Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 23 мая 2017 г. N РЗ-174/17
Резолютивная часть решения оглашена "23"мая 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено "26" мая 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия) в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов властиКозлова Н.Е.,
в присутствии представителейФКУ "ГБ МСЭ по Тамбовской области" Минтруда России <_>,
в отсутствие представителей заявителя,
рассмотрев жалобуООО "СтройСити" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФКУ "ГБ МСЭ по Тамбовской области" Минтруда России) при проведении электронного аукциона N 0364100012017000039 на капитальный ремонт здания ФКУ "ГБ МСЭ по Тамбовской области" Минтруда России, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул.Марата, д. 162А и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее также Заказчик)28.04.2017опубликовало в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" извещение N 0364100012017000039о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания ФКУ "ГБ МСЭ по Тамбовской области" Минтруда России, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул.Марата, д. 162А (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 461 000 ,00 руб.
ООО "СтройСити", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган. В качестве доводов Заявитель указал следующее:
1) в извещении об осуществлении закупки отсутствует информация о сроках завершения работ, о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта;
2) Заказчиком в аукционной документации не установлено обязательное требование о наличии у участников данной закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в строительстве;
3) включение примерной формы первой части заявки в состав аукционной документации противоречит действующему законодательству;
4) в документации об аукционе содержится двусмысленность и противоречивость;
5) требование Заказчика о предоставлении сертификатов соответствия на предлагаемый товар на стадии заключения контракта противоречит Закону о контрактной системе;
6) техническое задание (приложение N 2 к аукционной документации) содержит излишние требования к участникам закупки;
7) инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе носит неясный и непонятный характер;
8) Заказчиком при описании характеристик товара используются единицы измерения, несоответствующие единицам, установленным в соответствующих ГОСТах и несоблюдены правила их написания;
9) инструкция по заполнению заявки не содержит указаний о значении некоторых символов, применяемых Заказчиком;
10) Заказчиком не указаны конкретные наименования ГОСТов и ТУ;
11) по ряду позиций приложения N 2 к техническому заданию Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок, помимо конкретных показателей товаров, показателей химического состава материалов, технологических процессов их изготовления и результатов их испытаний;
12) опубликованные Заказчиком разъяснения положений аукционной документации носят формальный характер и не дают конкретных ответов на заданные участником вопросы.
Представители Заказчикана рассмотрении дела с доводами жалобы согласились.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, установила следующее.
1.ООО "СтройСити" указывает, что в извещении об осуществлении закупки отсутствует информация о сроках завершения работ, о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы, приходит к выводу о его обоснованности в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно требованиям, установленным в статье 42 Закона о контрактной системе,в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе, следующая информация:
- краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования;
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом);
- размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона N 0364100012017000039 указано, в том числе, следующее:
сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг-"другая периодичность",
порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок-"обеспечение заявки",
порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта-"обеспечение контракта".
Заказчиком не выполнены требования статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку указанные сведения не содержат необходимой в силу Закона информацию. Данные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заявитель считает, что Заказчиком в аукционной документации не установлено обязательное требование о наличии у участников данной закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в строительстве.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы, приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контактной системе документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФлицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Пунктом 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Объектом закупки рассматриваемого аукциона является "Капитальный ремонт здания ФКУ "ГБ МСЭ по Тамбовской области" Минтруда России, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул.Марата, д. 162А".
В приложении N 1 к техническому заданию "Смета", в том числе, указаны подлежащие выполнению в рамках капитального ремонта виды работ, входящие в Перечень и оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, например:
- "гидроизоляция стен, фундаментов горизонтальная оклеечная в 2 слоя" (п.24),
- "утепление покрытий плитами из минеральной ваты или перлита на битумной мастике в один слой" (п.55).
