров на этапе подготовки заявки на участие в аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения аукционной документации предусматривают требования к описанию участником закупки в составе заявки на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанного товара. Также указанные требования к товару могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку предполагают от участников закупки на этапе формирования заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам Формы-2 таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в Техническом задании Аукционной документации следующих требований:
1) в п. "Дерево лиственное Липа кустовая" установлено требование "Листья: до четырнадцати сантиметров, округло-яйцевидные, зеленые, волосистые сверху, с пучками волосков в углах жилок - снизу, на черешках 2 - 6 см длиной". Согласно доводам жалобы инструкцией по заполнению заявки установлено: "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения". Таким образом, участник вынужден предложить диапазон значений, однако такая величина как длина может быть представлена конкретным значением.
Вместе с тем, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы, поскольку размеры черешков листьев дерева не могут быть указаны конкретным числом.
2) в инструкции по заполнению заявки указано: "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.: ГОСТ Р 51661.4-2000 Торф нейтрализованный, ГОСТ 24909 - Деревья декоративных лиственных пород, ГОСТ 25769 - Деревья хвойных пород, ГОСТ 26869 - Саженцы декоративных кустарников, ГОСТ Р 52325 - Семена, ГОСТ 28849 -Луковицы цветочных культур". Однако Заказчиком также установлено соответствие ГОСТам и в табличной форме в сведениях о товарах, например: п. "Щепа древесная декоративная" (Упаковка: Поставляется в мешках для технической продукции массой до 50 по ГОСТ 32522-2013 или ГОСТ 32521-2013).
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя не представил доказательств, каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, а также каким образом установленные требования могут повлечь к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "БУМ" на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник Басманного района" обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч.2 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии З.У. Несиев
Р.Г. Осипов
Исп. Несиев З.У.
1. ГБУ г. Москвы "Жилищник Басманного района"
105066 г.Москва, 1-й Басманный переулок, д.6
2. ГКУ "Дирекция ЖКХИБ ЦАО"
105066, Москва, ул. Басманная нов., дом 37/стр. 1
3. ООО "БУМ"
121601, г. Москва, Бульвар Филевский, дом 39, офис 2
4. АО "Единая электронная торговая площадка"
117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-5113/77-17 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
18.05.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
на основании решения Комиссии от 18.05.2017 по делу N 2-57-5113/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "БУМ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник Басманного района" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку материалов лот N 1 (Совместная закупка) (Закупка N 0373200081217000059), в соответствии с Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протоколы рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протоколы проведения Аукциона;
-вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протокола, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционах;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о конкратной системе и с учетом решения по делу N 2-57-5113/77-17 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена согласно ч.6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционах, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционах, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России по делу N 2-57-5113/77-17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 30.06.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу:
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии З.У. Несиев
Р.Г. Осипов
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 мая 2017 г. N 2-57-5113/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2017