Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 25 мая 2017 г. N 421
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>; члены Комиссии: <_>, <_>; при участии представителей отдела капитального строительства Администрации муниципального образования "Боханский район" (далее - Заказчик) - <_>, <_>; представителя Администрации муниципального образования "Боханский район" (далее - уполномоченный орган) <_>; при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Центр Дорожных технологий" (далее - общество, заявитель) <_>; рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на "Выполнение работ по реконструкции автомобильных дорог "Подъездная дорога к д. Мутинова", "Подъездная дорога к д. Нашата", "Подъездная дорога к д. Харагун" в Боханском районе Иркутской области", извещение N 0134300073817000006 (далее - электронный аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 18 мая 2017 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
По мнению заявителя, заказчиком в проекте государственного контракта документации об электронном аукционе установлен срок оплаты выполненных работ, не соответствующий положениям Федерального закона N44-ФЗ.
Помимо этого, заявитель указывает, что в действиях заказчика имеется нарушение части 23 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ, выразившееся в не установлении в проекте контракта обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Кроме того, заявитель указывает, что документация об аукционе содержит требования к указанию участниками закупки в своих заявках показателей химического состава, компонентов товара, предполагаемого к использованию при выполнении работ.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом 02 мая 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.rts-tender.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300073817000006, а также документация об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильных дорог "Подъездная дорога к д. Мутинова", "Подъездная дорога к д. Нашата", "Подъездная дорога к д. Харагун" в Боханском районе Иркутской области (далее - Документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 198 983 530 руб. 00 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, приходит к следующим выводам.
На основании с частью 4 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13.1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Федерального закона N44-ФЗ, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Комиссией установлено, что согласно пункту 3.5. проекта муниципального контракта, оплату за фактически выполненные работы заказчик осуществляет при выполнении подрядчиком условий качества, проекта и сроков, предусмотренных Календарным графиком производства работ (Приложение N2).
На основании пункта 4.1 проекта муниципального контракта, календарные сроки выполнения работ определены: начало работ - с момента заключения муниципального контракта. Окончание работ - 30 ноября 2017 года.
Таким образом, оплата выполненных работ подрядчиком должна быть осуществлена заказчиком не позднее 31 декабря текущего года, то есть в течение тридцати дней, что соответствует требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком в документации об электронном аукционе установлен ненадлежащий порядок оплаты подрядчику выполненной работы.
Следовательно, в данной части довод заявителя является необоснованным.
В соответствии с частью 23 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Извещением о проведении закупки, документацией об электронном аукционе установлена начальная (максимальная) цена контракта - 198 983 530 рублей.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что электронный аукцион осуществляется для обеспечения федеральных, региональных муниципальных нужд.
Следовательно, заказчик обязан устанавливать к подрядчику требование о предоставлении информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, если цена такого договора составляет более чем 10 процентов цены контракта.
Комиссией установлено, что в пункте 7.24 проекта контракта заказчиком установлено требование, что в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить заказчику: а) копии документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, которые являются предметом договора, заключенного между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем; б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) субподрядчику, соисполнителю, - в случае если договором, заключенным между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренного контрактом, заключенным с заказчиком (в ином случае указанный документ представляется заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, выполненных субподрядчиком, соисполнителем).
Кроме того, Комиссией установлено, что в пункте 11.10 проекта контракта установлено, что за непредоставление информации, указанной в пункте 7.24. с подрядчика взыскиваются пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного Подрядчиком с соисполнителем в соответствии Законом о Контрактной системе. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в проекте муниципального контракта заказчиком установлено требование о предоставлении информации о всех соисполнителях, заключивших договор или договоры с подрядчиком, если цена такого договора составляет более чем 10 процентов цены контракта.
Кроме того, заявитель в составе жалобы не представил документов и доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N44-ФЗ.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Требования к работам, являющимся предметом контракта, товарам (материалам), которые должны использоваться при выполнении работ, установлены заказчиком в Приложение N1 Техническое задание документации об электронном аукционе.
Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что согласно приложению N1 Техническое задание документации об электронном аукционе заказчиком в отношении товара "Арматура А-III диаметром 10 мм,16 мм, 20 мм, 32 мм. Арматура A-I диаметром 6 мм, 8 мм" заказчиком приведены следующие показатели товара: Арматура должна соответствовать требованиям ГОСТ 5781-82.