Учитывая вышеизложенное, при проведении закупки по капитальному ремонту объекта капитального строительстваустановление требования к участникам закупки о наличии у них свидетельства о допуске к работам по организации строительства является обязательным.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод жалобы обоснованным, а Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель считает, что включение примерной формы первой части заявки в состав аукционной документации противоречит действующему законодательству.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы, приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Заказчиком в приложении N 3 к аукционной документации приведена примерная форма первой части заявки. При этом Заказчиком указано, что "данная форма не является обязательной. Участник размещения заказа самостоятельно определяет форму Заявки и способ ее оформления".
В связи с тем, что Заказчик не обязывает участника закупки подавать заявку на участие в аукционе по установленной форме, Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод Заявителя необоснованным.
4. Заявитель указывает, что документация об аукционе содержит двусмысленность и противоречивость. Заказчик в одном случае указывает, что первая часть заявки должна содержать только согласие участника закупки на оказание услуг, а в другом - также и конкретные показатели используемого товара.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы, приходит к выводу о его обоснованности по нижеследующему.
В соответствии с п. 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В п. 33 "Информационного паспорта аукциона" Заказчиком указано, что "заявка на участие в аукционе состоит из двух частей:
а) Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать информацию о согласии Участника аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о настоящем аукционе_".
При этом, в приложении N 2 к техническому заданию Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров условиям документации об электронном аукционе и предполагающие заполнение участниками закупки заявок с конкретными значениями, соответствующие установленным требованиям.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что Заказчиком должным образом не установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе, чем нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Данные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. ООО "СтройСити" считает, что требование Заказчика о предоставлении сертификатов соответствия на предлагаемый товар на стадии заключения контракта противоречит Закону о контрактной системе.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы, приходит к следующему выводу.
Согласно приложению N 2 к аукционной документации Заказчиком указано, что "Для проведения работ должны применяться строительные и отделочные материалы, предусмотренные проектно-сметной документацией, отвечающие действующим ТУ, ГОСТам, СанПиН и ППБ. Вид, цвет и качество материала согласовывается с заказчиком.
Соответствие предлагаемых материалов должно подтверждаться наличием сертификатов на стадии заключения государственного контракта".
Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии предлагаемый товар (используемый материал). Подтверждение соответствия предлагаемых к использованию материалов должно осуществляться на стадии исполнения контракта.
Таким образом, данные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 64 Законао контрактной системе.
6. Заявитель считает, что техническое задание (приложение N 2 к аукционной документации) содержит излишние требования к участникам закупки. Так, в приложении N 2 к аукционной документации Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования:
"_Учитывая характер объекта, Подрядчик должен до начала выполнения работ представить Государственному заказчику список персонала, который будет задействован на объекте, с указанием фамилии, имени, отчества и паспортных данных каждого работника, а также номера автомашин, подвозящих материалы, оборудование и другие грузы для выполнения работ.
_Отчетная документация должна включать: акты на скрытые работы, материалы по фотофиксации всех скрытых работ, исполнительные схемы, технические отчеты и акты испытаний, паспорта и сертификаты на материалы, конструкции, изделия и оборудование, изменения, внесенные в проектно-сметную документацию, акты выполненных работ, утвержденных государственным заказчиком и Подрядчиком, а также акты ввода объекта. Отчетная документация представляется в двух экземплярах_".
Комиссия Тамбовского УФАС России согласна с Заявителем и считает данные требования Заказчика излишними и недопустимыми.
Заказчиком не представлены доказательства и подтверждающие документы о том, что объект, на котором производится капитальный ремонт, является режимным и на нем введены особые меры безопасности.
Кроме того, документа "Акт ввода объекта" не существует, и данное требование Заказчика является невыполнимым.
Таким образом, Заказчиком нарушена часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
7. ООО "СтройСити" указывает, что инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе носит неясный и непонятный характер.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы, приходит к следующему выводу.
По смыслу норм ст.ст. 33, 64, 66 Закона о контрактной системе инструкция по заполнению заявки должна носить не формальный характер, а действительно разъяснять порядок подачи заявок на участие в конкретном аукционе и заполнения требуемых сведений, а также предупреждать возможные неясности документации об аукционе для участниковзакупки.
