Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 мая 2017 г. N 797-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
при участии представителей:
- заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование центрального военного округа" -
- заявителя в лице ООО "Интер" -
рассмотрев жалобу ООО "Интер" (624130, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Гагарина, д. 7-а, оф. 114) о нарушении заказчиком в лице Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование центрального военного округа" (620075, г. Екатеринбург, ул. Ленина, д. 71) при осуществлении закупки путем проведения повторного конкурса на выполнение работ по очистке и рекультивации нефтезагрязненных земель (извещение N 0862100000217000368), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Интер" (вх. N 01-8623 от 22.05.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование центрального военного округа", его комиссии при осуществлении закупки путем проведения повторного конкурса на выполнение работ по очистке и рекультивации нефтезагрязненных земель (извещение N 0862100000217000368), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Интер" указал, что требования к участникам закупки установлены с нарушением норм Закона о контрактной системе, что критерии требования к составу заявки установлены заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе. На основании указанных доводов заявитель просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
12 мая 2017 года в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении повторного конкурса N0862100000217000368 и конкурсная документация на очистку и рекультивацию нефтезагрязненных земель.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 35 000 000,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 55 Закона о контрактной системе заказчик размещает извещение о проведении повторного конкурса в единой информационной системе не менее чем за десять дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в этом конкурсе. При этом объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного несостоявшимся, за исключением срока исполнения контракта, который должен быть продлен на срок не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и начальной (максимальной) цены контракта, которая может быть увеличена не более чем на десять процентов начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной конкурсной документацией конкурса, признанного несостоявшимся. Проведение повторного конкурса осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом положений настоящей статьи. В случае установления к участникам повторного конкурса единых требований и дополнительных требований при проведении повторного конкурса применяются положения статьи 56 настоящего Федерального закона с учетом положений настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна, в том числе, содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В силу п.п. г) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе Требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В п.п. а) п. 12, п.п г) п.1.1 Конкурсной документации установлены требования к участникам закупки, и требования к составу заявки, а именно: соответствие участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с составом следующих работ:
всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений (сбор отходов III класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности);
смеси нефтепродуктов прочие, извлекаемые из очистных сооружений нефтесодержащих вод, содержащие нефтепродукты более 70 % (сбор отходов III класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности);
осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве 15 % и более (сбор отходов III класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности);
песок, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 % и более) (сбор отходов III класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности);
грунт, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 % и более) (сбор отходов III класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности).
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии с пп.30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Статья 4.1 Закона об отходах производства и потребления устанавливает следующие классы опасности отходов: отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Согласно п. 1 Положения о лицензировании по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 г. N 1062, деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
Приложением к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности установлен перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в том числе:
3. Сбор отходов III класса опасности
7. Транспортирование отходов III класса опасности
11. Обработка отходов III класса опасности
15. Утилизация отходов III класса опасности
19. Обезвреживание отходов III класса опасности
23. Размещение отходов III класса опасности
24. Размещение отходов IV класса опасности
Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 г. N 1062 для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а так же иные документы, подтверждающие соответствие соискателя на право обладания лицензией.
Согласно п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 г. N 1062 к заявлению, указанному в пункте 5 настоящего Положения, соискатель лицензии прилагает:
а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);
б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности - копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ;
в) для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV классов опасности, выданных соискателю лицензии - индивидуальному предпринимателю и работникам, указанным в подпункте "г" пункта 3 настоящего Положения;
д) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии - юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I - IV классов опасности.
Всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений указаны в Федеральном классификационном каталоге отходов, утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.07.2014 N 445 (далее по тексту ФККО), под кодом 4 06 350 01 31 3, смеси нефтепродуктов прочие, извлекаемые из очистных сооружений нефтесодержащих вод, содержащие нефтепродукты более 70% указаны в ФККО под кодом 4 06 350 11 32 3, осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более указан в ФККО под кодом 7 23 102 01 39 3, песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) указан в ФККО под кодом 9 19 201 01 39 3, грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) указан в ФККО под кодом 9 31 100 01 39 3.
Согласно п. 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792, конкретные виды отходов представлены в кадастре отходов по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе. Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.
Таким образом, лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности может включать в себя различные виды работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно ст. 1 Закона об отходах производства и потребления, обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
В приложении N 3 установлено описание объекта закупки, при этом услуги по очистке и рекультивации земель МО РФ загрязненных нефтепродуктами на территории военного городка N 115, территории Шадринского участкового лесничества Свердловского лесничества МО РФ г. Шадринск Курганской области для нужд Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в 2017-2018 годах включают в себя, в том числе:
3 этап |
Устройство площадок обезвреживания грунтов N1, 2 (размер одной площадки 75х50 м) |
4 этап |
Закупка и монтаж насосного оборудования и очистных сооружений для очистки дренажной воды от нефтепродуктов |
7 этап |
Очистка нефтезагрязненных грунтов зоны II: - рыхление нефтезагрязненных грунтов ручным способом; - подготовка грунта для очистки: внесение опилок минеральных удобрений; - рыхление грунта после внесения опилок и удобрений с целью перемешивания; - разработка грунта, перемешанного с опилками, ручным способом и погрузка на автомашины, доставка на площадку N 2; - формирование буртов. |
Исходя из условий технического задания и объекта закупки, в составе работ по очистке и рекультивации земель нефтепродуктами предусмотрены работы по обезвреживанию грунтов.
При этом, заказчиком в нарушении ч. 6 ст. 31, п. 4 ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе не установлено требование к участнику закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с составом следующих работ: обезвреживание грунтов.
Комиссией УФАС Свердловской области установлено, что заявитель в лице ООО "Интер" обладает вышеуказанной лицензией на обработку отходов I-IV классов опасности и может оказывать услуги по очистке и рекультивации нефтезагрязненных земель, при этом ООО "Интер" не представило Комиссии Свердловского УФАС России доказательств того, что требования конкурсной документации не позволяют Обществу принять участие в закупке (подать заявку на участие в закупке), Комиссия антимонопольного органа приняла решение предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, поскольку у заявителя ООО "Интер" препятствий для подачи заявки на участие в конкурсе не было.
За утверждение конкурсной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническим задание конкурсной документации предусмотрены приложения, а именно: 1. Рабочий проект по ликвидации загрязнений земель МО РФ, загрязненных нефтепродуктами на территории военного городка N 115, территории Шадринского участкового лесничества Свердловского лесничества МО РФ, г. Шадринск Курганской области:
- рабочая документация - ОПЗ;
- рабочая документация - ТХ.ПЗ;
- рабочая документация - ПОР.
При этом рабочий проект по ликвидации загрязнений земель МО РФ в единой информационной системе не размещен. Следовательно, при исполнении контракта исполнитель обязан руководствоваться требованиями Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) в части наименования и сроков оказания услуг по очистке и рекультивации земель.
Таким образом, Комиссия Свердловского УФАС России не усматривает в установленных положениях технического задания и его неотъемлемых приложений нарушений прав и законных интересов заявителя.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч.8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Интер" признать обоснованной в части доводов об установлении заказчиком требований к участникам закупки и составу заявки на участие в закупке.
2. В действиях заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование центрального военного округа" признать нарушение ч. 6 ст. 31, п. 4 ч. 1 ст. 50 и ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование центрального военного округа" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчику обеспечить явку должностного лица, утвердившего документацию извещение N 0862100000217000368 с документами, удостоверяющими личность, а также документами подтверждающими полномочия на действия по утверждению документации, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении 12 июля 2017 г. в 14:30 по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5/ Химиков, 3 этаж 4.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 мая 2017 г. N 797-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2017