Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 мая 2017 г. N 791-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета"
- в отсутствии заявителя жалобы в лице ООО "Новострой", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
- заинтересованного лица ООО Инвестпром" -
рассмотрев жалобу ООО "Новострой" (111399, г. Москва, пр-кт Федеративный, д. 5, корп. 1, пом. 1, комната 5) на действия (бездействие) заказчика в лице Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета" (620151, Свердловская обл., г. Екатеринбург, пр-кт. Ленина, д. 46/А) при проведении закупки путем электронного аукциона на проведение ремонтных реставрационных работ в здании ФГБУК "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета" (извещение N 0362100003917000026), в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Новострой" (вх. N 01-8558 от 19.05.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на проведение ремонтных реставрационных работ в здании ФГБУК "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета" (извещение N 0362100003917000026), законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель обжалует положения аукционной документации в части отсутствия требований к участникам закупки в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства N99 от 14.02.2015 г. На основании изложенного заявитель просит рассмотреть доводы жалобы по существу и признать их обоснованными.
Представители заказчика с доводами заявителя не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
27.04.2017 года в единой информационной системе заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0362100003917000026 и аукционная документация на проведение ремонтных реставрационных работ в здании ФГБУК "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета" в действующей редакции от 06.05.2017 NИИ3.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 59 901 340 ,00 рублей.
Согласно 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст. 31 Закона о контрактной системе регламентируются единые требования к участникам закупки, которые заказчик устанавливает при осуществлении закупки.
Пунктом 3 части 2 ст. 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"Установить, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Согласно п. 1 Приложения N1 к Постановлению правительства N99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов предъявляются следующие дополнительные требования:
Наименование товаров, работ, услуг |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
||||
Выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонд |
|
|
Согласно извещения о проведении электронного аукциона N 0362100003917000026 объектом закупки является: проведение ремонтных реставрационных работ в здании ФГБУК "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета", кроме того, Комиссией УФАС установлено, что здание ФГБУК "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета" относится к объектам культурного наследия, и соответствует п. 1 Приложения N1 Постановление правительства N99.
Вместе с тем в п. 28 информационной карты аукционной документации предусмотрены требования к участникам закупки. Однако данным пунктом не установлено требование к участникам о подтверждении опыта и предоставлении документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В нарушении ч. 4 ст. 31 и ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчиком не установлено требование к участникам закупки, подтверждения наличия опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ, предусмотренных Постановлением Правительства N99.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В пункте 48 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" указан следующий вид деятельности, на которую требуется лицензии: деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" также установлено, что к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 349 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом виды работ предусмотрены Приложением "Перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации" к указанному Положению.
Таким образом, приведенными нормами установлено обязательное лицензирование работ по реставрации памятников истории и культуры независимо от их категорий. При этом, в силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить к участникам закупки требование о наличии соответствующей лицензии, а так же требование предоставить данный документ в составе второй части заявки участником.
Вместе с тем заказчиком в п. 1.5 проекта контракта, п. 15 "Технического задания аукционной документации" установлено, что обязательным условием на производство работ по настоящему Контракту является наличие у участника размещения заказа лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Основание: Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 349.
Перечень видов работ:
- Реставрация и воссоздание наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок
- Реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки
- Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций
- Приспособление инженерных систем и оборудования
- Приспособление систем энергообеспечения
При этом п. 28,30 информационной карты аукционной документации предусмотрены обязательные требования к участникам закупки, а так же документы, представляемые участником закупки в составе второй части заявки, при этом заказчиком в нарушении п. 1 ч. 1 ст. 31, п.2 ч. 1, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе не предусмотрено наличие у частника закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и предоставление ее копии в составе второй части заявки.
За утверждение аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Новострой" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета" признать нарушение п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 31, п. 2 ч.1, ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение аукционной документации на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение документации N 0362100003917000026, объяснением по факту выявленного нарушения 24 июля 2017 г. в 12-00.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 791-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 24.05.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
на основании своего решения N791-З от 24.05.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета" в срок до 30 июня 2017 года устранить нарушение Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки (извещение N0362100003917000026), внесения изменений в аукционную документацию в части устранения нарушений, установленных решением N791-З от 24.05.2017 г., продления сроков подачи заявок и завершении процедуры закупки в соответствии требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета" в срок до 10 июля 2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 мая 2017 г. N 791-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2017