В п. 4.4 документации об аукционе Заказчиком указано, что "при указании конкретных значений использование участником закупки слов (словосочетаний, знаков) "в пределах", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "+/-", "не выше", "не ниже", "до", "от", "более", "менее", "выше", "ниже" и т.п. не допускается, за исключением случаев, когда конкретным показателем является диапазон показателей, указанный заказчиком..."
В составе приложения N 2 к техническому заданию имеется "Дополнительная инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе", в которой, в том числе, указано, что "Конкретными показателями используемого товара являются конкретизированные максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, в том числе значения, имеющие эксплуатационные свойства, указанные в виде диапазонов, интервалов значений".
Данные положения инструкции Заказчика носят противоречивый и неясный характер, вводят участников закупки в заблуждение и нарушают требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, рассмотренный довод жалобы является обоснованным.
8. Заявитель указывает, что Заказчиком при описании характеристик товара по многим позициям технического задания используются единицы измерения, несоответствующие единицам, установленным в ГОСТах, и несоблюдены правила их написания.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы, считает его обоснованным по следующим обстоятельствам.
Заказчиком в "Дополнительной инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе" (приложение N 2 к техническому заданию), в которой, в том числе, указано, что "Конкретные показатели товаров представляются в тех единицах измерений, которые указаны в документации, с соблюдением правил их написания, установленных Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2009 г. N 879".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2009 N 879"Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации" утверждено Положение, которое устанавливает допускаемые к применению в Российской Федерации единицы величин, их наименования и обозначения, а также правила их применения и написания (далее -Положение о единицах величин).
Например, Заказчиком в п. 27 технического задания "Бруски обрезные" кроме прочих характеристик указано, в том числе:"физический объем используемой заготовки, не более 0,016 м3_". Тогда как в Положении о единицах величин единица величины кубический метр обозначается как "м".
В п. 30 технического задания "Штукатурка гипсовая" указано, в том числе:"плотность в затвердевшем виде не менее 900 кг/м3_".В Положении о единицах величин единица величины килограмм на кубический метр обозначается - "кг/м3".
Установленные требования Заказчика в "Дополнительной инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе" (приложение N 2 к техническому заданию) противоречивы и несоответствуют действующему законодательству и нарушают требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
9. Заявитель указывает, что инструкция по заполнению заявки не содержит указаний о значении символов "[ ]", "*", применяемых Заказчиком при установлении максимальных и (или) минимальных значений показателей, позволяющих определить соответствие применяемых товаров условиям документации об электронном аукционе.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы, считает его обоснованным по следующим обстоятельствам.
Так, по п. 20 технического задания "Плиты из минеральной ваты" указано, в том числе, "Теплопроводность, Вт/(м К), при температуре 10 °С [(283 * 5) К], 25 °С [(298 * 5) К], 125 °С [(398
5) К]: не более 0,060".
По п. 45 технического задания "Плитка для стен" установлено, в том числе, "Водопоглощение, %*: не более 3,5. Предел прочности при изгибе, МПа*: не менее 25".
В инструкции по заполнению заявкии документации рассматриваемого аукциона не указано, что обозначают знаки "[ ]" и "*" и не установлено, как участники закупки должны указывать конкретные показатели по всем предлагаемым для применения материалов, где применены такие знаки.
Таким образом, Заказчиком при утверждении документации об Аукционе была нарушена часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, так как инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе носит неясный характер, и не дает однозначно понимаемого указания, как заполнить заявку при использовании в требованиях к материалу знаков"[ ]" и "*".
10. ООО "СтройСити" указало, что Заказчиком в документации не обозначены конкретные наименования ГОСТов и ТУ, которым должны соответствовать предлагаемые к применению материалы.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы, приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми иприменяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчиком в техническом задании (приложение N 2 к аукционной документации) указано, что "Для проведения работ должны применяться строительные и отделочные материалы, предусмотренные проектно-сметной документацией, отвечающие действующим ТУ, ГОСТам, СанПиН и ППБ. Вид, цвет и качество материала согласовывается с заказчиком".