Арматурная сталь должна быть изготовлена из углеродистой или низколегированной стали. A-I (A240) марка стали Ст3кп или Ст3пс или Ст3сп. А-III (А400) марка стали 35ГС или 25Г2С.
Вместе с тем, согласно п.2.2, 2.3 ГОСТ 5781-82 Арматурную сталь изготовляют из углеродистой и низколегированной стали, при этом арматурная сталь марок Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп - изготавливается из углеродистой стали, а марок 35ГС, 25Г2С - изготавливается из низколегированной стали.
В ходе рассмотрения представитель заказчика пояснил, что при формировании Технического задания документации об электронном аукционе заказчиком по позиции товара "Арматура А-III диаметром 10 мм,16 мм, 20 мм, 32 мм. Арматура A-I диаметром 6 мм, 8 мм" была допущена техническая ошибка. Вместе с тем, представитель заказчика пояснил, что при рассмотрении первых частей заявок по указанному основанию ни одного участника не отклоняли.
Таким образом, заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ в описании объекта закупки размещена противоречивая информация относительно изготовления арматурной стали.
Следовательно, в данной части довод заявителя является обоснованным.
Доводы заявителя о наличии в документации об электронном аукционе требований к химическому составу и компонентам товаров, предполагаемых к использованию при выполнении работ, ограничивающие количество участников закупки, не нашли своего подтверждения.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель в жалобе не представил доказательств, подтверждающих тот факт, что установленные заказчиком требования повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Является необоснованным и довод заявителя о несоответствии показателя "всхожесть % не менее" для "семян газонных трав" требованиям ГОСТ Р 523-2005.
Значение показателя "всхожесть, %, не менее" для трав установлено заказчиком в соответствии с классом всхожести "не менее II класса" согласно таблицы А.2. СТО НОСТРОЙ 2.25.24-2011 и не выходит за пределы диапазона табл. 8 ГОСТ Р 52325-2005.
В таблице А.2. СТО НОСТРОЙ 2.25.24-2011 семена представлены тремя классами всхожести I/II/III. В соответствии с пунктом А.З СТО НОСТРОЙ 2.25.24-2011 семена трав, предназначенных для посева, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 523 - 2005 и по посевным качествам быть не ниже II класса, устанавливаемого в соответствии с таблицей А.2. Соответственно посевные качества семян в части показателя всхожесть (табл. 8 ГОСТ Р 52325-2005) были скорректированы для класса всхожести "не менее II класса" (I или II).
Таким образом, требования к показателю товара "Семена газонных трав" указанные заказчиком в аукционной документации полностью соответствуют требованиям ГОСТ Р 52325-2005.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссий также выявлены следующие нарушения положений Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования. Согласно же части 3 данной статьи перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям, также устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такие требования к участникам и перечень документов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Так, согласно позиции 2 приложения N 1 к названному постановлению при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, к участникам закупки устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участника закупки данным требования, являются следующие:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно позиции 22 части II "Информационная карта электронного аукциона" Документации об электронном аукционе участники электронного аукциона должны представлять в составе заявок следующие документы: "копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
Таким образом, документация об электронном аукционе содержит требования к документам, которые должны представить участники электронного аукциона, не соответствующие установленным постановлением от 04 февраля 2015 года N 99.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона N 44-ФЗ, или копии этих документов.
В силу части 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ документов и информации, не допускается.
Следовательно, заказчиком, уполномоченным органом допущено нарушение части 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, Комиссия решила признать жалобу заявителя частично обоснованной.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные нарушения Федерального закона N44-ФЗ не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Кроме того, согласно части 1 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Комиссией установлено, что положения документации об электронном аукционе не нарушают и не могут нарушить права и законные интересы ООО "Центр Дорожных технологий", так как заявитель не обладает свидетельством о допуске к выполнению работ в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624, следовательно, не может принимать участие в электронном аукционе и быть признан победителем аукциона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "<_>" частично обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Направить копии решения заявителю, заказчику, уполномоченному органу.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 25 мая 2017 г. N 421
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2017