Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 26 мая 2017 г. N 5561/05-02(154Ж-17)
Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 31 мая 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Потемкина Т.В., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н.,
с участием:
от заявителя Депутата Ярославской областной Думы Балабаева С.А. (далее - заявитель) - представители по доверенности Варин А.В., Рывкин В.И.,
от заказчика - департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее также - заказчик) - представители по доверенности Воронина З.В., Герасимов Ю.В., Козлов М.Е., Кондруцкий Д.В., Мохначев А.В., Шведова Н.В., Круглова И.К.,
от уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области (далее - уполномоченный орган) - представитель по доверенности Старостина М.А.,
рассмотрев жалобу Депутата Ярославской областной Думы Балабаева С.А. на действия заказчика - Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских работ по теме "Комплекс мероприятий по анализу состояния озера Неро и необходимости проведения работ по его комплексной экологической реабилитации" (извещение N 0171200001917000579) (далее - конкурс, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступила жалоба Депутата Ярославской областной Думы Балабаева С.А. на действия заказчика - Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских работ по теме "Комплекс мероприятий по анализу состояния озера Неро и необходимости проведения работ по его комплексной экологической реабилитации" (извещение N 0171200001917000579).
В жалобе заявитель указывает на следующие несоответствия конкурсной документации на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских работ по теме "Комплекс мероприятий по анализу состояния озера Неро и необходимости проведения работ по его комплексной экологической реабилитации" (извещение N 0171200001917000579) требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ):
1. заказчиком и уполномоченным органом в нарушение требований действующего законодательства в конкурсной документации не установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства саморегулируемой организации на выполнение работ по подготовке проектной документации и проведение инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту;
2. заказчиком и уполномоченным органом в конкурсной документации установлен порядок оценки заявок на участие в конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" с нарушением требований действующего законодательства о контрактной системе, поскольку во-первых, для показателя "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" отсутствует обоснование требования о наличии "у подрядчика работ (контрактов) специального научного характера при этом стоимость каждого ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 1 000 000 рублей в период с 2012 по 2017г.к.", а также нет требования "о наличии опыта на проектирование и изыскания для специальных строительных объектов с периодами и суммами контрактов"; во-вторых, для показателя "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" не установлен "предел количества специалистов реально необходимый";
3. заказчик и уполномоченный орган в нарушение требований законодательства о контрактной системе не указал в конкурсной документации "информацию о наличии ряда научных работ или работ, имеющихся в наличии у кого-либо в архивах, не разъясняет возможность их предоставления, что ставит участников закупки в неравные условия по наличию информации и определению затрат на исполнение госзакупки";
4. заказчиком и уполномоченным органом начальная (максимальная) цена контракта для данной закупки определена некомпетентно, "закупка не имеет выверенной НМЦК, что ограничивает участие в закупке", то есть фактически ставит под сомнение обоснованность начальной (максимальной) цены контракта. Жалоба в части данного довода в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ Ярославским УФАС России перенаправлена в Контрольно-ревизионную инспекцию Ярославской области, о чем проинформирован заявитель (письмо от 25.05.2017 исх. N 5311/05-05);
5. заказчиком и уполномоченным органом в проекте государственного контракта в нарушение требований законодательства не предусмотрена поэтапная оплата выполненных подрядчиком работ, что, по мнению заявителя, ограничивает количество участников закупки;
6. заказчиком и уполномоченным органом в конкурсной документации (в том числе, проекте государственного контракта) установлен необоснованно короткий срок для выполнения работ, являющихся предметом закупки, поскольку конкурсная документации содержит указание на необходимость определения сезонной динамики рН, СО2, Н2S, прозрачности воды и вертикальное распределение растворенного кислорода;
7. заказчиком и уполномоченным органом в конкурсную документации включена не имеющая, по мнению заявителя, однозначного трактования формулировки "определение участков для оптимизации размещения участков изъятия донных отложений с минимизацией вероятности вторичного загрязнения воды в результате дноуглубительных работ"; заказчиком упущена задача определения участков размещения (депонирования) извлеченного грунта;
8. конкурсная документация разработана заказчиком и уполномоченным органом без учета принципа эффективного расходования бюджетных средств, что, по мнению заявителя, является нарушением статьи 34 Бюджетного кодекса РФ, заказчиком допущена необоснованность расходования бюджетных средств на проводимую закупку. Жалоба в части данного довода в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Ярославским УФАС России перенаправлена в Контрольно-счетную палату Ярославской области, о чем заявитель проинформирован (письмо от 25.05.2017 исх. N 5310/05-05).