В Дополнительной инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе" Заказчиком установлено, что "Показатели физико-механических свойств, а также иные качественные и количественные характеристики каждого товара в рамках одной характеристики (параметра, значения) должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара с учетом реально существующих свойств требуемого товара и не должны противоречить составу документации об электронном аукционе, а также законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с требованиями заказчика. Техническая документация (технические условия, технические свидетельства, ГОСТ, СНиП и др.) вне зависимости от наличия или отсутствия указаний на внесенные в нее изменения и дополнения должна приниматься к рассмотрению в действующей редакции (с внесенными корректировками, изменениями, дополнениями и др.)...".
Однако,Заказчиком в некоторых пунктах технического задания (приложение N 2 к проекту контракта) не указано конкретное наименование ГОСТа, позволяющее сопоставить описываемый товар и ГОСТ, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Данные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
11. Заявитель указывает, что по ряду позиций приложения N 2 к техническому заданию Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок, помимо конкретных показателей товаров, показателей химического состава материалов, технологических процессов их изготовления и результатов их испытаний. При этом возможность указания участниками закупки по данным показателям диапазонных значений Заказчиком не предусмотрена.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы, соглашается с Заявителем.
Например, по п. 5 технического задания (приложение N 2 к аукционной документации) "Раствор строительный готовый" Заказчиком установлено следующее требование:
"Тип раствора: цементный и цементно-известковый. Строительный раствор на минеральных вяжущих, применяемый для каменной кладки строительных конструкций при возведении зданий и сооружений и штукатурки (набрызг, грунт, накрывочный слой). Марка по подвижности: Пк2-Пк4. Глубина погружения конуса, см, должна быть: 4-14. Водоудерживающая способность, %, должна быть не менее: 90. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10 %. Наибольшая крупность зерен заполнителя, мм, должна быть не более: 2,5. Марка по прочности на сжатие в проектномвозрастедолжна быть более: M75. Марка по морозостойкости: выше F35. Средняя плотность затвердевшего раствора в проектном возрасте, кг/м3, должна быть не менее: 1500. Наличие глины в растворе: присутствует или отсутствует. Материалы, применяемые для приготовления строительного раствора, должны соответствовать требованиям стандартов на эти материалы. Вяжущий материал - портландцемент или шлакопортландцемент и известь строительная. Тип цемента: ЦЕМ I, ЦЕМ II или ЦЕМ III; вид цемента: нормальнотвердеющий или быстротвердеющий. Прочность на сжатие в возрасте 28 сут., МПа, должно быть более: 22,5. Содержание минеральных добавок: присутствуют или отсутствуют. Содержание портландцементного клинкера: 35 - 100 % массы. Содержание шлака должно быть не более: 65% массы; содержание пуццолан, золы-уноса, глиежа или обожженного сланца, известняка, микрокремнезема должно быть не более: 20% массы; содержание вспомогательных компонентов должно быть не более: 5 % массы. Класс прочности цемента: 32,5Н, 32,5Б, 42,5Н, 42,5Б, 52,5Н или 52,5Б. Начало схватывания: не ранее 45 мин; содержание оксида серы (VI) S03 должно быть не более: 4,0 % массы цемента. Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов должна быть не более: 740 Бк/кг. Вид извести: воздушная, гидратная, полученная гашением кальциевой, магнезиальной или доломитовой извести. Сорт: 1 или 2. Содержание минеральных добавок: присутствуют или отсутствуют. Содержание активныхСаО + MgO, % по массе, должно быть не менее: 40. Содержание С02, % по массе, должно быть не более: 5. Влажность, %, должна быть не более: 5. Заполнитель - песок природный для строительных работ. Класс: I или II. Модуль крупности Мк: свыше 1,0 до 2,5. Полный остаток на сите N 063, % по массе, должно быть не более: 45. Содержание зерен крупностью свыше 10 мм, % по массе, должно быть не более: 5. Содержание зерен крупностью свыше 10 + свыше 5 мм + менее 0,16 мм, % по массе, должно быть не более: 20. Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе, должно быть не более: 5. Содержание глины в комках, % по массе, должно быть не более: 0,5. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф, Бк/кг, не более: 370".
