Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 29 мая 2017 г. N 06-4343/НК
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
рассмотрев жалобу N 93/КС ООО "СтройСервисКрасноярск"" на действия муниципального заказчика - Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство средней общеобразовательной школы на 150 учащихся в с. Июс Орджоникидзевского района Республики Хакасия" (закупка N 0180300007317000006) и результаты проведения внеплановой проверки действий государственного заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 23.05.2017 вх. N 3316 поступила жалоба ООО "СтройСервисКрасноярск" на действия муниципального заказчика - Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство средней общеобразовательной школы на 150 учащихся в с. Июс Орджоникидзевского района Республики Хакасия" (закупка N 0180300007317000006).
В своей жалобе заявитель указывает, что действия Заказчика незаконными и ограничивающими конкуренцию между участниками торгов, в связи с тем, что он включает в состав лотов продукцию (товары), которая технологически и функционально не связана с товарами, работами, услугами,
поставкой, выполнением, оказанием которых является предмет торгов.
Это противоречит части 3 ст. 17 Федерального закона от 2607.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Предметом аукциона является выполнение работ по строительству. В соответствии с документацией в рамках аукциона необходимо выполнить общестроительные работы которые относятся к сфере деятельности имеющей свои особенности и специфику, для выполнения которой организация должна обладать определенными разрешениями, сертификатами и ресурсами. На ряду с эти согласно документации, разделе "Ведомость объемов работ N07, Технологическое оборудование" подрядчик в рамках аукциона, должен выполнить не только строительные работы, но и поставить технологическое оборудование и мебель.
Поставка данного оборудования технологически и функционально не связана с предметов закупки.
На основании вышеизложенного, податель жалобы просит: приостановить определение поставщика; провести внеплановую проверку; выдать заказчику предписание о внесении изменений в положения документации, нарушающие закон, продлить сроки подачи заявок.
В адрес антимонопольного управления 29.05.2017 года вх. N 3455 поступил пакет документов от муниципального заказчика.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель муниципального заказчика, устно пояснил следующее.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ "О защите конкуренции" в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из положений аукционной документации, предметом аукциона является единый технологически и функционально связанный комплекс работ по созданию здания, включающий в себя общестроительные работы, монтажные и пуско-наладочные работы, в том числе монтаж технологического оборудования, необходимые для ввода объекта в эксплуатацию.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществить строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
В соответствии с проектно-сметной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, в объект закупки включена поставка технологического оборудования, подлежащего монтажу, к которому необходимо подвести электрические сети с определенным напряжением, сечением кабельной продукции и степенью защиты, выполнить общестроительные работы в соответствии с габаритами и способом крепления монтируемого оборудования.
Включение в объект закупки поставку монтируемого оборудования преследует цель создания готового к эксплуатации объекта в едином процессе с экономией временных затрат, при максимально эффективном расходовании бюджетных средств. Данный вывод согласуется с судебной практикой, в том числе с Определением Верховного Суда РФ от 23.03.2015 N 304-КГ15-1413 по делу N А46-3706/2014, Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.05.2015 N Ф01- 1668/2015 по делу N А38-5073/2014.
Из положений проекта контракта также следует, что подрядчик (лицо с которым будет заключен контракт по результатам рассматриваемой закупки) вправе привлекать к исполнению контракта иных лиц (субподрядчиков).
Заказчик, просит признать жалобу ООО "СтройСервисКрасноярск" необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у муниципального заказчика документы и информация о размещении закупки N 0180300007317000006 представлены на рассмотрение жалобы N 93/КС в полном объеме.
В результате анализа и оценки информации и документов, в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
12.04.2017 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на Электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещена информация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство средней общеобразовательной школы на 150 учащихся в с. Июс Орджоникидзевского района Республики Хакасия" (закупка N 0180300007317000006).
Начальная (максимальная) цена контракта 176 657 520,00 рублей.
Документация об аукционе N 0180300007317000006 утверждена главой Орджоникидзевского района (_).
15.05.2017 года во исполнения предписания Хакасского УФАС России на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на Электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещена информация с изменениями о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство средней общеобразовательной школы на 150 учащихся в с. Июс Орджоникидзевского района Республики Хакасия" (закупка N 0180300007317000006).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета закупки, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.