На основании вышеизложенного просит провести проверку действий государственного заказчика, выдать государственному заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, в том числе об аннулировании торгов, обратиться в арбитражный суд с иском о признании размещения заказа недействительным, приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу.
Представители заказчика и уполномоченного органа в свою очередь пояснили, что не согласны с доводами жалобы; представили письменные пояснения по доводам жалобы, считают, что конкурсная документация полностью соответствует законодательству о закупках. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Представителем заявителя (Рывкиным В.И.) на заседании Комиссии было заявлено ходатайство об отводе одного из представителей заказчика - Герасимова Ю.В., ввиду того, что последний является непосредственно представителем победителя закупки (то есть заинтересованным лицом) и не может участвовать при рассмотрении данного дела.
Комиссия, рассмотрев заявленное в рамках заседания Комиссии указанное выше устное ходатайство представителя заявителя, приняла решение отказать в его удовлетворении, поскольку Герасимов Ю.В. представляет интересы заказчика Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области на основании выданной ему директором Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области доверенности от 24 мая 2017 года, в том числе с правом представления интересов данного заказчика в УФАС по Ярославской области по настоящему делу.
Даже если и имеет место быть то обстоятельство, что Герасимов Ю.В. имеет какое-либо отношение к победителю закупки, факт выдачи единоличным исполнительным органом Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области надлежаще оформленной доверенности с правом представления интересов данного заказчика в УФАС по Ярославской области по настоящему делу не позволяет Комиссии отказать в праве на участие в заседании Комиссии по данному делу управомоченному на данные действия лицу.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - Департаментом государственного заказа Ярославской области 02.05.2017 в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0171200001917000579 о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских работ по теме "Комплекс мероприятий по анализу состояния озера Неро и необходимости проведения работ по его комплексной экологической реабилитации". Начальная (максимальная) цена контракта - 12 000 000 (Двенадцать миллионов) рублей 00 копеек.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В отношении довода заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом в нарушение требований действующего законодательства в конкурсной документации не установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства саморегулируемой организации на выполнение работ по подготовке проектной документации и проведение инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами (часть 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ).
В случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации (часть 5.1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ).
Договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий (часть 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из пункта 3 раздела 1 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации предметом закупки является выполнение научно-исследовательских работ по теме "Комплекс мероприятий по анализу состояния озера Неро и необходимости проведения работ по его комплексной экологической реабилитации".
При этом описание объекта содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации.
В раздел 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации заказчиком и уполномоченным органом определены цели и задачи подлежащих выполнению работ в рамках рассматриваемой закупки, перечень исследований, выраженные следующим образом:
Цель работы: научное обоснование мероприятий по экологической реабилитации озера Неро и определение целесообразности дальнейшего выполнения работ по реабилитации на основе результатов комплексного исследования его современного состояния.
Задачи:
- выполнить комплексное обследование современного экологического состояния озера Неро и анализ изменений его экосистемы;
- определить целесообразность дальнейшей реализации проекта "Комплексная экологическая реабилитация озера Неро в Ростовском районе Ярославской области" и необходимости корректировки имеющейся проектно-сметной документации;
- разработать перечень мероприятий, проведение которых требуется для экологической реабилитации озера Неро с обоснованием необходимости их проведения и определением объемов и стоимости работ.
Научное исследование включает в себя пять групп исследований: комплексное химико-токсикологическое исследование донных отложений и воды; гидрологическое исследование; оценку современного уровня развития макрофитов; оценку современного уровня развития планктона, бентоса и перифитона; оценку современного состояния рыбного населения озера.