По п.8 технического задания "Известь строительная" указано:
"Должна представлять собой продукт обжига карбонатных пород или смесь этого продукта с минеральными добавками. Должна применяться для приготовления растворов и бетонов, вяжущих материалов и производства строительных изделий. В зависимости от способа получения должна быть негашеной или гидратной. В зависимости от содержания в ней оксидов кальция и магния должна относиться к кальциевой, магнезиальной или доломитовой извести. По фракционному составу известь должна быть комовая, дробленая или порошкообразная. Известь должна быть с добавками или без добавок. Известь должна быть не ниже 3 сорта. Активные СаО + МgO должны быть не менее 40 % по массе. Активный МgO должны быть не более 40 % по массе. Содержание СО2 должно быть не более 11 % по массе. Непогасившиеся зерен должно быть не более 20 % по массе".
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в аукционной документации по многим позициям технического задания неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели результатов технологических испытаний указанных товаров, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления таких подробных сведений и конкретных значений характеристик.
Действия Заказчика,в части требования к описанию участниками объекта закупки нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
12. ООО "СтройСити" считает, что опубликованные Заказчиком разъяснения положений аукционной документации носят формальный характер и не дают конкретных ответов на заданные участником вопросы. При этом Заявителем не представлено доказательств, чем в данном случае нарушены его права и законные интересы, а также, какие именно разъяснения не соответствуют законодательству о контрактной системе.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод жалобы, считает его необоснованным по следующим основаниям.
Заявитель в нарушение статьи 105 Закона о контрактной системе не обосновал заявленный довод и не подтвердил соответствующими документами.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
15.05.2017 Заказчиком размещены в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе и Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что Заказчиком даны разъяснения на поставленные вопросы участников.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "СтройСити"обоснованной в части доводов NN 1-2, 4-11 настоящего решения.
2. Признать Заказчика - Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации нарушившим ч. ст. 7, ч. 1 ст. 33, ст. 42 , ч.ч. 1, 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об аукционе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н.Колодина
Н.Е. Козлова
Исп.: Козлова Н.Е.
тел: 8 (4752) 72-73-44
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N 174/17 о нарушении законодательства
о контрактной системе
Резолютивная часть предписания оглашена "23" мая 2017 г.
В полном объеме предписание изготовлено "26" мая 2017 г.
г.Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Н.,
на основании своего решения от 26.05.2017 по делуN РЗ-174/17 о нарушении законодательства о контрактной системе на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Аукционной комиссии Заказчика:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона (извещение N 0364100012017000039);
- внести изменения в документацию об аукционе (извещение N 0364100012017000039), приведя ее в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения Тамбовского УФАС России от 26.05.2017 по делу N РЗ-174/17;
- назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе в сфере закупок информацию об отмене Протоколов.
2. Оператору электронной площадки (АО "Единая электронная торговая площадка") не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- обеспечить программную возможность исполнения п.1 настоящего предписания;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, о внесении изменений в аукционную документацию электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания ФКУ "ГБ МСЭ по Тамбовской области" Минтруда России, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул.Марата, д. 162А (извещение N 0364100012017000039) и новом сроке подачи заявок, дате проведения аукциона.
3. Лицам, указанным в настоящем предписании, сообщить и представить доказательства его исполнения в Тамбовское УФАС России в срок до "30" июня 2017 года.
Настоящее предписание в течение трех месяцев со дня его выдачи может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
Н.Е. Козлова
Исп.: Козлова Н.Е.
тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 23 мая 2017 г. N РЗ-174/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2017