Согласно извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме, документации об открытом аукционе, предметом открытого аукциона являются работы по завершению строительства объекта капитального строительства "Строительство средней общеобразовательной школы на 150 учащихся в с. Июс Орджоникидзевского района Республики Хакасия".
Требования статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при разработке и утверждении документации об открытом аукционе заказчиком выполнены, в частности, в составе документации об открытом аукционе имеется Раздел 3 "описание объекта закупки" документации об аукционе где указано, что выполнить строительство средней общеобразовательной школы на 150 учащихся в с. Июс Орджо-никидзевского района Республики Хакасия необходимо согласно проектно-сметной документации.
В проектно-сметной документации указаны объемы и характеристики работ, материалов, используемых при выполнении работ, а также оборудования, требующего монтажа и подключения. Вся проектно-сметная документация размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на Электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ, осуществляемого на территории Российской Федерации, а также формирования цен на строительную продукцию, Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. N 15/1 утверждена Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации.
Так, в пункте 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации указано, что в сметную стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включаться стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря и прочие затраты.
Таким образом, при осуществлении закупки заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования следует рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
В комплекс работ по созданию общеобразовательной школы, включающий в себя общестроительные работы, монтажные и пусконаладочные работы входит, в том числе монтаж технологического оборудования, необходимого для ввода объекта в эксплуатацию.
В соответствии с проектно-сметной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, в объект закупки включена поставка технологического оборудования, подлежащего монтажу, к которому необходимо подвести электрические сети, обеспечить степень защиты такого оборудования, выполнить общестроительные работы в соответствии с габаритами и способом крепления монтируемого оборудования.
Комиссией установлено, что комплектация объекта технологическим оборудованием и мебелью предусмотрена проектно-сметной документацией, в которой по каждому помещению дано полное технологическое решение объекта, соответствующее его назначению, со спецификами оборудования, габаритами, количеством, требованиям санитарно-гигиенических норм, противопожарных норм.
Также установлено, что документацией об аукционе предусмотрено технологическое оборудование, которое является монтируемым, то есть требует монтажа и подключения. Для нормального функционирования оборудования требуется подведение его к местам установки различных инженерных систем (вода, электроэнергия, вентиляция, канализация и т.д.).
Кроме того, пунктом 5.3.1 проекта муниципального контракта заказчиком установлено, что: Подрядчик вправе: заключать договоры с субподрядными организациями.
Таким образом, заказчиком правомерно включено в состав предмета закупки выполнение работ по строительству школы с поставкой монтируемого оборудования, соответствующего технической документации объекта строительства.
Так же представитель заказчика представил сведения, согласно которым не монтируемое оборудование, поставка и установка которого возможна впоследствии после завершения строительных работ, не включено в объект закупки, о чем свидетельствует расчет стоимости на выполнение работ по предмету закупки, в котором не монтируемое оборудование исключено и не является предметом закупки.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе Законом о контрактной системе в сфере закупок возлагается на лицо, подавшего жалобу на соответствующие действия (бездействия) заказчика.
Заявителем жалобы не представлены доказательств, подтверждающих, что заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства.
Таким образом, довод заявителя жалобы ООО "СтройСервисКрасноярск" не нашел своего подтверждения и признан комиссией антимонопольного органа необоснованным.
Так же является необоснованным и неподтвержденным документально довод о нарушении Заказчиком части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в связи, с чем материалы жалобы для дальнейшего рассмотрения вопроса об ограничении конкуренции, по правилам установленным данным законодательством, комиссией антимонопольного органа решено не передавать.
В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 93/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В ходе проведения внеплановой проверки размещения закупки нарушений не установлено.
В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями части 1 статьи 33, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.33 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 93/КС ООО "СтрйСервисКрасноярск" на действия муниципального заказчика - Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство средней общеобразовательной школы на 150 учащихся в с. Июс Орджоникидзевского района Республики Хакасия" (закупка N 0180300007317000006) необоснованной.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 29 мая 2017 г. N 06-4343/НК
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2017