По результатам научно-исследовательских работ должен быть составлен отчет, состоящий из трех блоков: комплексная оценка и прогноз экологического состояния озера Неро; перечень мероприятий по экологической реабилитации озера Неро; заключение о необходимости корректировки имеющейся проектно-сметной документации.
При этом блок "Перечень мероприятий по экологической реабилитации озера Неро" включает в себя в числе прочего следующие мероприятия: предложения по корректировке/дополнению мероприятий, предусмотренных в составе имеющегося проекта; укрупненный сметный расчет объемов и стоимости работ и другие, блок "Заключение о необходимости корректировки имеющейся проектно-сметной документации" - заключение о целесообразности дальнейшей реализации проекта "Комплексная экологическая реабилитация озера Неро в Ростовском районе Ярославской области" и необходимости корректировки имеющейся проектно-сметной документации и другие.
Иными словами, исполнителю необходимо провести комплексную научную оценку состояния озера Неро путем научных обоснований, анализа, обобщений, прогноза, по результатам последних разработать перечень мероприятий требуемых с научной точки зрения для экологической реабилитации озера и предложить в случае необходимости корректировку имеющейся проектно-сметной документации.
При этом под формулировкой "предоставить в случае необходимости корректировку имеющейся проектно-сметной документации" понимаются предложения исполнителя, которые необходимо (уместно) внести в существующую проектно-сметную документацию на основании полученных им результатов научных исследований, а не сам факт осуществления такой корректировки последней данным исполнителем; формулировку "укрупненный сметный расчет объемов и стоимости работ" следует рассматривать в контексте перечня мероприятий, проведение которых требуется для экологической реабилитации, а не в части составления данного сметного расчета.
Следовательно, условиями конкурсной документации не предусмотрена разработка проектно-сметной документации, составление сметных расчетов, как на то указывает в тексте своей жалобы заявитель, в данном случае потребностью заказчика и уполномоченного органа является проведение научных исследований, выявление проблемных аспектов с научной точки зрения и предложение путей их решения.
Таким образом, у заказчика и уполномоченного органа не возникло обязанности устанавливать в конкурсной документации требование о наличии у участников закупки свидетельства саморегулируемой организации на выполнение работ по подготовке проектной документации и проведение инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, утверждение заявителя об обратном является несостоятельным.
Оценивая довод заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом в конкурсной документации установлен порядок оценки заявок на участие в конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" с нарушением требований действующего законодательства о контрактной системе, поскольку: во-первых, для показателя "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" отсутствует обоснование требования о наличии "у подрядчика работ (контрактов) специального научного характера при этом стоимость каждого ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 1 000 000 рублей в период с 2012 по 2017г.к.", а также нет требования "о наличии опыта на проектирование и изыскания для специальных строительных объектов с периодами и суммами контрактов"; во-вторых, для показателя "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" не установлен "предел количества специалистов реально необходимых", Комиссия пришла к следующим выводам.
Исходя из пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии, в частности квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ определено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Данный порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 4 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) определено, что заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, в частности характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Вместе с тем положениями законодательства о контрактной системе не регламентированы (не определены) сведения и документы, которые должен потребовать заказчик у участников закупки для подтверждения последними опыта работ, в данном случае содержится указание на наличие сопоставимости (связанности) такого опыта с предметом контракта (то есть заказчик определяет самостоятельно перечень таких документов и сведений исходя из предмета закупки).
В пункте 24 раздела 1 "Информационная карта конкурса" документации об открытом конкурсе заказчиком и уполномоченным органом определены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (стоимостные и нестоимостые).
