Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 мая 2017 г. N 303-ж/17
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "САРСТРОЙНИИПРОЕКТ" в присутствии:
- представителя Администрация Усть-Катавского городского округа, действующего на основании доверенности от 23.05.2017,
- представителя Администрация Усть-Катавского городского округа, действующего на основании доверенности от 26.01.2017,
в отсутствие заявителя, уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 17.05.2017 поступила жалоба ООО "САРСТРОЙНИИПРОЕКТ" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проекта планировки и проекта межевания территории II очереди строительства МКР-5 в границах: ул. Автодорожная, ул. Некрасова, ул. Проектная 2, МКР-5 города Усть-Катава, Челябинской области под жилищное строительство блокированного, усадебного и коттеджного типа, с выполнением инженерных изысканий для проектных и строительных работ (извещение N 0169300007517000045) (далее - конкурс).
Извещение о проведении открытого конкурса опубликовано заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок 15.05.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта по конкурсу - 1 500 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 30.05.2017 в 15:00.
На дату рассмотрения жалобы ООО "САРСТРОЙНИИПРОЕКТ" контракты не заключен.
В жалобе ООО "САРСТРОЙНИИПРОЕКТ" указано, что заказчиком неправомерно не установлены требования к участнику закупки и к составу заявки о предоставлении свидетельства СРО на выполнение работ по инженерным изысканиям в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, тогда как в состав работ, являющихся описанием объекта закупки, входит выполнение работ по инженерно-геодезическим изысканиям, инженерно-геологическим изысканиям, инженерно-экологическим изысканиям.
Представители заказчика с доводами жалобы согласились, и указали, что требования к участнику закупки и к составу заявки о наличии свидетельства СРО не установлены ошибочно.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50, подпунктом г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в конкурсной документации должны содержаться требования к документам, подтверждающим соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 47 Закона о контрактной системе виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске (далее также - выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске) к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (далее - Приказ, Перечень).
Раздел I Перечня включает в себя виды работ по инженерным изысканиям, в том числе инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, инженерно-экологические изыскания.
Таким образом, в случае, если описание объекта закупки включает в себя выполнение работ по инженерным изысканиям, включенным в Перечень, то требованием к участнику закупки и к составу заявки должно быть предоставление свидетельства саморегулируемой организации о допуске к конкретным видам работ по инженерным изысканиям в соответствии с Перечнем (далее - свидетельство СРО).
Как следует из наименования объекта закупки, указанного в извещении и документации о закупке, предметом контракта является, в том числе выполнение инженерных изысканий для проектных и строительных работ.
В соответствии с пунктами 6, 7, 9 задания на разработку градостроительной документации (раздел N 7 конкурсной документации, Приложение N 1 к проекту контракта) заказчику требуется выполнить следующие виды работ по инженерным изысканиям:
- инженерно-геодезические изыскания, включающие топографическую съемку М 1:500 и изготовление попланшетных копий топографического плана.
- инженерно-геологические изыскания, включающие выполнение бурения для изучения литологического состав грунтов, определения уровня грунтовых вод, отбора проб грунтов и грунтовых вод на площадке строительства.
- радиационно-экологические изыскания, включающие выполнение отчета, содержащего следующие материалы и данные: план участка с указанием МЭД в контрольных точках; результаты работ по гамма-съёмке, по определению ЕРН в почве, оценки радоноопасности участка; заключение о радиационной безопасности данного участка, а при необходимости - рекомендации по повышению уровня безопасности.
Указанные виды работ, относятся, в том числе к пункту 1.3 раздела 1 Перечня "создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений", пункту 2.2 раздела 1 Перечня "проходка горных выработок с их опробованием, лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов и химических свойств проб подземных вод", пункту 4.4 раздела 1 Перечня "исследования и оценка физических воздействий и радиационной обстановки на территории".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости установления требований к участнику закупки и к составу заявки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части наличия свидетельства СРО, в том числе по пунктам 1.3, 2.2, 4.4 раздела 1 Перечня.
На заседании Комиссии представители заказчика также пояснили, что для выполнения работ по инженерным изысканиям требуется наличие свидетельства СРО.