Нестоимостным критерием является "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Для оценки заявок по такому критерию используется, в том числе, показатель "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", для которого определен следующий порядок оценки:
"в рамках данного показателя оценивается опыт участника конкурса (с учетом правопреемства) исполнения контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого характера и объема (работы в области исследования и анализа проблем водных объектов экологии и охраны окружающей среды, в том числе по оценке состояния качества водных объектов; работы по химико-токсикологической оценке воды и донных отложений водных объектов; работы в области гидрологического изучения водных объектов; работы по изучению флоры и фауны водного объекта, а также таксономической и количественной оценке биомассы водного объекта), заключенных не ранее 01.01.2012 и успешно исполненных на дату окончания подачи заявки на участие в конкурсе (успешно исполненный контракт (договор) - это контракт (договор) на выполнение работ сопоставимого характера и объема, исполненного в объеме и в сроки, установленные контрактом (договором), принятый заказчиком без замечаний по которым Исполнителю не были начислены неустойки (штрафы, пени), за исключением случаев, если начисление Исполнителю неустойки (пеней и/или штрафов) было признано судом незаконным). При этом стоимость каждого ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 1 000 000 рублей. В качестве подтверждения по данному показателю предоставляются:
1) копии исполненных контрактов и (или) договоров в полном объеме на выполнение работ сопоставимого характера и объема;
2) копии подписанных актов сдачи-приемки выполненных работ в полном объеме по контрактам и (или) договорам;
Контракт/договор, исполнение которого не подтверждено копией акта сдачи-приемки выполненных работ, не засчитывается при оценке".
Соответственно, заказчиком для приведенного выше показателя определен порядок оценки заявок исходя из специфики предмета рассматриваемой закупки путем указания на сопоставимые с объектом закупки предметы тех контрактов, которые допускаются к представлению участниками закупки в качестве подтверждения требуемого заказчиком и уполномоченным органом по условиям закупочной документации опыта, сроки их заключения и стоимость.
Ссылка заявителя в жалобе на необходимость установления для критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" такого показателя, как "наличие опыта на проектирование и изыскания для специальных строительных объектов" с указанием на периоды заключения и суммы контрактов является несостоятельной, поскольку, как указано выше (при рассмотрении первого довода жалобы заявителя), предметом оспариваемой закупки являются научные исследованиями, в рамках которых не требуется проведения инженерных изысканий и разработки проектной документации.
Согласно пункту 23 раздела III "Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки" Правил в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
В пункте 24 раздела 1 "Информационная карта конкурса" документации об открытом конкурсе заказчиком и уполномоченным органом для показателя "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" порядок оценки выражен следующим образом:
"в рамках данного показателя оценивается наличие состоящих в трудовых отношениях на постоянной основе с участником закупки специалистов, имеющих ученую степень доктора и/или кандидата биологических и/или химических наук и стаж работы в данной организации не менее 2 лет. В качестве подтверждения по данному показателю (при наличии) участник закупки предоставляет в отношении каждого специалиста:
1) копию трудовой книжки или трудового договора или выписку из трудовой книжки или соглашение;
2) копию документов о присвоении ученой степени.
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется:
НЦБi =КЗ(Кi / Кmax)
100, где: КЗ - коэффициент значимости показателя
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений участников закупки".
Иными словами, избранный заказчиком порядок оценки заявок по данному показателю основывается на принципе наибольшего предоставления требуемых по условиям закупочной документации документов и информации, то есть чем больше таких документов, тем количество баллов, присуждаемых по данному показателю, будет больше, и не противоречит требованиям Правил.
Таким образом, Комиссия полагает, что в данном случае заказчиком и уполномоченным органом порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен надлежащим образом.
При рассмотрении довода заявителя о том, что заказчик и уполномоченный орган в нарушение требований законодательства о контрактной системе не указал в конкурсной документации "информацию о наличии ряда научных работ или работ, имеющихся в наличии у кого-либо в архивах, не разъясняет возможность их предоставления, что ставит участников закупки в неравные условия по наличию информации и определению затрат на исполнение госзакупки", Комиссия пришла к выводу о несостоятельности данного довода по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из пункта 3 раздела 1 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации предметом закупки является выполнение научно-исследовательских работ по теме "Комплекс мероприятий по анализу состояния озера Неро и необходимости проведения работ по его комплексной экологической реабилитации".
При этом описание объекта содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации.
Согласно разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об открытом конкурсе заказчиком и уполномоченным органом установлено, что исполнитель при выполнении научно-исследовательских работ должен провести в числе прочего сравнительный анализ состояния сообществ планктона, бентоса и перифитона относительно такового в предыдущие десятилетия (1960-е и 2000-е годы) при комплексном химико-токсикологическом исследовании донных отложений и воды и при оценке современного уровня развития планктона, бентоса и перифитона.
Как пояснили представители заказчика, целью сравнительного анализа является изучение закономерностей происходящих в озере процессов, динамики их изменений, выявление проблемных аспектов.
В рамках заседания Комиссии представители заказчика также указали, что заказчик не исключает возможности нахождения в распоряжении одного или нескольких потенциальных исполнителей материалов исследований донных отложений озера Неро в 1960-е - 2000-е год, однако заказчик не располагает такими сведениями и представить их исполнителю не может.
При этом отчеты о состоянии озера Неро, проведенные Ярославским государственным университетом им. П.Г. Демидова, на которые ссылается заявитель в тексте своей жалобы, не планируются к использованию в данной научно-исследовательской работе, поэтому на данные отчеты отсутствует указание в конкурсной документации.
Заявитель в свою очередь не представил доказательств обратного.
Несостоятельным является и довод заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом в проекте государственного контракта в нарушение требований законодательства не предусмотрена поэтапная оплата выполненных подрядчиком работ, что, по мнению заявителя, ограничивает количество участников закупки, в силу следующего.
Исходя из части 2 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Частью 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ определено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Минобрнауки России от 21.10.2015 N 1180 "Об утверждении типового контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, типовых условий контракта при использовании результатов интеллектуальной деятельности, включаемых в контракты на выполнение работ, оказание услуг и информационной карты типового контракта, типовых условий контракта" (далее - Приказ Минобрнауки России от 21.10.2015 N 1180) утвержден типовой контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - типовой контракт).
В пунктах 1.3 и 1.5 типового контракта указано, что "выполнение Работ по Контракту (Договору) осуществляется в ____________________________________ этап__ .
(количество этапов выполнения работ)
Сроки выполнения Работ, последовательность действий Исполнителя при выполнении Работ, изложенная в хронологическом порядке по дате завершения каждого отдельного этапа (вида работ), устанавливаются в Календарном плане выполнения Работ (приложение N 2 к Контракту (Договору) (далее - Календарный план).
Приложением N2 к государственному (муниципальному) контракту (договору) является календарный план выполнения
Nп/п |
Наименование этапов исполнения Контракта (Договора) |
Содержание этапов исполнения Контракта (Договора) |
Перечень документов, разрабатываемых на этапе исполнения Контракта (Договора) |
Дата сдачи отчетной документации по Контракту (Договору) (отдельному этапу исполнения Контракта (Договора) (дд.мм.гг.) |
Дата окончания выполнения работ по Контракту (Договору) (отдельному этапу исполнения Контракта (Договора) (дд.мм.гг.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
ИТОГО |
|
|
|
|
".
Расчеты с Исполнителем осуществляются в пределах стоимости (цены) выполненных Работ в течение ________ (________________________) календарных с момента представления Исполнителем подписанного Сторонами акта сдачи-приемки Работ по Контракту (Договору) или акта сдачи-приемки Работ по отдельному этапу Контракта (Договора) (пункт 3.5 типового контракта).
Соответственно, положениями типового контракта предусмотрено выделение этапов выполнения работ, являющихся предметом такого контракта, количество которых определяется заказчиком самостоятельно, и для каждого отдельного этапа должен быть установлен срок выполнения таких работ и порядок оплаты выполненных исполнителем работ должен быть непосредственно привязан к количеству этапов.
На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что при разработке проекта государственного контракта на выполнение научно-исследовательских работ по теме "Комплекс мероприятий по анализу состояния озера Неро и необходимости проведения работ по его комплексной экологической реабилитации", являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, заказчиком и уполномоченным органом учитывались положения типового контракта, что находит свое отражение в следующем:
выполнение работ по контракту осуществляется в один этап (пункт 1.3 раздела 1 "Предмет контракта") и сроки выполнения работ, последовательность действий исполнителя при выполнении работ, изложенная в хронологическом порядке по дате завершения каждого отдельного этапа (вида работ), устанавливаются в календарном плане выполнения работ (приложение N 2 к Контракту) (пункт 1.5 раздела 1 "Предмет контракта").