На основании изложенного, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в пунктах 6.2, 13.5.1 "г" информационной карты документации о закупке не установлено требование к участнику закупки, а также требование к составу заявки на участие в конкурсе о необходимости наличия свидетельства СРО о допуске к работам, в том числе по пунктам 1.3, 2.2, 4.4 Перечня.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
При этом, согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии и с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В пункте 27 Правил указано, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Таким образом, в основе показателей нестоимостных критериев оценки должны содержаться объективные, полные и однозначные данные, позволяющие участнику закупки определить, какие сведения, характеризуются заказчиком с точки зрения лучших условий исполнения контракта, на основании которых конкурсная комиссия сможет произвести оценку заявок с учетом равного подхода ко всем участникам закупки.
В Приложении N 3 к конкурсной документации установлено, что значимость критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - критерий "квалификация участника закупки") составляет 80%.
Одним из показателей критерия "квалификация участника закупки" является опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Подтверждающими документами указанного показателя являются:
- графические материалы - копия основного чертежа вписанного в масштаб А3;
- акты выполненных работ по контрактам (договорам) или сведения о нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления подтверждающих утверждение выполненных документов по планировке территории и успешную разработку указанных документов.
При этом, предельно необходимым максимальным значением для показателя "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" является не менее 10 документов по выполнению работ по разработке документации по планировке территории не менее 30 га, кроме целей развития малоэтажного жилищного строительства.
Вместе с тем, в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пунктов 10, 27 Правил документы, которые указаны в качестве подтверждения показателя "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", не раскрывают, какой объем работ является сопоставимым по отношению к объекту закупки, что не позволит участникам закупки определить содержание данного показателя, которое характеризуется заказчиком с точки зрения лучших условий исполнения контракта.
Кроме того, одним из характеризующих условий данного показателя является предоставление документов, подтверждающих разработку документации по планировке территории не менее 30 га в количестве не менее 10 документов, тогда как из пункта 3 задания на разработку градостроительной документации следует, что площадь участка, в отношении которого необходимо выполнить работы, составляет около 7,2 га и требуется разработка одного документа. Указанные обстоятельства также свидетельствуют об установлении в конкурсной документации показателя опыта выполнения работ, несопоставимого характера с условиями выполнения работ, являющихся объектом закупки, в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пунктов 10, 27 Правил.
При этом, заказчиком также немотивированно исключена из документов, подтверждающих опыт выполнения работ, документация по планировке территории для целей развития малоэтажного жилищного строительства контракты, тогда как предмет закупки включает в себя планировку указанных объектов, что также нарушает пункт 27 Правил.
Дополнительно антимонопольный орган отмечает, что одним из показателей критерия "квалификация участника закупки" является наличие трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, максимальное значение которого составляет не менее 24 ключевых специалистов.
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.
С учетом изложенного, антимонопольный орган критически относится к установлению в документации о закупке максимального значения данного показателя, так как заказчик не обосновал необходимость наличия указанного количества специалистов для выполнения работ, являющихся предметом закупки, что может привести к созданию преимущественных условий участия в закупке хозяйствующим субъектам, обладающим наибольшим штатом сотрудников вне зависимости от количества специалистов, необходимого для выполнения работ, являющихся предметом закупки.
3. Как следует из пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе в извещении о закупке, конкурсной документации и проекте контракта должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Таким образом, конкурсная документация должна содержать полные и однозначные данные, позволяющие определить условия исполнения контракта, в том числе в части порядка оплаты выполненных работ.
Частью 1 статьи 708 ГК РФ закреплено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Согласно части 1 статьи 711 ГК РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Таким образом, поэтапная оплата выполненных работ допускается в случае если в контракте предусмотрены этапы выполнения работ подрядчиком.
В пункте 3.4 проекта контракта указано, что оплата выполненных работ осуществляется за фактически выполненные работы на основании акта сдачи-приемки этапа выполненных работ и счета-фактуры в течение 30 дней после их предъявления, но не позднее срока завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году, установленного бюджетным законодательством.
Вместе с тем, в проекте контракта не определены этапы выполнения работ, то есть промежуточные сроки выполнения работ, что свидетельствует о неопределенности условия об оплате выполненных работ на основании акта сдачи-приемки этапа выполненных работ, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что срок оплаты выполненных работ определен предъявлением подрядчиком первичных учетных документов (КС-2), однако в проекте контракта не определено, что указанные документы должны быть подписаны сторонами на момент оплаты, что может привести к оплате выполненных работ без учета их приемки заказчиком.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "САРСТРОЙНИИПРОЕКТ" на действия заказчика обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пунктов 10, 27 Правил, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе
4. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии К.А. Долгополова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 мая 2017 г. N 303-ж/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2017