Приложение N2 к проекту государственного контракта представлено календарным планом выполнения научно-исследовательских работ по теме "Комплекс мероприятий по анализу состояния озера Неро и необходимости проведения работ по его комплексной экологической реабилитации":
N п/п |
Наименование этапов исполнения Контракта |
Содержание этапов исполнения Контракта |
Перечень документов, разрабатываемых на этапе исполнения Контракта |
Дата сдачи отчетной документации по Контракту |
Дата окончания работ по Контракту |
1. |
Комплекс мероприятий по анализу состояния озера Неро и необходимости проведения работ по его комплексной экологической реабилитации |
Комплексные химико-токсикологические исследования донных отложений и воды; Гидрологические исследования; Оценка современного уровня развития макрофитов; Оценка современного уровня развития планктона, бентоса и перифитона; Оценка современного состояния рыбного населения озера; Оформление отчета по результатам НИР; |
Отчет по результатам НИР, включающий в себя: - Комплексную оценку и прогноз экологического состояния озера Неро; - Перечень мероприятий по экологической реабилитации озера Неро; - Заключение о необходимости корректировки имеющейся проектно-сметной документации |
01.11.2017 |
01.11.2017 |
В пункте 3.5 раздела 3 "Стоимость (цена) Работ и порядок оплаты" указано, что расчеты с Исполнителем осуществляются в пределах стоимости (цены) выполненных Работ в течение 25 (двадцати пяти) календарных дней с момента представления Исполнителем подписанного Сторонами акта сдачи-приемки Работ по Контракту.
Из совокупности приведенных выше положений проекта государственного контракта следует, что за основу данного проекта контракта заказчиком и уполномоченным органом приняты положения типового контракта, выразившееся в указании этапа выполнения работ (в данном случае одного) с раскрытием его содержания, указанием перечня подлежащих разработке документов, срока, в течение которого такие работы должны быть выполнены, а также порядка оплаты выполненных работ применительно к выделенному одному этапу.
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России, учитывая применение заказчиком и уполномоченным органом при формировании проекта государственного контракта положений типового контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, и отсутствие закрепленного в положениях последнего запрета на установление заказчиком одного этапа выполнения научно- исследовательских работ не усматривает в указанных действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе.
В отношении довода заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом в конкурсной документации (в том числе, проекте государственного контракта) установлен необоснованно короткий срок для выполнения работ, являющихся предметом закупки, поскольку конкурсная документации содержит указание на необходимость определения сезонной динамики рН, СО2, Н2S, прозрачности воды и вертикальное распределение растворенного кислорода, что, по мнению заявителя, означает проведение мониторинговых работ во все сезоны годы, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ определено, что конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
В пункте 3 раздела 1 "Информационная карта конкурса" документации об открытом конкурсе заказчиком и уполномоченным органом установлено, что работы, являющиеся предметом закупки, должны выполняться с момента заключения государственного контракта до 01 ноября 2017 года.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В пункте 1.5 раздела 1 "Предмет контракта" проекта государственного контракта заказчиком и уполномоченным органом установлено, что сроки выполнения работ, последовательность действий исполнителя при выполнении работ, изложенная в хронологическом порядке по дате завершения каждого отдельного этапа (вида работ), устанавливаются в календарном плане выполнения работ (приложение N 2 к Контракту) (далее - Календарный план).
В приложении N2 к проекту государственного контракта установлено, что датой окончания работ по контракту является 01 ноября 2011 года.
Согласно части 2 статьи 54 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Комиссией установлено, что протокол рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 30.05.2017 NПРЕ1 для закупки N0171200001917000579 размещен в единой информационной системе 30 мая 2017 года.
Соответственно, государственный контракт на выполнение научно-исследовательских работ по теме "Комплекс мероприятий по анализу состояния озера Неро и необходимости проведения работ по его комплексной экологической реабилитации" должен быть заключен заказчиком не позднее 19 июня 2017 года (то есть исполнителю надлежит выполнить работы в летне-осенний период).
В разделе 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации заказчиком и уполномоченным органом установлено, что при проведении комплексных химико-токсикологических исследований донных отложений и воды исполнитель должен определить сезонную динамику рН, СО2, Н2S, прозрачности воды и вертикальное распределение растворенного кислорода.
При этом в конкурсной документации отсутствует указание на то, что сезонная динамика тех или иных процессов определяется непосредственно для всех четырех климатических сезонов (то есть понятие "сезонная динамика" не определено).
Как пояснили представители заказчика применительно к данной закупке под сезонной динамикой прохождения тех или иных процессов в озере Неро понимается временной интервал, предусмотренный условиями проекта государственного контракта на выполнение работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки (в рассматриваемом случае летне-осенний), и охватывающий период открытого водоема (летняя межень, осенний паводок, период перед ледоставом).
Соответственно, путем соотнесения состава комплексных химико-токсикологических исследований донных отложений и воды (требований о необходимости определения сезонной динамики процессов озера) со сроком выполнения работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки (с момента заключения контракта (не позднее 20 июня 2017 года) до 01 ноября 2017 года) при условии отсутствия в конкурсной документации понятия сезонности становится ясным и не вызывает сомнений, что исследования, которые необходимо провести в рамках данной закупки, затрагивают летний и осенний периоды, то есть сезонная динамика тех или иных процессов применима к сезонам, охваченным действием данного государственного контракта и, соответственно, укладывается в установленный заказчиком и уполномоченным органом срок для выполнения таких работ.
Заявителем ни в тексте жалобы, ни в рамках заседания Комиссии не представлено доказательств того, что изучение сезонной динамики экологических процессов представляет собой мониторинговых работ во все сезоны года.
Таким образом, Комиссия не усматривает нарушений законодательства о закупках в действиях заказчика и уполномоченного органа по установлению в конкурсной документации окончания срока выполнения работ 01 ноября 2017 года, довод заявителя об обратном является несостоятельным.
В ходе рассмотрения жалобы не нашел подтверждения и довод заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом неправомерно в конкурсную документации включена не имеющая, по мнению заявителя, однозначного толкования формулировка: "определение участков для оптимизации размещения участков изъятия донных отложений с минимизацией вероятности вторичного загрязнения воды в результате дноуглубительных работ"; заказчиком упущена задача определения участков размещения (депонирования) извлеченного грунта, в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком и уполномоченным органом установлено, что одним из технических решений комплексного химико-токсикологического исследования донных отложений и воды является определение участков для оптимизации размещения участков изъятия донных отложений с минимизацией вероятности вторичного загрязнения воды в результате дноуглубительных работ.
В данном случае, как пояснили представители заказчика, под "размещением участков изъятия донных отложений" следует понимать определение мест расположения изъятия донных отложений (грунта) и рассматривать такие требования необходимо в совокупности с целями и задачами научных исследований, которые в свою очередь связаны непосредственно с изучением состояния озера с научной точки зрения.
Согласно словарю русских синонимов и сходных по смыслу выражений (под редакцией Н. Абрамовой, М.: Русские словари, 1999) синонимами слова "размещение" являются слова "расположение, местоположение, локализация и т.д.".
Таким образом, под фразой "определение участков для оптимизации размещения участков изъятия донных отложений" следует понимать "определение участков для оптимизации местоположения (локализации) участков изъятия донных отложений".
При этом, как пояснили представители заказчика и уполномоченного органа, выбор оптимальных участков складирования изымаемого грунта не является предметом и целью настоящих научно-исследовательских работ, такие работы должны проводиться при корректировке проектно-сметной документации в случае необходимости ее проведения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу Депутата Ярославской областной Думы Балабаева С.А. на действия заказчика - Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских работ по теме "Комплекс мероприятий по анализу состояния озера Неро и необходимости проведения работ по его комплексной экологической реабилитации" (извещение N 0171200001917000579) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Потемкина
С.Н. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 26 мая 2017 г. N 5561/05-02(154Ж-17)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2017